Прошедшая на прошлой неделе церемония вручения «Оскара» заставила вспомнить о картине «Операция "Арго"» (США, 2012 год, режиссер Бен Аффлек), признанной американскими киноакадемиками лучшим фильмом года. Картину эту я посмотрел еще по осени, потому что, конечно, не мог пройти мимо киноленты со столь любопытным сюжетом, основанным на исторических событиях… В ноябре 1979 года в разгар исламской революции в Иране разгоряченная толпа штурмует американское посольство в Тегеране и берет в заложники его сотрудников. Шестерым удается сбежать, и они прячутся в доме у канадского посла. О том, чтобы пытаться выбраться оттуда самостоятельно, не может быть и речи. По улицам рыщут отряды революционной полиции, к тому же иранцам становится известно, что несколько сотрудников посольства бежали, и они пытаются установить их личности. Для спасения дипломатов в Иран направляется агент ЦРУ Тони Мендес (Бен Аффлек), который, выдавая себя за кинорежиссера, планирующего снимать фантастический фильм «Арго» в космических ландшафтах Ирана, собирается вывезти беглецов из страны, выдав их за съемочную группу…
В контексте получения этим фильмом «Оскара» мне вспомнилось определение в отношении «Операции "Арго"», как-то встретившееся во френдленте - «скучная документалка». «Скучная» - это, конечно, слишком - картина получилась нормальной, интересной, заслуживающей одноразового просмотра, но если это лучшее, что было снято в Америке за целый год…
К моему удивлению, значительная часть действия фильма разворачивается за пределами Ирана - очень много внимания уделяется подготовительной работе Тони Мендеса и его голливудских «сообщников» по созданию прикрытия для того, чтобы иранцы поверили в реалистичность планов киношников по съемкам «Арго». Честно говоря, все это кажется малоправдоподобным. Не знаю уж, сколько тут вымысла, а сколько - воссоздания исторических событий по рассекреченным документам спецсслужб, но, по-моему, обеспечить это прикрытие можно было гораздо проще. Но эта сюжетная особенность важнане сама по себе, а тем, что после многообещающей завязки в картине, на мой вкус, случается временный провал. Впрочем, вторая половина фильма все-таки оправдывает те ожидания от него, с которыми я пришел в кинотеатр.
Хотя если сравнить «Операцию "Арго"» со снятым в том же жанре фильмом «Мюнхен», который тоже воссоздает события 70-х годов прошлого века, результат будет явно не в пользу работы Бена Аффлека. Возможно, в «Мюнхене» куда больше вымысла и художественности, но в целом этот фильм производит куда более сильное впечатление, чем «Операция "Арго"». Справедливости ради замечу, что Аффлек, кажется, тщательно подошел к документальной составляющей своей картины. Актеры на роли дипломатов подбирались с учетом внешнего сходства с их прототипами, многие «исторические» сцены «списывались» с кадров кинохроники и фотодокументов времен исламской революции. Я, правда, наткнулся в Интернете на целую подборку «киноляпов» команды «Операции "Арго"», но рассматривать всерьез их я бы не стал. Потому что большинство из серии «на заднем плане на книжной полке стоит автобиография такого-то политика, изданная только в 1983 году»… Все-таки не стоит подходить к художественному фильму с мерками, которые больше подойдут для оценки достоверности музейной инсталляции.
В общем, фильм, на мой вкус, неплох своим «историзмом», но не дотягивает по части драматизма и прочих аспектов художественной составляющей. Соответственно могу рекомендовать его к просмотру любителям этого исторического жанра и интересующимся Ираном или Ближним Востоком в целом.
P.S. Что до «Оскара», то не могу отделаться от крамольной мысли, что решающую роль в его получении сыграла «своевременность» и актуальность фильма на фоне очередного обострения отношений США и Ирана. Кажется, что в информационной части этого противостояния Америка прибегла к самому мощному своему оружию - Голливуду.
Click to view