Статья о покорении Эльбруса в журнале «Отдых в России»

Jul 19, 2013 00:32


В июньском номере журнала «Отдых в России» вышла моя статья «5642 метра над уровнем страны» - о восхождении на Эльбрус, высочайшую вершину России. Статья серьезно «пострадала» при редактуре. Нет, практически все напечатанное действительно написал я, но при подгонке под формат многое сократилось, многое переместилось и так далее. На мой вкус, в журнальной версии получилась какой-то слишком клиповой, так что по традиции публикую здесь исходный авторский вариант. Что реально не понравилось, так это некоторые подписи к фотографиям - особенно про вертолет и про какую-то якобы сопровождавшую нас альпинистку. Зато после публикации этой статьи могу хвастаться тем, что Юлино фото опубликовали в глянцевом журнале. Вон она в красной куртке и с серебрянной сидушкой на попе на самой большой фотке на первом развороте. :) Кстати, если что, в статье только два моих снимка - этот и тот, что выше - с камнем на вершине Эльбруса.




5642 метра над уровнем страны / «Отдых в России», № 6 (69), июнь 2013 года

Обветренное лицо, слепящее солнце, испытание горной болезнью, необходимость добывать пресную воду, растапливая снег на огне, и другие трудности не останавливают тысячи людей, ежегодно штурмующих вершины Эльбруса. Просто побывать на склонах высочайшей горы России можно хоть в шортах и сандалях, но для того, чтобы проникнуться настоящим уважением к Эльбрусу и оценить красоту окружающих пейзажей, надо облачиться в альпинистскую экипировку и, невзирая на поджидающие трудности, подняться выше облаков.

САЛЮТ В ЧЕСТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ
- На Эльбрус надо ездить на бензине, газ в разреженном воздухе тянет плохо, - армянин Гриша, который вез нас из Пятигорска в Баксанское ущелье, как бы извиняясь, пытался объяснить, почему его микроавтобус с постепенным набором высоты шел вперед все хуже и хуже. В этот момент «Газель» в очередной раз «закашлялась», сделала последнюю попытку набрать в «легкие» воздуха, но лишь еще сильней захрипела и, прокатившись по инерции последние метры, окончательно заглохла. Так начиналось наше восхождение на Эльбрус… Казалось, даже автомобиль, испытавший сложности уже на высоте двух тысяч метров над уровнем моря, сигнализировал начинающим альпинистам: ребята, просто не будет.
По иронии судьбы «Газель» заглохла аккурат у памятника первовосходителям на Эльбрус - Хилару Хачирову и Ахие Соттаеву. Первая экспедиция на высочайшую вершину Кавказского хребта была организована в 1829 году командующим Кавказской укрепленной линии генералом Георгием Арсеньевичем Эмануэлем. Экспедиция, ставшая возможной после присоединения к России Карачая, решала как научные, так и военные задачи. Поэтому принявших в ней участие видных ученых Российской академии наук сопровождал вспомогательный отряд из 350 казаков и 650 солдат с двумя пушками. Впрочем, до Восточной вершины горы (5621 м) 10 июля 1829 года дошел только один участник экспедиции - местный проводник (то ли кабардинец, то ли карачаевец) Хилар Хачиров. Это событие было отмечено в базовом лагере салютом из ружей - генерал Эммануэль наблюдал за восхождением в мощную подзорную трубу.
Вместе с Хачировым до седловины Эльбруса - своего рода ложбинки между двумя вершинами потухшего две тысячи лет назад вулкана - добрались еще три человека. Среди них был балкарец Ахия Соттаев. Именно он 45 лет спустя, в 1874 году, стал проводником группы английских альпинистов, первыми забравшимися на Западную вершину Эльбруса (5642 м). С тех пор восхождения на высочайшую вершину Кавказского хребта стали гораздо доступнее и безопаснее. Каждый год на Эльбрус поднимаются около десяти тысяч человек - горные походы, по возвращении из которых участники могут сделать в своем «резюме» запись о покорении самой высокой точки России, поставлены на поток.

ТРАНСФЕР НА ВЕРШИНУ
- Готовы? Айда за мной! - этот возглас нашего проводника Саши за полторы недели похода мы слышали десятки раз. Обычно он означал окончание привала - следовало собрать волю в кулак, оторвать пятую точку от земли, взвалить на плечи огромный рюкзак и продолжить идти вверх по заснеженному склону. Но на сей раз проводник приглашал нас всего лишь зайти в подъехавшую кабинку канатной дороги.
Так называемый классический и самый простой маршрут восхождения на Эльбрус начинается из Баксанского ущелья с поляны Азау. Меньше чем за час и тысячу рублей отсюда тремя очередями канатки - двумя маятниковыми, с кабинками, и одной кресельной - можно подняться с 2100 метров над уровнем моря, где расположены последние населенные пункты, сразу до отметки 3800. Здесь находится приют «Гара-Баши», из-за бытовок цилиндрической формы, в которых тут размещают постояльцев, известный также под названием «Бочки».

Тремястами метрами выше есть еще одно место, где можно в довольно комфортных для горного похода условиях набраться сил перед восхождением или отдохнуть после спуска с вершины - «Приют одиннадцати». Когда-то это была настоящая горная гостиница, трехэтажное здание которой построили еще в 1938 году. Прослужив альпинистам шестьдесят лет, в 98-м здание погибло в огне. Теперь приют принимает путников в бывшей дизельной станции и тоже обрастает бытовками.
И от «Бочек», и от «Приюта одиннадцати» вверх едва ли не с регулярностью маршрутных такси ходят ратраки - специальные горные тракторы, предназначенные для подготовки горнолыжных склонов, но также приспособленные и для перевозки пассажиров. Обычно они поднимаются до скал Пастухова - это уже примерно 4600 метров. И только последний километр, оставшийся до вершины, так или иначе придется преодолеть пешком - дальше никакая техника уже не ходит.
Причем альпинистская подготовка для совершения восхождения на Эльбрус не требуется. Принятая в России классификация альпинистских маршрутов делит их на шесть категорий, каждая из которых, кроме самой сложной, шестой, подразделяется еще на подкатегории «А» и «Б». Так вот, восхождение на Эльбрус по классическому маршруту имеет категорию 2А, то есть по сложности тянет на тройку по 11-балльной шкале и, соответственно, доступно любому физически здоровому человеку. Да и из специального снаряжения в разгар летнего сезона для такого восхождения, скорее всего, понадобятся только кошки - приспособления, которые крепятся к обуви и помогают передвигаться по льду и снегу. Даже ледоруб, входящий в обязательный набор экипировки альпиниста, в летнее время обычно выполняет на Эльбрусе роль трекинговой палки.
Тем не менее, не стоит думать, что восхождение на Эльбрус - это увеселительная прогулка, и подняться на вершину можно «с наскока» в режиме тура выходного дня. Такое заблуждение чревато самыми серьезными последствиями - несмотря на кажущуюся простоту восхождения, каждый год на склонах Эльбруса гибнет десять-двенадцать человек. Хотя сезон активных восхождений фактически стартует на майские праздники, за самыми свежими трагическими примерами не придется обращаться даже к событиям прошлого года. Уже в 2013-м на склонах высочайшей вершины России погиб один и пропали без вести (то есть почти наверняка тоже погибли, просто их тела еще не нашли, и неизвестно, найдут ли когда-нибудь) два человека. Восхождение на Эльбрус, хоть и доступно почти каждому, является серьезным физическим испытанием и всегда несет в себе долю риска.




КОВАРНАЯ ГОРНЯШКА
- Голова болит? Ну, и отлично! Для этого и ходили на высоту, - наш гид умел объяснить необходимость акклиматизации на большой высоте не только емко и доходчиво, но с юмором. Выше трех тысяч метров у большинства людей в той или иной степени проявляются симптомы так называемой горной болезни, или попросту горняшки. На высоте больше пяти тысяч редкий равнинный житель способен сохранять хорошее самочувствие. Симптомы самые разные: от простой головной боли и общей вялости в организме до расстройства желудка и даже отека легких. Главная причина горняшки - становящийся все более и более разреженным с набором высоты горный воздух, вызывающий кислородное голодание организма. Таким образом, высота, магия которой каждый год приводит на склоны Эльбруса тысячи человек, является для них и основным фактором риска.
Единственный способ профилактики горной болезни - постепенный набор высоты и тщательная акклиматизация. Естественно, передвижение ратраками, которые могут за несколько минут поднять своих пассажиров на сотни метров вверх, в эту схему никак не вписывается. Даже перед тем, как подняться канатной дорогой к станции «Гара-Баши», наша группа провела несколько дней по соседству с Эльбрусом, в ущелье реки Ирик-Чат, из которой совершила выход на высоту свыше трех тысяч метров. Да и в дальнейшем всем переносам лагеря на большую высоту предшествовала акклиматизационная прогулка налегке, в ходе которой мы непременно забирались даже выше, чем собирались ставить палатки на следующий день. После таких подъемов действительно могла болеть голова и проявляться другие симптомы горняшки, однако назавтра идти в гору даже с полной выкладкой было уже намного проще.
Важность акклиматизации наглядно продемонстрировал случай, невольными участниками которого мы стали накануне выхода на штурм вершины. Утром восьмого дня похода, готовясь к акклиматизационной прогулке до высоты пять тысяч метров, мы заметили даже не идущего, а почти катящегося вниз по склону человека, взывавшего о помощи. Мы помогли бедолаге добраться до нашего лагеря и вызвали спасателей (благо, здесь еще работала сотовая связь). Как выяснилось позже, этот горе-альпинист, примотавший кошки к обычным городским полуботинкам, которые были одеты поверх шерстяных носков, обернутых в целлофановые пакеты, приехал к Эльбрусу всего несколько дней назад и решил присоединиться к своим друзьям, готовившимся к восхождению на гору. Совершив один тренировочный выход из Баксанского ущелья, он поднялся канаткой до станции «Гара-Баши» и, переночевав в «бочках», отправился на штурм вершины. Причем первые 800 метров оставшегося пути преодолел на ратраке. Естественно, организм бедолаги пришел в ужас от такого издевательства. На пяти тысячах парень уже просто не мог продолжать путь наверх, и друзья отправили его обратно, продолжив с инструктором восхождение на вершину.
Как можно быстрее спуститься на привычную для организма высоту - самый действенный и, по сути, единственный способ борьбы с горной болезнью. Через полчаса после нашего звонка в МЧС, горе-восходителя забрали быстро подошедшие спасатели. Скорее всего, к вечеру неудавшийся альпинист пребывал в добром здравии и, вполне возможно, потягивал пиво в одном из баров на поляне Азау, вспоминая о происшествии как о маленьком недоразумении. Между тем, если бы утром этому парню не повезло наткнуться на наш палаточный лагерь, он вполне мог обессиленный упасть где-нибудь на склоне и остаться там навсегда.

АЛЬПИНИСТ В МОЛОКЕ
- Вставайте скорее, нас завалило снегом! - фраза, с паническими нотками в голосе произнесенная одним из соседей по палатке, была не самым приятным поводом для пробуждения. Разомкнув глаза, я в свете фонаря увидел, что объем нашего жилища уменьшился вдвое: если над головой еще оставалось свободное место, то в противоположной части палатки «потолок» практически свалился нам на ноги. Не без труда раскопав заблокированный выход, мы вылезли наружу и оценили изменение пейзажа: еще накануне вечером каменистое «поле», отделявшее место расположения нашего лагеря от приюта «Гара-Баши», было коричневого цвета, за ночь же оно покрылось плотным слоем снега.
Переменчивость погоды в горах - общеизвестный факт, а Эльбрус - из тех мест, которые позволяют в полной мере прочувствовать это на собственной шкуре. При восхождении по классическому маршруту в ясные дни обе вершины горы видны практически в любой точке склона, начиная как минимум с последней станции канатки. Благодаря снующим туда-сюда ратракам альпинистская тропа напоминает оживленное шоссе, и кажется, что заблудиться здесь просто невозможно. Но это впечатление обманчиво. Получаса хватает для того, чтобы на смену яркому солнцу пришло «молоко» с видимостью, не превышающей нескольких метров.
Встречные группы альпинистов выплывают из облака буквально у тебя под носом, а то и просто доносятся голосами из пелены, проходя на расстоянии, образно говоря, вытянутого ледоруба, но при этом не появляясь в зоне видимости. Сбиться с пути без опытного инструктора в таких условиях - легче легкого. Да и просто отбиться от группы совсем не так сложно, как кажется. Мы попали в такое «молоко», совершая акклиматизационный выход от «Бочек» на высоту 4500 метров. На последнем привале, после которого должен был начаться спуск вниз, я, стоя лицом к вершине, задержался буквально на тридцать секунд после крика «айда» и, обернувшись, «выцепил» взглядом красную куртку замыкающего члена нашей группы за несколько мгновений до того, как она окончательно исчезла в пелене. Потеряться в горах гораздо проще, чем это представляется среднему городскому жителю. А самое страшное, что при такой плохой видимости попавший в беду человек может пройти всего в нескольких метрах от спасительной палатки или приюта и даже не заметить их.
Опасность проявлений горной болезни и коварность погоды диктуют самое главное правило, которое следует соблюдать при восхождении на Эльбрус: не надо спешить. Не будучи профессиональным спортсменом, подготовленным к серьезным физическим нагрузкам, не доверяйте свою судьбу тем, кто пообещает затащить вас на вершину за пять дней. Скорее всего, вас честно закинут канаткой и ратраком ближе к 5-километровой отметке, но дальнейший подъем в любом случае станет вашей личной проблемой. К тому же, восхождение на вершину даже летом возможно далеко не каждый день. Иногда подходящей погоды приходится ждать несколько суток. Поэтому обсуждая с представителем турфирмы или конкретным гидом приблизительный план похода, поинтересуйтесь не только тем, как будет построена акклиматизация на высоте, но и количеством резервных дней, заложенных на ожидание подходящих для восхождения погодных условий.




ВЫШЕ ТОЛЬКО НЕБО
- Забудьте все, что было до этого, подъем на вершину будет гораздо сложнее, - слова гида не оставляли сомнений в том, что, несмотря на серьезный объем проделанной работы и кажущуюся близость цели, расслабляться еще рано. Наш последний лагерь мы разбили примерно на высоте 4600 метров у скал Пастухова. Впрочем, на штурм вершины выходят (или выезжают на ратраках) и от Приюта одиннадцати, и даже от «бочек». Восхождение начинается ранним утром - с тем расчетом, чтобы уж к обеду точно добраться до цели, иначе останется слишком мало времени на обратную дорогу.
В свете налобных фонариков выходим из лагеря на склон и начинаем монотонное движение вверх размеренной альпинистской походкой. Если оглянуться по сторонам, то окажется, что вместе с нами к вершине, как сбившиеся в кучки светлячки, ползут еще несколько групп. Постепенно ночная темень сменяется мягким утренним светом, фонарики гаснут, но больше ничего не меняется: ты упорно делаешь шаг за шагом, видя перед собой только рюкзак впереди идущего товарища и узор, который оставляет на снегу острые когти его кошек.
Со скал Пастухова альпинисты выходят на так называемую косую полку, которая приводит к седловине Эльбруса. Оттуда до вершины уже вроде бы рукой подать, но преодоление последних трехсот метров по вертикали может растянуться еще на несколько часов - не стоит забывать о том, что организм тут максимально ослаблен высотой. Всего же путь из лагеря до высшей точки маршрута, как правило, занимает у новичков от шести до десяти часов.
Сама вершина - это совсем небольшой бугорок, напоминающий горку для катания на санках на школьном дворе. Главные отличия от детской горки - валун с воткнутой в него металлической звездочкой, вокруг которого сложены и привязаны всевозможные таблички, флажки, вымпелы и другие сувениры от предыдущих восходителей, и, конечно, окружающий пейзаж. Пейзаж величественен, но он не стоил бы ничего без стольких дней труда, испытаний и монотонного подъема. Больше всего в пейзаже удивляет то, что впервые за полторы недели оказывается: дальше некуда идти вверх. Все, что ты можешь видеть, у твоих ног. Кроме неба, разумеется. Ей-богу, ради этого сюда стоило забраться.

Другие мои материалы о восхождении на Эльбрус:
Восхождение на Эльбрус: краткий дневник похода (сентябрь 2010 года)
Интервью зеленоградскому телевидению о восхождении на Эльбрус (сентябрь 2010 года)
Эльбрус не для всех, или Каждый в гору не пойдет (статья для Инфопортала Зеленограда) (сентябрь 2010 года)
Кавказ-2010: Кавминводы, Эльбрус, Грозный. Фотообзор, хронология, логистика (август 2010 года)

Другие мои статьи в журнале «Отдых в России»:
Гонка. Бог в помощь! (о гонке на собачьих упряжках «Северная Надежда» в Костромской области)
Пути династии (о праздновании 400-летия дома Романовых)

ПУТЕШЕСТВИЯ, КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ, СТАТЬИ, КАВКАЗ-10, КАВКАЗ, ЭЛЬБРУС, РАБОТА, ЭЛЬБРУС-10, "ОТДЫХ В РОССИИ"

Previous post Next post
Up