В журнале «Отдых в России» вышла моя статья о личном опыте
поездки в Крым по единому билету на поезд, паром и автобус. Статью перед публикацией подрезали, но у себя в журнале я выкладываю ее в изначальной авторской версии, чтобы можно было более подробно рассказать о нашем опыте.
В качестве иллюстраций к материалу опубликованы три моих фотки: заглавная, с автобусом и центральная на втором развороте.
В Крым по единому /
«Отдых в России», №84 сентябрь-октябрь 2015 года Когда прошлой весной, после присоединения Крыма к России, стало понятно, что железнодорожное сообщение с полуостровом через территорию Украины постепенно накрывается медным тазом, а авиатранспорт не способен дать необходимых объемов перевозок, был запущен проект так называемого единого билета в Крым. Идея заключается в том, что человек приезжает на поезде в Краснодар или Анапу, а оттуда его через Керченскую переправу доставляют к месту назначения на полуострове - и все это по одному проездному документу. Как работает эта система и действительно ли обладателю «единого билета» в поездке не нужно думать ни о чем, кроме предстоящего отдыха, в конце нынешнего лета проверил на себе корреспондент «Отдыха в России» Павел Чукаев.
МОЖНО В ИНТЕРНЕТЕ, НО ЛУЧШЕ В КАССАХ
В списке станций на сайте РЖД с недавних пор появились Судак и Ялта - города, в которых отродясь не было ни вокзалов, ни железных дорог. Но не спешите думать, что интернет-представительство одной из главных транспортных компаний страны захватили мошенники - никакого обмана тут нет. Просто, если раньше «единый билет» можно было оформить только в железнодорожных кассах, то с этого лета появилась возможность купить его на сайте РЖД. Это, правда, в теории. На практике все оказалось не так гладко.
По-настоящему полную информацию о рейсовом сообщении с Крымом через Керченскую переправу - прежде всего, о расписании и тарифах - можно получить только на сайте transdir.ru, принадлежащем Единой транспортной дирекции (ЕТД), которая является оператором перевозок по «единому билету». Изучив все имеющиеся маршруты (из Краснодарского края по «единому билету» можно уехать в Керчь, Феодосию, Судак, Ялту, Севастополь, Симферополь и Евпаторию), мы решили ехать в Судак через Анапу и подобрали вариант, при котором, выехав на поезде из Москвы в субботу утром, уже к шести вечера воскресенья должны были потягивать из бокала вино «Солнечной долины» под стенами знаменитой Генуэской крепости. При этом продолжительность пересадки между поездом и автобусом составляла менее часа.
Увы, у сайта РЖД, по всей видимости, были другие планы на наш счет. Он непременно хотел, чтобы мы провели не менее шести часов за осмотром достопримечательностей Анапы и прибыли в Судак глубокой ночью. К счастью, сайт честно предупреждал, что система оформления «единых билетов» на нем работает в тестовом режиме, поэтому я решил попытать счастья в обычных железнодорожных кассах. Там мне без проблем оформили билеты на удобный рейс без принудительного увеличения времени пребывания в Анапе. При этом, правда, выяснилось, что «единый билет» на самом деле един в двух лицах: для проезда на поезде - один документ, для автобуса и парома - другой. В общем, на компанию из трех человек и дорогу туда-обратно получилась внушительная кипа бумажек.
Уехать из Москвы в Анапу в конце августа можно было за 2700 рублей - в плацкарте, а можно было за 30 тысяч - в люксе. Цена внутри одного класса также значительно колебалась в зависимости от скорости поезда: если бы вы захотели добраться до Анапы не за 30 часов, а за сутки, тот же плацкарт вышел бы вам уже в полтора раза дороже. Стоимость «единого билета» на автобус и паром зависит только от расстояния. Самая короткая поездка - по маршруту Анапа-Керчь - нынешним летом обошлась бы в 380 рублей, самые длинные - из Краснодара в Евпаторию, Севастополь или Ялту - в 810-820 рублей. Время в пути - опять-таки в зависимости от пунктов отправления и назначения - от 4,5 до 12 часов.
ЗА СЕМЕЧКАМИ И РАЗГОВОРАМИ
В одно из последних воскресений августа мы с компаньонами вышли на перрон железнодорожного вокзала Анапы. Найти указатели «Выход на посадку в Крымский федеральный округ по "единому билету"» оказалось куда проще, чем прорваться сквозь ряды встречающих поезд таксистов-риелторов, излагающих весь перечень предлагаемых услуг емкой фразой «Квартира - жить, машина - ехать». Через две минуты мы оказались на стоянке автобусов, следующих к Керченской переправе. Честно говоря, это было совсем не то, что я ожидал увидеть, насмотревшись красивых фотографий на сайте ЕТД и памятуя о том, что эта организация была создана на базе транспортной дирекции Олимпиады в Сочи. Здесь от олимпийского лоска не осталось и следа - складывалось ощущение, что на стоянке проходит выставка передовых достижений автобусостроительной отрасли 80-х годов прошлого века. Впрочем, капризничать и расстраиваться было некогда - надо было определяться, какой из этих видавших виды «Мерседсов», «Сетр» или «Неопланов» повезет нас в порт «Кавказ».
Поскольку внятных табличек ни на автобусах, ни на остановке обнаружить не удалось, мы направились к молодому человеку в модных голубых кроссовках и спортивном костюме, который уже несколько минут зазывал через мегафон всех, кто едет в Крым по «единому билету».
- У нас рейс 507 в Судак отправлением в 10:45, куда мы можем пройти на посадку? - деловито поинтересовались мы, считав всю необходимую информацию с проездного документа.
- Забудьте все, что написано у вас в билете, кроме времени отправления, - ответил молодой человек таким тоном, каким преподаватели вузов на первом занятии обычно говорят новоиспеченным студентам «Забудьте все, чему вас учили в школе». - Идите к белому автобусу, кладите вещи в багажное отделение и ждите водителя.
Вместе с нами этому совету последовало еще человек десять, и мы организовали очередь перед закрытой дверью автобуса. Когда через 10 минут появился водитель, количество человек в очереди почти сравнялось с числом мест в автобусе. Шофер проверил у нас билеты и пустил по рядам листок, в который все пассажиры должны были вписать свои ФИО и паспортные данные. Якобы это было необходимо для проезда полицейского поста на подъезде к переправе (на котором мы, кстати, в итоге так и не остановились). Ситуация, прямо скажем, выглядела странно. Жители Москвы давно привыкли, что даже жалобу на плохую уборку подъезда нельзя отправить в районную управу, не поставив галочку «согласен на обработку персональных данных», а тут какой-то водитель с не до конца понятной целью просит поделиться не чем-нибудь, а номерами паспортов. Но начинать отпуск с дотошного разбирательства юридических моментов не хотелось - уж больно сильно манил образ бокала вина под стенами Генуэзской крепости - и мы покорно вписали все требуемые данные. Из Анапы автобус отправился на десять минут раньше, чем должен был по расписанию.
Дальше были полтора часа в меру живописной дороги с подсолнуховыми полями по сторонам и арбузными развалами на обочинах. Перчика в нашу поездку решил добавить водитель, который половину пути разговаривал по телефону, а вторую половину - грыз семечки, и в какой-то момент начал совмещать эти два занятия. Как вы понимаете, специальной гарнитуры ни для телефона, ни для семечек, у него не было, поэтому руль он в этот момент придерживал в лучшем случае коленями. Понаблюдав за этими полуакробатическими этюдами пару минут, я вспомнил, что не собирался умирать по дороге в Крым, и подошел к шоферу с просьбой все-таки держаться за руль руками. Несмотря на то, что просьба была произнесена максимально спокойно, она, разумеется, оскорбила водителя до глубины души. Я узнал, что стажа у него больше, чем мне лет, что грызть семечки за рулем не запрещено правилами и что если мне страшно, я могу сесть назад. Тут, впрочем, на мою сторону встало еще несколько пассажиров, которые, по всей видимости, просто не решались обратить внимание водителя на непозволительность такого поведения, когда за твоей спиной находится 50 человек. В итоге шофер вынужден был капитулировать и принять новые правила игры, напоследок одними губами отпустив бранное слово в мой адрес.
ИСТОРИЧЕСКО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ
Россыпи указателей, как на вокзале в Анапе, в порту «Кавказ» не наблюдалось, но куда идти после высадки из автобуса было понятно интуитивно - прежде всего, благодаря расставленным повсюду ограждениям, не оставляющим других вариантов. Пересадка на паром заняла от силы минут 15. Чуть задержаться пришлось только в зоне досмотра багажа. Пока мы стояли в очереди за право поставить свой чемодан на ленту рентген-аппарата, нас со словами «пропустите инвалида» обошел молодой человек в фирменной футболке Единой транспортной дирекции, который помогал престарелой пассажирке донести ее вещи.
Когда перед входом на паром я остановился на несколько секунд, чтобы запечатлеть судно, двое его коллег в таких же желтых футболках вежливо сообщили мне, что фотографировать тут якобы запрещено. На закономерный вопрос «Почему?» они почти серьезно ответили, что переправа - это стратегический объект. «Это исторический объект», - отшутился я, намекая на скорое строительство моста в Крым. Ребята улыбнулись, а я, отойдя от них метров на двадцать, продолжил съемку. Больше на свободу фотографии на Керченской переправе никто не покушался.
При входе на паром нас ждала крутая, узкая и довольно высокая лестница вверх, забраться по которой с чемоданами для половины пассажиров оказалось совсем непростой задачей. Зато наверху их ждал пассажирский салон с мягкими креслами, кондиционером и девушкой в телевизоре, сообщившей среди прочего, что где-то на просторах судна имеется лифт. Думаю, многие из слышавших это выступление, были бы рады обогатиться данным знанием на несколько минут раньше.
Еще на пароме имелся буфет, само собой туалеты и вроде как вай-фай, подключиться к которому никому из нашей компании, правда, не удалось. Впрочем, это было нестрашно - главным развлечением для пассажиров все равно стало фланирование по открытой палубе и наблюдение за процессом переправы из порта «Кавказ» в порт «Крым» - после автобусного переезда поездка на пароме воспринималось практически как увеселительная морская прогулка.
ВСЕ ВОПРОСЫ К ЖЕЛТЫМ МАЙКАМ
Прибыв в Крым, мы - снова ориентируясь на толпу и заборы - без труда нашли выход к площадке с автобусами, которые должны были повезти нас дальше. На площадке имелся быстровозводимый зал ожидания и туалеты, неподалеку было несколько закусочных и небольшой магазин. В общем, это место во всем напоминало автостанцию. Во всем, кроме одного, - вместо табло или стенда с расписанием здесь был плакат с портретом Путина и надписью «Крым. Россия. Навсегда». Тайным знанием о том, когда и куда отправятся автобусы, тут обладали только координаторы ЕТД. Они, правда, стремились с помощью мегафонов поделиться этими сведениями с нахлынувшей толпой, но слово «Судак» в их объявлениях за несколько минут не прозвучало ни разу. Пришлось идти спрашивать. Нам указали на пустой автобус (почему-то с табличкой «Симферополь, Севастополь») и велели класть вещи и занимать места. Через секунду над площадью уже разносилось объявление для пассажиров, следующих по «единому билету» в Судак.
За пару минут автобусе оказалось несколько десятков человек. Ну, значит, скоро поедем, решили мы. Тем более, что для соблюдения указанного в билете (пусть и с пометкой «ориентировочно») времени прибытия в Судак тянуть с отправлением не стоило. Через четверть часа нашего пребывания в салоне старенького автобуса, в котором не было даже намека на наличие кондиционера, наконец, появился водитель. Но заходил он, как выяснилось, только для того, чтобы взять лежавшую на торпеде газету. «Когда же мы поедем?», - завозмущались пассажиры. - «Не знаю. Все вопросы к желтым майкам», - кивнул шофер в сторону сотрудников ЕТД, давая понять, что ему, в общем-то, все равно, когда, да, наверное, и куда, ехать. Еще через 15 минут шофер зашел снова и сообщил, что мы ждем прибытия следующего парома, так как в нашем автобусе остались свободные места.
После этого народ активно потянулся на улицу. Впрочем, отходить далеко никто не решался. Когда прибудет следующий паром, было неведомо, а сданные в багаж чемоданы и занятые места привязывали пассажиров к конкретному автобусу. Максимум, что можно было себе позволить, - это сбегать в туалет или выкурить сигаретку за углом. Я прогулялся до расположенного в 50 метрах зала ожидания. В прохладном помещении, способном вместить пассажиров нескольких автобусов, во всех смыслах гулял ветер: там было только два охранника, со скучающим видом смотревших какой-то сериал.
Знаете, сотрудников Единой транспортной дирекции не обвинишь в невежливости или недоброжелательности, но в пассажирах они почему-то видят тело, которое нужно доставить из пункта А в пункт Б, а не клиента. Потому что при втором варианте «желтые майки» или их начальники наверняка придумали бы, как организовать процесс таким образом, чтобы ожидание отправления проходило в специально отведенном для этого месте, а не в душном салоне автобуса, а пассажиры могли бы самостоятельно распоряжаться своим временем, используя паузу в длинном и утомительном переезде, например, для обеда. У нашей компании такой возможности, увы, не было: от момента посадки в автобус до его отправления в итоге прошло больше часа, но все это время мы провели, думая, что поедем с минуты на минуту.
Переезд до Судака с 20-минутной остановкой в придорожной столовой под Феодосией занял около четырех часов. В пункт назначения мы прибыли к семи вместо запланированных шести часов вечера - сказался как раз лишний час ожидания отъезда от переправы. Дальше были рассказы судакского таксиста о том, что нынешний туристический сезон в Крыму - не в пример предыдущему - удался, долгие поиски гостиницы, вожделенный бокал вина под стенами крепости и десять солнечных дней в Крыму. Впрочем, это тема уже для другого репортажа…
Читайте также:
ДорогА дорОга. Как работает Новая Ленинградка в платном режиме За кулисами Олимпиады. Об организационной составляющей Игр в Сочи Euro одним глазком. О поездке в Харьков и Киев на чемпионат Европы по футболу Вдоль зеленой линии. Моя статья об Иркутске в журнале «Отдых в России» Нетуристическая столица курортного края. Моя статья о Краснодаре в журнале «Отдых в России»