Главный вопрос, который возникает после каждого Фестиваля МГАДА, звучит так: «куда поедем?». Ответ на него ищется обычно долго, сложно и суетливо и бывает разным. Вплоть до того, что в конце концов ответом может стать и пара скамеек на детской площадке в лесочке рядом с институтом. Да, и такое бывало.
В прошлом году вечный вопрос решился более цивильно - поехали в «Тануки» в 18-м районе. Причем поехали большой компанией. Ну, точнее, не то чтобы большой компанией, а скорее, большим числом маленьких компаний. Но, как это водится в нашем вузе, все равно почти все друг друга знали, поэтому можно было периодически пересаживаться от стола к столу, чтобы успеть пообщаться со всеми. И поскольку вопрос «куда поедем?» к тому моменту был уже неактуален, в ходе этих пересадок, все, конечно, задавали друг другу другой вечный вопрос - «ну, как тебе Фестиваль?» - ответ на который обычно сводится к перечислению нескольких наиболее понравившихся номеров. И когда этот вопрос адресовали мне, я честно заявлял, что танцы - это все, конечно, круто, но на самом деле наш Фестиваль - он ведь не про танцы, а про встречи и общение.
Молодежь, особенно из числа действующих студентов, смотрела на меня кто с удивлением, кто с сочувствием - ну, типа, понятно все со старичком: возраст уже, здоровье не то, вот и поехал кукушкой. Мол, как это танцы не главное?! Да вот так!
Несмотря на искреннюю любовь к Фестивалю, фанатом танцев я никогда не был, а уж необходимость танцевать самому на уроках физкультуры вообще всегда воспринимал как пытку. И на сцене Фестиваля (тогда это было еще просто танц-шоу), несмотря на обязательность участия, за семь лет обучения отметился лишь однажды. В шортиках и бейсболке. Такой позор, конечно, был! :) Мы с пацанами тогда выходили на сцену колонной, пружиня на каждом шаге и в такт этой «пружине» приветственным жестом поднимая над головой свои кепки. Дальше я помню смутно, но, если вам вдруг интересно, можете попросить Таню… пардон - Татьяну Михайловну, ту которая Митина… да что ж такое! - Бычкова (что за двойная жизнь вообще у человека?!) меня в этой роли изобразить - у нее это очень правдоподобно-нелепо получается.
Но это все еще на первом курсе колледжа было. Начиная со второго года обучения я был уже достаточно изобретателен, чтобы под разными предлогами отмазываться от участия в Фестивале. И даже не всегда ходил на него в качестве зрителя. И только на старших курсах (особенно плотно, по-моему, в последний год) снова соприкоснулся с ним - уже в качестве одного из организаторов. Ну, а после выпуска Фестиваль постепенно превратился для меня в одно из самых ожидаемых событий года.
Потому что эта ежегодная декабрьская сходка во Дворце творчества стала возможностью увидеть старых друзей, хороших знакомых, любимых (и не только! :)) преподавателей и просто людей, которых ты, может быть, и знаешь-то только в лицо, но чье появление в поле зрения само собой пробуждает приятные ассоциации с вузом, в стенах которого мы дружили, влюблялись, прогуливали пары в столовой, играли в футбол после занятий и… что мы там еще-то обычно делали? Ах, да - учились!
Я, например, всегда был очень рад видеть на Фестивале бабушку-гардеробщицу, которая знала по именам, кажется, всех студентов академии и которую я сам помню еще с тех времен, когда ходил на подготовительные курсы. К своему стыду, так и не знаю, как ее зовут, но для меня она - такой же символ нашего вуза, как грозные окрики Михалыча, потреты Тамары Ванны и дежурная чашка с использованными пакетиками чая в студсовете (что, современные студенты не заваривают пакетики чая по несколько раз?! - вот мажоры!). В общем, Фестиваль стал чем-то вроде работающего несколько часов в год портала, который независимо от твоего настроения, погодных условий, расписания 11-го автобуса и текущей политической ситуации гарантированно переносил тебя в счастливые студенческие времена.
Нет, ребят, Фестиваль - это история не о танцах и песнях (хотя, надо признать, без них его, конечно, не было бы :)). И в этом году, когда наш вуз де-юре прекратил свое самостоятельное существование, а Фестиваль был сделан на энтузиазме организаторов и благодаря добровольному финансовому участию неравнодушных людей, это, пожалуй, уже не нуждается в подробных обоснованиях. Есть, кстати, какой-то печальный, но закономерный символизм в том, что Фестиваль пережил академию, благодаря которой он появился на свет. Потому что именно вокруг этого события за двадцать с лишним лет его существования сформировалось сообщество людей, для которых МГАДА (МГИДА, МИДА и, может быть, даже КМК) - это не просто несколько букв в их дипломе или трудовой книжке, а большАя часть их жизни.
И нельзя вычеркнуть МГАДА из этих жизней так же легко, как его вычеркнули из государственного реестра вузов. Потому что никакой чиновник-оптимизатор никаким своим указом не может лишить человека корней и молодости. Росчерком пера прекратить формальное существование вуза - может. А запретить нам каждый год в первую субботу декабря долго, сложно и суетливо решать, куда поедем, - нет. Не выросла еще ни у одного оптимизатора такая запрещалка. Куда, кстати, поедем-то?