Прошлой зимой мы с Юлей осуществили мою давнюю мечту о небольшом путешествии по Восточной Европе. В
обзорном посте об этой поездке я уже рассказал в общих чертах о том, как во время новогодних каникул мы проехали по территории 7 стран (не считая России) и посетили 9 городов, в том числе 5 столиц. Теперь же хочу поделиться логистическими и прочими техническими подробностями нашего путешествия, которые (сужу по своему опыту) вполне могут пригодиться кому-то, кто задумает прокатиться по тем же местам. Сразу оговорюсь, что, несмотря на несколько претенциозный заголовок, на самом деле мы не претендуем ни на особую крутость, ни на супербюджетность нашего трипа. Я знаю, что люди ездят и масштабнее, и экономнее, но убежден, что информация для путешественников лишней не бывает.
Поездка в том виде, в котором она была осуществлена, стала возможной благодаря наличию у нас после
посещения Испании полугодовой шенгенской мультивизы и подвернувшимся в конце октября дешевым авиабилетам на перелет из Варшавы в Будапешт. Собственно, от этих билетов мы и «плясали» при составлении маршрута. Точнее, он составился как-то сам собой. Учитывая, что поездка изначально задумывалась как обзорная, стало понятно, что из Будапешта надо непременно ехать в Вену и Братиславу. Для посещения Праги, конечно, пришлось сделать приличный крюк, но туда меня очень хотела затащить Юля, и я не жалею, что ей это удалось.
Приблизительную карту маршрута вы можете видеть выше. Приблизительную - потому что Гугл, насколько я понял, не позволяет прокладывать маршруты вдоль железных дорог, а именно поезда были для нас основным видом транспорта в этой поездке. Зелеными линиями на карте отмечены перемещения по железной дороге (плюс из Москвы до Бреста и из Львова в Москву мы, разумеется, тоже ехали поездом), синим - авиаперелет, красным - поездки на автобусе. Ну, а теперь подробнее о каждом отрезке маршрута. Для начала на отрезке Москва - Варшава - Будапешт, потому что уместить подробности обо всей поездке в один пост просто невозможно.
МОСКВА - ВАРШАВА
Итак, перед нами стояла задача ко второй половине дня 31 декабря добраться до Варшавы, чтобы успеть на самолет до Будапешта. Учитывая, что последние два дня года были в России выходными, ничего сложного в этом не было. Самолет мы не рассматривали по финансовым соображениям, прямой поезд - тоже. Тут надо оговориться, что на самом деле цен на билеты на поезд мы не знаем, поскольку сайт РЖД их не показывает, но, учитывая отсутствие в нем плацкартных вагонов, убеждены, что они сопоставимы с затратами на авиаперелет. А платить за этот переезд условные 100-150 евро с человека в поездке, которая строилась вокруг авиабилета Варшава - Будапешт, купленного меньше чем за 70 евро на двоих, мы посчитали абсурдным и сразу решили добираться до польской столицы через Брест и Тересполь. Забегая вперед скажу, что этот вариант в итоге обошелся нам меньше чем в 2,5 тысячи рублей с человека.
Москва - Брест
Уехать в Брест из Москвы вечером последнего рабочего дня уходящего года оказалось не такой простой задачей. Несмотря на то, что покупкой билетов на поезд мы озаботились в первый же день их продаж, нам удалось взять билеты только в общий вагон. :( Я подробно
рассказывал все, что я по этому поводу думаю, еще в ноябре прошлого года. Перед отъездом мы несколько дней мониторили сайт РЖД на предмет появления нереализованных билетов в плацкарт, однако ничего подходящего так и не нашли. Впрочем, в день нашего отъезда в новостях вообще муссировалась информация о том, что европейские каникулы сотен российских туристов оказались под угрозой из-за того, что белорусские железнодорожники отказалась присылать в Москву несколько поездов, о которых у турфирм вроде бы была с ними договоренность, так что и билет в общий вагон в этих условиях казался большой удачей.
Общий вагон - это тот же плацкартный, только на две полки в нем продаются три билета, и предполагается, что люди в нем будут ехать сидя или, в крайнем случае, спать по очереди. Если ехать вдвоем, логично отправить третьего попутчика на верхнюю полку, а самим улечься вдвоем на нижней. Так мы, собственно, и сделали. Кстати, количество матрасов в нашем вагоне было сильно ограничено (это ж не плацкарт, а общий!), но мы как-то сразу догадались урвать его себе. Кстати, белье продавали только тем, кто успел взять матрас, и при этом не заплатить за белье, имея матрас, было нельзя под угрозой его изъятия. Вот такие суровые правила. :)
Ну что, можно сказать про общий вагон… Тут многое зависит от соседей, так как невозможность нормально спать, естественно, побуждает людей к более активному общению. Нам в этом смысле не очень повезло. В соседнем отсеке всю ночь квасила компания молодежи, добиравшаяся на перекладных до Праги. Да еще наш сосед сверху… нет, он даже не храпел, он хрипел и свистел так, будто у него прострелено легкое. Без беруш в общий вагон лучше не соваться! :) Спать удавалось урывками (да еще вдвоем на одной полке, сами понимаете, не слишком удобно - переворачиваться можно только синхронно), но, учитывая, что поезд шел целых 17 часов, этих урывков, в общем-то, хватило, чтобы выспаться. Короче, общий вагон - это, конечно, удовольствие ниже среднего, но на крайний случай - сойдет. А нам выбирать не приходилось. Ну, хоть сэкономили немного. Билет в «общак» обошелся нам в 1876 рублей с человека - примерно на 500 рублей дешевле, чем плацкарт. Да, ехали мы поездом белорусского формирования 195ББ отправлением из Москвы в 19:39 и прибытием в Брест в 12:14 по местному. Естественно, есть поезда и побыстрее - до Бреста можно добраться и за 14 часов.
Железнодорожный вокзал Бреста
Брест - Тересполь
Самый удобный способ перейти белорусско-польскую границу, не считая переезда ее в поезде дальнего следования, - это так называемый железнодорожный пограничный переход, а по сути просто пригородный поезд Брест - Тересполь. Тересполь - это польский «аналог» Бреста, город в нескольких километрах от границы, только уже на территории Польши. Думаю, преимущество железной дороги перед автотранспортом, тем более в преддверии новогодних праздников, всем понятно.
Пограничный и таможенный терминалы и в Бресте, и в Тересполе находятся на вокзале (когда мы аналогичным образом
ехали прошлым летом из Белгорода в Харьков, пограничники заходили прямо в вагоны до отправки и сразу после прибытия). Перед посадкой пришлось полчасика потолкаться в очередях и стоя в зале ожидания, а вот в Польше уложились в несколько минут, что было для нас очень важно.
Электричка между Брестом и Тересполем ходит три раза в день (по состоянию на декабрь 2012 года): в восемь утра, в восемь вечера и один раз днем. Мы ехали как раз на рейсе отправлением в 14:55. Идет поезд всего 18 минут, за которые в зимний период из-за разницы приходится переместиться аж на два часа назад. Понятно, что так происходит при любом путешествии на запад, но здесь это особенно ощутимо. Выехал из Бреста в три часа, приехал в Тересполь - в час с небольшим. Удобно! :)
Поезд представляет из себя состав из девяти, кажется, вагонов с электровозом. Вагоны сидячие, но как в поездах дальнего следования, а не в электричках, - с купе проводника. Фотки, к сожалению, нет, потому что, как только поезд тронулся, все «вольные путешественники» (а в нашем вагоне ехала еще организованная тургруппа, которой было некуда торопиться) ринулись занимать очередь на выход (ниже объясню почему).
Поскольку от попадания на этот поезд напрямую зависело количество времени, которое мы проведем в Варшаве, с покупкой билета на него мы заморочились заранее. К сожалению, сделать это на
сайте белорусских железных дорог невозможно, но у нас в Бресте нашелся свой человек - двоюродная сестра моей институтской приятельницы (спасибо им обеим), которая согласилась нам помочь. Оставалось лишь по приезду в Брест прогуляться до ее дома, который, к слову, очень удобно расположен в центре города. Кстати, двух с половиной часов между поездами вполне хватило, чтобы прогуляться по центру. Жаль, что не удалось приехать из Москвы еще на пару часов раньше, тогда и в Брестскую крепость успели бы. Но и так я, пусть и с натяжкой, но все-таки записал Брест в список посещенных городов. Да, билеты в пересчете на наши деньги обошлись нам в сто рублей с человека. Ну, и еще конфеты нашей помощнице купили. :)
Тересполь - Варшава
Из Тересполя путь в Варшаву можно продолжить по железной дороге. Расписание поездов можно узнать на
сайте польских ж/д, который, как, кстати, и сайт общественного транспорта Варшавы, имеет русскоязычную версию. Впрочем, географические названия там, похоже, все-таки лучше вбивать латиницей. Стоит иметь в виду, что в Варшаве множество ж/д станций. Наш поезд, например, прежде чем доехать до центрального вокзала (Warszawa Centralna) сделал как минимум одну остановку в черте города. К слову, ж/д пути в центре польской столицы проложены по большей части в тоннелях и сам вокзал Варшава Центральная - подземный.
Наш поезд на станции Warszawa Centralna
Возможность купить билеты онлайн на сайте польских железных дорог нам найти не удалось. Впрочем, мы бы все равно не воспользовались этим сервисом. Дело в том, что первый подходящий нам поезд (и при этом самый быстрый) уходил из Тересполя через 25 минут после прихода нашей электрички из Бреста, и мы не могли быть уверены, что успеем за это время пройти границу. А брать билеты на более поздний поезд, имея шансы успеть на более ранний, было бы странно. Кстати, следующие поезда были не прямыми - нам пришлось бы делать пересадки в каком-то городке. Разница была существенная - в лучшем случае мы должны были оказаться в Варшаве в пять вечера, в худшем - около десяти.
В итоге все сложилось как нельзя лучше. На электричке из Бреста мы ехали в головном вагоне, который оказался ближайшим к пограничному терминалу. Пограничники поинтересовались, куда мы едем и на сколько, таможенница попросила открыть один из рюкзаков и спросила, сколько везем спиртного. Ответ ее устроил - проверять полученную информацию, копаясь в вещах, она не стала. В итоге прохождение границы, обмен денег и покупка билетов в кассе вокзала уложились всего в 15 минут. Кстати, я читал, что билеты в польских поездах можно купить у проводника, но нам проверить на себе это не пришлось. И еще одно «кстати» - переезд из Тересполя в Варшаву был единственным разом за все путешествие, когда у нас не проверили билеты. Мне билет обошелся в 48 злотых (480 рублей), Юле как особе младше 26 лет - в 36 злотых (360 рублей). О возрасте нас спросила кассирша - мы об этой приятной скидке не знали.
Вокзал в Тересполе
Насколько я понял, поезд Тересполь - Варшава - Краков, на котором мы ехали, был представителем самого скоростного типа польских поездов. При этом билеты в него продаются без мест - как в обычную электричку. И через несколько станций наш вагон забился стоячими пассажирами. При этом комфорт, конечно, несопоставим с нашими представлениями об электричках: мягкие сиденья, откидные мини-столики с подстаканниками, кондиционер, большие окна.
Переезд из Тересполя три часа (отправление в 13:42, прибытие на центральный вокзал Варшавы в 16:40). Если учесть разницу во времени, получится, что из Москвы до Варшавы мы добрались ровно за сутки. Кстати, если бы выехали из Москвы прямым поездом до польской столицы, отправляющимся после окончания рабочего дня (есть еще дневной поезд) - это на несколько часов позже, чем наш поезд с общим вагоном, то приехали бы в Варшаву в то же самое время. В общем, опыт поездки в столицу Польши «на перекладных» можно считать успешным и пригодным для повторения в будущем.
Размещение в Варшаве
Все отели в нашей поездке мы бронировали через сайт booking.com. Главным критерием выбора, помимо цены, было расположение недалеко от вокзала. Поскольку план нашего путешествия предполагал постоянные переезды и в одном отеле мы проводили максимум две ночевки, старались выбирать гостиницы в пешей доступности от ж/д станции. Психологическим пределом в плане цены для нас была сумма 2 тысячи рублей (50 евро) за ночь (за двоих, естественно). Везде, кроме Праги, мы получили за эти деньги стандартный двухместный номер с санузлом. В Праге санузел был рассчитан на три комнаты. Впрочем, отель в чешской столице мы бронировали позже других (в конце ноября), так что все лучшие варианты к тому моменту, наверное, уже разобрали. Должен сказать, что в целом европейские отели порадовали адекватностью цен.
В Варшаве мы остановились в
Premierе Class Varsovie, формально имеющим всего 1 звезду, хотя я оценил бы его в 2,5-3. Он находится в современном центре города, примерно в километре (три остановки на трамвае или десять минут пешком) от вокзала Warszawa Centralna. Район этот с туристической точки зрения малоинтересен (исторический центр расположен в другую сторону от вокзала), но отель стоит фактически на Иерусалимских аллеях - главной западно-восточной магистрали города, да к тому же мимо него проходит автобус (маршрут 175), следующий в аэропорт Шопена. Для нас это оказалось актуально, поскольку мы из Варшавы улетали. Кстати,
сайт общественного транспорта польской столицы позволяет узнать расписание нужного маршрута по конкретной остановке на конкретную дату, что, конечно, очень удобно.
PremierClassVarsovie делит многоэтажное здание с другой, более дорогой, гостиницей.
Вот так выглядел наш двухместный номер. Несмотря на малогабаритность, помимо кровати, тумбочек и шкафа, в комнате был еще и небольшой стол, что оказалось очень кстати для нашего вечернего перекуса.
Санузел производит впечатление некапитального, но со всеми своими функциями успешно справляется.
А это вид из окна нашего номера.
Малопримечательный коридор отеля.
Такое размещение обошлось нам в 137 злотых (1370 рублей) за ночь. Завтраки в цену включены не были, но внизу я видел столовую - вполне возможно, что их можно было заказать за дополнительную плату. Зато в день отъезда отель бесплатно предоставил нам услуги камеры хранения. Утром мы освободили номер, сдали вещи на ресепшн и ушли гулять по городу, а днем вернулись за рюкзаками, чтобы, забрав их, дойти до ближайшей автобусной остановки и отправиться в аэропорт. В Барселоне за такую услугу пришлось выложить 5 евро. И, кстати, парень, работавший на ресепшене в варшавском отеле в день заселения, говорил по-русски. В общем, если вы приехали в Варшаву на несколько дней, наверное, в городе можно найти и более уютные варианты размещения, но для транзитных путешественников сложно придумать что-то удобнее этого отеля.
ВАРШАВА - БУДАПЕШТ
Ну, тут все просто. Как я писал выше, именно покупка билета на самолет Варшава - Будапешт стала отправной точкой для планирования маршрута нашего путешествия. Так что про альтернативные варианты добраться из столицы Польши в столицу Венгрии я вам ничего сказать не смогу, хотя они наверняка существуют.
Билеты на самолет я искал, целенаправленно просматривая сайты трех известных мне лоукост-авиакомпаний, выполняющих рейсы из ближнего зарубежья и Восточной Европы:
Wizzair (с этого года у них, кстати, появились прямые рейсы из Москвы в Будапешт),
Ryanair и
Pegasus. Использование самолета позволяло придать расширить географию нашей поездки не выходя за рамки новогодних каникул. В то же время лететь далеко не было смысла, так как до окончания этих каникул надо было успеть вернуться домой. В общем, найдя у Wizzair рейс Варшава - Будапешт с вылетом в 17:50 31 декабря, я понял, что он подходит нам по всем показателям, включая дату и стоимость.
На двоих перелет обошелся нам всего в 278 злотых (2780 рублей), из которых 90 злотых (900 рублей) составила плата за одно место багажа. Как известно, билет лоукост-авиакомпании включает в себя только собственно перелет с возможностью взять на борт ручную кладь, а все остальные услуги, в том числе питание в полете и перевозку багажа, при необходимости оплачиваются отдельно. Причем при заблаговременном заказе через интернет они обойдутся вам дешевле, чем при оплате в аэропорту. В общем, хороший стимул не таскать с собой лишних вещей и заранее определиться с тем, с какими сумками-рюкзаками поедешь в путешествие. :) Зарегистрироваться на полет можно как в интернете, так и в аэропорту, но если первый вариант бесплатен, то за второй придется выложить 10 евро с человека - в нашем случае это было бы почти полстоимости билеты!
Это был наш первый опыт полета европейским лоукостером (в России мне доводилось летать почившей ныне «Авиановой»), и честно говоря я немного нервничал, что мы можем допустить какую-то ошибку при заказе необходимого набора услуг или с нас попытаются содрать за что-то дополнительные деньги... Но все опасения оказались напрасными. Даже наш второй рюкзак, размеры которого с совсем небольшим запасом вписывались в пределы максимально допустимых параметров ручной клади, провозимой бесплатно, не вызвал никакого интереса у сотрудников авиакомпании, хотя я был уверен, что его должны обстоятельно измерить. В общем, если не считать отсутствия кормежки на борту, абсолютно обычный перелет, только очень дешевый. Ну, и еще рассадка в салоне - свободная, в порядке живой очереди, фиксированные места при регистрации не выдают. Ну, только если ты не заказал за дополнительную плату услуги приоритетной посадки или предоставления дополнительного места для ног (есть и такая!). Кстати, и без этих услуг сидели мы в итоге очень удобно, в шестом ряду и к тому же вдвоем на трех креслах. :)
Еще одна особенность лоукостеров заключается в том, что они, как правило, летают из второстепенных аэропортов, зачастую удаленных от городов, к которым эти аэровокзалы номинально приписаны. В Будапеште такой проблемы нет, а вот из Польши мы должны были улетать из аэропорта Модлин, который находится в одноименном городе примерно в 40 километрах от Варшавы. Но к нашей радости в начале декабря эксплуатация этого аэропорта была по какой-то причине приостановлена, и наш рейс перенесли в аэропорт Шопена - основные воздушные ворота польской столицы. Wizzair аккуратно уведомил нас об этом дополнительным письмом и попросил нашего подтверждения нашего согласия с изменением условий полета. Мы этому изменению, естественно, только порадовались, потому что, в отличие от Модлина, до аэропорта Шопена из центра Варшавы можно добраться за полчаса (а от нашей гостиницы - так вообще за двадцать с небольшим минут) на обычном городском автобусе, который ходит регулярно и, похоже, строго по расписанию.
Перелет, запланированный на вечер 31 декабря, - дело до некоторой степени рискованное. Случись какая задержка, и Новый год придется встречать в аэропорту или в самолете. К счастью, нас это участь миновала, хотя небольшая задержка все-таки случилась (пусть и несвязанная с работой авиакомпании). Из Варшавы мы вылетели по расписанию, а вот полет вместо часа с небольшим продолжался без малого два часа. Все дело в том, что из-за плотного тумана мы долго не могли сесть в Будапеште, наматывая круги над городом. Из-за этого Новый год по московскому времени, к наступлению которого мы рассчитывали заселиться в отель и связаться по скайпу с родителями, пришлось встречать в обшарпанном вагоне будапештского метро. Впрочем, на местные новогодние гулянья мы благополучно успели, а распитие шампанского в подземке теперь останется воспоминанием на всю жизнь. :)
Остается добавить, что из аэропорта в город можно добраться обычным городским автобусом маршрута 200Е, остановка которого находится между терминалами 2А и 2В, который довезет вас до конечной станции третьей, синей, ветки метро Кёбанья-Кишпешт (венг. Kőbánya-Kispest). Билеты можно купить прямо у водителя.
Размещение в Будапеште
Выше я написал, что в этой поездке мы уделяли особое внимание выбору месторасположения отеля с точки зрения удобства приезда и отъезда из города. Будапешт в этом смысле составил относительное исключение. Дело в том, что отель в венгерской столице мы бронировали первым, когда у нас еще не было четкого понимания того, куда, на каком виде транспорта и, соответственно, из какой части города мы поедем дальше. Впрочем, в отличие от других городов, в Будапеште мы провели полноценные двое суток, так что именно там это было менее важно.
В итоге наш выбор пал на отель (а точнее гостевой дом)
Kis Gellert Guesthouse (не путать с фешенебельным отелем «Геллерт», при котором расположены знаменитая будапештская купальня). Наш гостевой дом находился на будайской (западной) стороне города в приятном и спокойном районе, застроенном частными домами с приусадебными участками. Место нам понравилось. Представляю, как здорово жить здесь летом, когда вечером можно посидеть в уютном садике при отеле, отдыхая от изнуряющих дневных прогулок. :)
И при этом речь вовсе не об окраине города. До Дуная, который можно считать центром Будапешта, потому что достопримечательности расположены по обоим его берегам, отсюда чуть больше двадцати минут пешком или пять минут на автобусе 112, который ходит по расписанию. За десять минут на этом же автобусе можно уехать в центр Пешта (другого берега Дуная), а кроме того отель находится в трех трамвайных остановках (маршрут 61; до трамвая, правда, еще идти минут семь) от Южного вокзала и конечной станции одной из трех веток метро (Dely Palyaudvar). В общем, транспортной доступностью этот почти дачный район не обделен.
За две ночи в Kis Gellert Guesthouse мы заплатили 78 евро. Единственное неудобство заключалось в том, что в отеле не принимали банковские карты (напомню, мы бронировали только те варианты размещения, которые не требовали предоплаты). В связи с этим мы заранее списались с гостевым домом и договорились, что заплатим не венгерскими форинтами, а евро. Проблемы это не составило - в Будапеште вообще во многих туристических местах принимают единую евровалюту. Для нас же это было важно, потому что мы прибывали в венгерскую столицу в восьмом часу вечера 31 декабря, и опасались, что у нас не будет возможности купить форинты.
В гостевом доме было, если не ошибаюсь, всего шесть комнат. Одна из них, судя по фотографии на букинге, - прямо на террасе на втором этаже. Нам же достался номер на первом этаже. Номер, как и в Варшаве, небольшой, но с более домашней обстановкой. Собственно, вот и он. Этот снимок сделан прямо из двери, но за моей спиной есть еще предбанничек с комодом и дверью в санузел.
Согласно описанию в интернете гости отеля могут пользоваться также услугами общей кухни, но мы к ним не прибегали. Зато в честь нового года хозяева (хозяйку, кстати, зовут Юлия) сервировали столик в нашем номере мини-елкой и бутылкой шампанского, которую мы, правда, так и не открыли. :)
Продолжение следует. В следующей части расскажу о технических подробностях нашего путешествия на самом интересном участке Будапешт - Братислава - Вена - Прага.
Этот отчет также размещен на
форуме Винского.
Другие материалы из этой поездки:
На Новый год в Восточную Европу. План поездки 5 столиц за 8 дней. Обзор новогоднего путешествия по Восточной Европе