Вчера по дороге на футбол прочитал в электричке интервью главного хранителя зеленоградского краеведческого музея Александры Алферовой, которое она дала радио «Зеленоград сегодня». Ее рассказ - это, пожалуй, первый столь подробный и при этом популярно изложенный материал об истории деревни Крюково, увековеченной в названии железнодорожной станции на Ленинградском направлении и района современного Зеленограда, на территории которого я и живу.
В интервью
рассказывается и о другой деревне, которая находилась на территории современного Зелика - Матушкино, но это уже немного в других краях, поэтому, чтобы не потерялось, я решил скопировать в свой журнал только ту часть интервью, которая касается Крюково. Зеленоградцам настоятельно рекомендую к прочтению.
Вот несколько интересных фактов из истории для затравочки:
- в конце XVI века деревня Крюково принадлежала отцу патриарха Филарета и, соответственно, дедушке первого царя из династии Романовых Михаилу Федоровичу;
- декабрист Михаил Александрович Фонвизин был арестован за участие в подготовке восстания на Сенатской площади Петербурга в своем подмосковном имении в Крюково;
- его жена (а впоследствии жена Пущина) Наталья Дмитриевна считается возможным прототипом героини Пушкина Татьяны Лариной из «Евгения Онегина»;
- император Александр II с семейством использовали станцию Крюково в качестве пересадочного пункта при поездке в Ново-Иерусалимский монастырь.
В нем она рассказала интереснейшие факты из истории почти родных для меня мест - в частности, деревни Крюково - именно так называется район Зеленограда, на территории которого я живу. Э
Многие селения получили свои названия от представителей известных боярских родов и дворянских фамилий. Сельцо Крюково получило свое название от Крюков-Сорокоумовых-Глебовых. Это известный в свое время боярский род. Предположительно владели Крюки-Сорокоумовы-Глебовы этим селением еще в 15-м веке. Источники 16-го века упоминают это имя.
Но мне хочется остановиться на еще одном интересном имени, которое связано с представителями династии Романовых. Здесь мы уже погружаемся в конец 16-го века, когда сельцом Крюково, согласно писцовым книгам, владел Иван Васильевич Шестов. Иван Васильевич Шестов - это родной дедушка будущего царя из династии Романовых, первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича Романова. Это его дедушка по матери. Возвышению Шестовых способствовало то, что им удалось породниться с боярами Романовыми, поскольку дочь Ивана Шестова Ксения в 1590 году была выдана замуж за племянника Анастасии Романовны (это первая жена Ивана Грозного) Федора Никитича Романова - всем известное имя. И вот уже после смерти царя Федора Иоанновича в 1598 году Федор Романов наряду с Борисом Годуновым был претендентом на царский престол. Но после избрания царем Бориса Годунова он поспешил уничтожить семью Романовых, и Федор Никитич в 1601 году был пострижен в монахи под именем Филарета и сослан в отдаленный монастырь. А его жена Ксения Ивановна под именем Марфы была отправлена в другой монастырь, а дети - в третий. Позже, как всем известно, Филарет станет патриархом, а его сын Михаил - первым царем из династии Романовых. Надо сказать, что тесть Филарета Иван Шестов умер уже в конце 16-го века, а его поместья были розданы другим дворянам.
Следующие владельцы, согласно имеющимся источникам, были уже не очень известные на сегодняшний день представители дворянского рода Жидовиновы. Источники пишут таким образом: «За Иваном Тихоновым, сыном Жидовиновым, в поместье сельцо Крюково, а в нем двор помещиков». И это уже документ от 1647 года. Спустя несколько лет, в 1670 году, сельцо Крюково с пустошами, прилегающими к нему, также принадлежит роду Жидовиновых и их сестре Арине Полтевой. Это что касается истории 17-го века.
Следующий этап - это 18-й век. Здесь также следует упомянуть владельцев, которые были в тот период. В середине 18-го века владели сельцом Крюково дворяне Поливановы, которые являются представителями старинного дворянского рода. Здесь сохранились источники 60-х годов 18-го века о том, что в тот период у дворян Поливановых в Крюкове было 10 крестьянских дворов, и в них жили 46 человек крестьян, в том числе 22 души мужского пола и 24 - женского.
Надо сказать, что эти наши земли не были доходными, и крестьяне, конечно, главным образом занимались земледелием. Это было их основное занятие. Но со временем крестьяне вынуждены были обращаться к так называемым отхожим промыслам. И многие селения, которые примыкают к бывшему Санкт-Петербургскому тракту (сейчас это Ленинградское шоссе; конечно, это не совсем то, потому что тракт менял свое направление), как раз обращались к извозному промыслу. Таким образом, судя по документам, земля эта приносила очень мало дохода.
Расскажу о еще одной интересной странице истории первой половины 19-го века, связанной с сельцом Крюково. Дворяне Поливановы достаточно долго владели этим селением, буквально до 20-х годов 19-го века. На момент Отечественной войны 1812 года, как свидетельствуют некоторые документы, в Крюково хозяевами положения были казаки, которые изымали у местного населения под расписку рожь, овес и сено для скота и нужд армии. А вот уже в 1820 году сельцо Крюково, усадьба с господским домом и 52 душами крестьян мужского пола приобретает Екатерина Ивановна Фонвизина. После ее смерти в 1823 году это селение передается по наследству во владение ее сына Михаила Александровича Фонвизина.
Кто же такой был Михаил Александрович Фонвизин? Это был участник Отечественной войны 1812 года из заграничных походов наших войск. Он был известным декабристом, являлся членом Союза благоденствия Северного общества, был активным участником движения. Хотя, как вспоминают современники, он выступал против радикальных мер. Его современники отзывались о нем, как о талантливом храбром военном и честном гражданине. В 1822 году он был уволен в отставку, и в этом же 1822 году он женится на Наталье Дмитриевне Апухтиной, и молодая чета поселяется в Крюково. Известно, что в Крюково к Фонвизиным приезжали представители тайных обществ. Это и Иван Иванович Пущин, который был одним из лучших друзей Фонвизина, и, как известно, был лицейским другом Пушкина. И Никита Муравьев сюда приезжал по делам общества.
Что касается связи Пушкин - Пущин - Фонвизин, хочется рассказать еще такую версию, которую, я думаю, некоторые из наших зеленоградцев знают. Дело в том, что Наталья Дмитриевна Фонвизина, урожденная Апухтина, предположительно могла быть прообразом пушкинской Татьяны Лариной, потому что ее судьба во многом схода с судьбой Татьяны Лариной. Даже некоторые литературоведы проводят сравнение линии Фонвизина-Апухтина - Михаил Фонвизин - Иван Пущин, потому что уже позднее, спустя много лет после смерти Михаила Фонвизина, Наталья Дмитриевна становится женой Ивана Пущина.
А с Крюково связана такая трагическая страница. Когда после восстания декабристов начались аресты москвичей-декабристов, Михаил Александрович Фонвизин был арестован в своем подмосковном имении Крюково. По документам известно, что он был признан опасным государственным преступником и приговорен к 12 годам каторжных работ и вечное поселение в Сибири.
Но вот когда Фонвизин был арестован и сослан в Сибирь, то его жена Наталья Дмитриевна последовала за мужем в Сибирь. Но надо сказать, что по документам Крюково числилось за Фонвизиными до 1832 года. Потом оно было продано, и в 1833 году появляются другие владельцы - дворяне Митьковы. И здесь начинается страница истории, связанная с Николаевской железной дорогой.
Первоначально имение покупает Софья Людвиговна Митькова (урожденная Гастелло), но после ее смерти владельцем становится ее муж Валерьян Фотиевич Митьков. Судя по всему, он был человеком слабовольным, и когда он женился во второй раз, его вторая жена оказывается очень деловой женщиной. В тот момент как раз начинается строительство Николаевской железной дороги. И 1 ноября 1851 года было открыто движение по этой дороге. Станция Крюково становится второй станцией по пути движения от Москвы. Были станции Москва, станция Химка (как тогда назывались Химки, потому что была река Химка, а города Химки, естественно, не было) и станция Крюково. И, конечно же, земля у Крюково очень сильно поднимается в цене. Все помещики уже знают о том, что близится подготовка крестьянской реформы, и все к этому уже готовы, потому что это неизбежный факт. И вот вторая жена Митькова делает выводы, чтобы землю после реформы крестьянам не выделять, надо бы крестьян из Крюкова переселить в другое, менее доходное имение в Смоленскую губернию, а здесь землю выгодно продать. Но крестьяне очень сильно этому сопротивлялись и даже подняли восстание. С большим трудом, под надзором полиции и казаков крестьян все же удалось переселить в другое имение. Перед этим вспыхнул пожар, который уничтожил бывшую усадьбу владельцев. Говорили, что это сделали крестьяне, но на самом деле, скорее всего, пожар был подстроен самими дворянами Митьковыми, чтобы выпроводить крестьян из Крюкова. Надо сказать, не смотря на то, что крестьян удалось переселить, но поведение помещиков вызвало недовольство даже московских губернских властей. И с Митькова даже взяли штраф в пользу крюковских крестьян. Но крестьяне все равно, спустя некоторое время, вернулись в свое родное Крюково, видимо, были очень привязаны к этим местам.
Сейчас еще немного расскажу про железную дорогу и коснусь промышленности. То, что появилась железная дорога и станция Крюково, коренным образом изменило жизнь всего местного населения. Даже есть очень интересные записи (я забегаю немного вперед), что станция Крюково связана со многими известными именами. Например, из дневниковых записей Анны Тютчевой, которая была фрейлиной императорского двора (это дочь поэта Федора Тютчева и жена Ивана Аксакова), известно, что 1 сентября 1858 года семья императора Александра II высадилась в Крюково и направилась в Воскресенский монастырь (здесь еще была прямая дорога на Воскресенский монастырь).
Надо сказать, что близость Николаевской железной дороги и станции Крюково явилось причиной повышения стоимости на землю. Митьковы свою авантюру все-таки провернули. Они разбили Крюково на участки и сначала продали четыре участка под дачи каким-то представителям купеческого и мещанского сословий. А те, в свою очередь, очень быстро возвели там какие-то небольшие строения и продали эти участки еще по более выгодной цене другим представителям. Те, в свою очередь, сделали то же самое. И так в Крюково появилось много участков и дач различных владельцев. И буквально до революции все росло и росло количество владельцев.
А вот что касается промышленности, то сам усадебный дом в Крюково после Митьковых покупают дворяне Григоровы. И вот Григоровы (а это уже происходит в 70-е годы) строят здесь кирпичный завод, поскольку здесь были глинистые почвы, удобные для кирпичного дела. Григоровы начинают заниматься кирпичным делом и в конце 19-го века продают свой завод и имению купцу, потомственному почетному гражданину Ивану Карповичу Рахманову, который был выгодно женат на дочери очень состоятельного человека из Лихославля. Они еще больше разворачивают кирпичное дело. И надо сказать, что и у нас в музее, и иногда даже, гуляя в лесу, можно встретить кирпичи с клеймом И.К. Рахманов - Крюково. Кто захочет их увидеть, приходите в музей, они есть у нас в экспозиции.
Он был небольшой. На нем работали нанятые сезонные рабочие. Но, теме не менее, раз он существовал, значит, он каким-то образом все-таки окупался. И наши кирпичи можно найти не только в Крюково, но и в других местах и окрестностях нашего, в районе Ржавок. То есть этими кирпичами пользовались, возводили какие-то строения.
Что еще интересного было в Крюково? К концу 19-го века здесь располагались различные лавки, в том числе чайная лавка. Был здесь и трактир, и портерная, что в свое время было очень популярно. С конца 19-го века была здесь и своя аптека. Даже известно имя владельца - Агнесса Эдуарновна Зундгрен. Здесь можно найти и остатки стеклянной посуды. Стекольный завод тоже был в окрестностях Крюково, ближе к Андреевке.
Еще сохранились очень интересные воспоминания местных жителей, которые описывают, как выглядело Крюково, и вспоминают последнего владельца Ивана Карповича Рахманова. Он не был положительным владельцем, поскольку не желал, чтобы его беспокоили, ездили по его земле до станции по дороге. Он запирал ворота, через которые по его территории вела дорога к станции, и приходилось крестьянам ездить вокруг через железнодорожный мост. А поскольку этой дорогой пользовалось не одно поколение крестьян, то этот факт вызывал негодование всей округи.
А сама территории Крюково, где находилась помещичья усадьба (усадьба Фонвизиных), как устанавливает наш археолог Александр Николаевич Неклюдов, находилась предположительно там, где сейчас стоит памятник Пушкину в 8-м микрорайоне. И памятник Пушкину стоит у нас не случайно. Это как раз связь Пушкин - Пущин - Фонвизин. Пушкин никогда не бывал на этой территории, но он проезжал мимо по Санкт-Петербургскому тракту. Потом уже, после открытия станции Крюково, территория стала расширяться, и Крюково шагнуло на другую сторону от железной дороги, там появилась застройка, возник рабочий поселок уже позднее.