О черной прислуге замолвите слово

Jan 13, 2013 00:30



После четырехлетней учебы в колледже молодая и амбициозная Скитер возвращается на малую родину - в сонный городок Джексон в штате Миссисипи (действие происходит в 60-е годы прошлого века). Все ее подружки к этому времени уже успели выйти замуж и теперь ведут беззаботную светскую жизнь, играя в бридж и устраивая благотворительные балы. Большую часть обязанностей по воспитанию собственных детей и ведению домашнего хозяйства сброшена молодыми мамашами на чернокожих служанок. Целеустремленная Скитер, мечтающая не об удачном замужестве, а о журналистской или писательской карьере, выглядит на их фоне белой вороной.
Впрочем, главный конфликт «Прислуги» (The Help, США, Индия, ОАЭ, 2011 год, режиссер Тейт Тейлор) кроется вовсе не в этом. На первом месте в этом фильме, снятом по одноименному роману американской писательницы Кэтрин Стокетт (2009 год), - проблема сегрегации по расовому признаку и бытового расизма, который, несмотря на отмену рабовладельческого строя, продолжает царить в американском обществе и, прежде всего, в южных штатах. Удел «цветных» женщин - всю жизнь работать прислугой в белых семьях за мизерную зарплату и без каких-либо социальных гарантий, зачастую терпя унижения и рискуя в любой момент оказаться на улице. Белые дети, воспитанные темнокожими нянями, нередко получают их в «наследство» от своих родителей и далеко не всегда проявляют в отношении них такую же заботу, которую получали от них в детские годы. Так, например, подружки Скитер на полном серьезе продвигают в жизнь идею запрета «цветным» пользоваться туалетами, в которые ходят белые люди. Конечно, степень подверженности расовым предрассудкам разнится от семьи к семьи. В некоторых случаях (и они тоже показаны в фильме) служанки становятся фактически членами семьи, но эти исключения никак не влияют на то, что темный цвет кожи означает принадлежность человека к низшим слоям общества без всяких шансов на лучшую жизнь.
Типичные представительницы этого мира - Эйбелин и Минни (Октавия Спенсер в прошлом году получила за эту работу «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана) - две главные черные героини фильма, работающие в разных домах Джексона. Именно они становятся главными источниками информации о суровых буднях прислуги для Скитер, которая, начав с ведения колонки по домоводству в местном журнале (для чего, собственно, поначалу и прибегает к консультациям Эйбелин), затем решает написать целую книгу о жизни цветного населения Джексона. Материал для книги собирается в обстановке секретности, поскольку борьба за права черных чревата уголовным преследованием, а все имена и названия в ней приходится заменять на вымышленные. Произведение «The Help» («Прислуга») издается за подписью «Аноним», но, тем не менее, очень скоро многие жители Джексона догадываются, что речь в ней идет именно об их городке…





Что-то я, пожалуй, увлекся пересказом сюжетной линии. Впрочем, каких-то экстраординарных поворотов от этой картины ждать не стоит - сюжет развивается достаточно предсказуемо и практически со всеми героями все понятно с самого начала. Я бы сказал, что фильм этот по-американски наивен и пафосно-драматичен. При этом - также по-американски - качественно склеен и завернут в красивую упаковку, чтобы зритель с интересом следил за разворачивающимися событиями на протяжении всех двух с половиной часов, что идет картина (смотрится действительно хорошо), и мог не обращать внимания не некоторую, не побоюсь этого слова, примитивность, с которой ему преподносятся заложенные в фильме посылы.
Помимо расовой темы это еще и проблема жизненного подвига обычного человека, рискнувшего своим (пусть и весьма относительным) благополучием в интересах правды. Что-то типа «делай, что должен, - и будь, что будет». Эта проблема, как и противопоставление ищущей великих свершений Скитер ее подружкам с мелочными «мещанскими» интересами, придают фильму некоторую глубину, не позволяя назвать его плоским.




Впрочем, расизм в «Прислуге» - конечно, все равно тема номер один. Лично мне познакомиться с этим фильмом было особенно интересно еще и потому, что относительно незадолго до этого я прочитал «Одноэтажную Америку» Ильфа и Петрова и посмотрел одноименный документальный сериал Владимира Познера, в которых их авторы описывают ситуацию с расизмом в Соединенных Штатах в 1930-х и 2000-х годах, то есть за тридцать и через сорок лет после событий, показанных в картине. Вкупе с этими двумя произведениями «Прислуга» позволила взглянуть на проблему расизма в американском обществе в динамике. К слову, если верить Познеру (а оснований игнорировать его точку зрения у меня нет, так как это, наверное, один из главных экспертов по Америке в нашей стране), расовая сегрегация, пусть и в иных формах, не подразумевающих открытой дискриминации, существует в США и сегодня. Это серьезно повышает актуальность «Прислуги» и в значительной степени объясняет успех фильма Тейта Тейлора в Америке - по всей видимости, в показанных в киноленте событиях 60-х годов многие зрители увидели параллели с положением вещей в современном американском обществе.




«Прислугу», конечно, сложно назвать глубоким произведением. Едва ли просмотр этого фильма заставит изменить свои убеждения человека со сформировавшимся мировоззрением. Он подойдет, скорее, для воспитания детей - на юные неокрепшие умы это кинопроизведение способно произвести куда более сильное (и при этом - полезное) впечатление. Рекомендовать его к просмотру могу, наверное, тем, у кого возникло желание познакомиться с фильмом после прочтения этой рецензии (то есть людям, в принципе интересующимся темой), а также тем, кто просто ищет интересный фильм без спецэффектов, звездолетов, хоббитов, вампиров и прочей нечисти для вечернего просмотра. Просто фильм о людях, о жизни и, несмотря на географическую и временную удаленность от показанных событий, разумеется, немножко о нас самих.

image Click to view


КНИГИ, ИСКУССТВА, КИНО, ОБЩЕСТВО

Previous post Next post
Up