О фильме «Чемпионы» (2014 год, Россия, режиссеры Алексей Вакулов, Артем Аксененко, Дмитрий Дюжев, Эмиль Никогосян) я узнал случайно по фрагменту рекламного ролика по телевизору (трейлер до похода в кино так целиком не посмотрел) и сразу решил для себя две, казалось бы, взаимоисключающие вещи. Во-первых, что этот фильм наверняка является госзаказом по поднятию патриотического духа граждан в преддверии Олимпиады (что служит для меня нелучшей характеристикой любого произведения) и одновременно коммерческим проектом для того, чтобы при минимальных вложениях состричь побольше бабла со зрителей на актуальной теме. А во-вторых - что этот фильм обязательно надо посмотреть. :) Ну, просто для того, чтобы составить о нем непредвзятое мнение - все-таки тема спорта мне очень близка и интересна. Забегая вперед, скажу, что все оказалось совсем не так плохо, как я предполагал.
В самом начале титры сообщают зрителю, что сюжет картины основан на реальных победах российских спортсменов. В центре повествования биатлонист Николай Круглов, хоккеист Илья Ковальчук, фигуристы Елена Бережная и Антон Сихарулидзе, конькобежка Светлана Журова и сноубордистка Екатерина Илюхина. Илюхина и Круглов на первый взгляд выглядят бедными родственниками в компании олимпийских чемпионов Бережной, Сихарулидзе, Журовой и звезды мирового хоккея Ковальчука, но за Круглова очевидно сыграла принадлежность к спортивной династии и история о том, что его отец в свое время продал свои медали, чтобы профинансировать подготовку сына, а за Илюхину - перспективность, прогрессивность и модность ее вида спорта.
Фильм фактически состоит из пяти разных новелл (подозреваю, что и снимали их разные режиссеры - благо, их в списке создателей картины заявлено аж четверо), действие которых, правда, разворачивается параллельно, а не по очереди. Внимательный любитель спорта без труда заметит, что главные победы перечисленных спортсменов были одержаны в разное время: у Бережной и Сихарулидзе - в 2002-м, у Журовой - в 2006-м, у Круглова - в 2005-2008-м, у Ковальчука - в 2008-м, у Илюхиной (серебряного призера Олимпиады в Ванкувере) - в 2010-м. Приятно, что создатели фильма удержались от наверняка имевшегося соблазна в концовке объединить победы спортсменов разных поколений на каких-нибудь одних «Олимпийских играх», что сделало бы фильм менее достоверным и более слащавым.
В каждой новелле, помимо спортивной составляющей, конечно, есть и дополнительная сюжетная фишка. У Бережной (Татьяна Арнтгольц) и Сихарулидзе (Константин Крюков) - это любовная история - фигурист помогает своей возлюбленной восстановиться после тяжелой травмы, полученной на тренировке с прежним партнеров. У Круглова - уже упомянутая история с медалями отца. Журова (Светлана Ходченкова) принимает активное участие в судьбе талантливой юниорки, которая по настоянию мамы хочет завязать со спортом, и параллельно отбивается от спортивных чиновников, которые считают, что ей самой уже пора на покой. Илюхина (Таисия Вилкова и ТНТ-шных «Девчонок») преодолевает страх выступлений перед публикой и давление от груза ответственности - от того, завоюет ли она медаль, зависит финансирование сноубордической федерации, а спортсменка, демонстрирующая хорошие результаты на тренировках, раз за разом проваливается при наличии «посторонних глаз». Ковальчук терпит неудачи и насмешки болельщиков на чемпионате мира по хоккею в Канаде (чтобы в финале
забросить две решающие шайбы в ворота канадцев :)), но в его родной Твери маленький мальчик из той же хоккейной школы продолжает поддерживать своего кумира несмотря ни на что и даже записывает для него видеоролик, который выкладывает на youtube.
Кстати, коли уж затронули в предыдущем абзаце тему актеров, скажу, что на роли спортсменов они были подобраны довольно удачно - как минимум в части сходства типажей (в этом месте можно, конечно, поерничать насчет того, что Ковальчук в полтора раза больше сыгравшего его Чадова :)). Кроме того, в фильме снялись Игорь Верник, Валерий Сюткин, Максим Виторган, спортивные комментаторы Виктор Гусев и Дмитрий Губерниев - некоторые из них в роли самих себя.
В фильмах спортивной тематики часто обращаешь внимание на ошибки, вольное обращение с историческими событиями и прочие несуразности. В «Чемпионах» их, к счастью, оказалось немного. Разве что Екатерина Илюхина - серебряный призер Олимпиады в параллельном гигантском слаломе, а значит, во время соревнований не могла находиться на трассе одна. Более того, решающий заезд она должна была своей сопернице проиграть. :) (Понятно, что это едва ли можно было вписать в концепцию сюжета.) Ну, и еще по фильму складывается ощущение, что Илья Ковальчук забросил победную шайбу в финале чемпионата мира 2008 года на последней секунде третьего периода, хотя на самом деле это произошло в овертайме. И вообще, кульминация хоккейной истории (в отличие от других) получилась, на мой взгляд, чрезмерно и искусственно драматизированной и, скажем так, переигранной.
В то же время нельзя не отметить, что многие спортивные сцены были воспроизведены очень близко к реальным событиям - взять те же голевые комбинации, завершившиеся голами Ковальчука, и празднование этих шайб. Хочется верить, что и все неспортивные сцены фильма были построены, скажем, на интервью прототипов его главных героев. Правда, досадная небрежность промелькнула в итоговых титрах, сообщавших о реальных победных историях наших спортсменов: «третий тайм» про хоккей и «Олимпиада в Торино» (итальянское название Турина) - это, конечно, верный признак того, что текст был на скорую руку слеплен человеком, далеким от спорта, и не прошел должную проверку. Вроде бы ерунда, мелочь, но впечатление портит. Хотя в целом в работе с историческими событиями и их трактовкой создатели «Чемпионов» оказались гораздо более аккуратными, чем авторы
«Легенды №17». При всей очевидной более высокой художественной ценности последнего фильма.
В общем, выдающимся кинопроизведением «Чемпионы» назвать сложно, но фильм получился достаточно качественным для того, чтобы, с одной стороны, выполнять функцию ненавязчивого просвещения широких масс (и, в частности, детей) о спортивных достижениях наших соотечественников, а с другой стороны, чтобы люди, интересующиеся спортом, могли смотреть его, не плюясь в экран.
Click to view