Эта фотография сделана на матче «Спартак» - «Порту» моим фрэндом Евгением Фельдманом ака
feldsparta4. Снимком этого «одиночного пикета» «Верю в Валеру» я решил проиллюстрировать замечательный и почти полностью созвучный моим мыслям текст Василия Уткина, написанный перед той игрой. И хотя сегодня, после того, как Карпин по собственному желанию покинул пост главного тренера «Спартака» текст этот потерял изрядную долю своей актуальности, я все равно сделаю это.
Есть много любителей поговорить о том, чего они не понимают. Для меня это непреодолимое препятствие. Так что, пожалуйста, не ждите от меня разговоров об отставке Валерия Карпина, потому что мне не дано понять, почему необходимо отправить в отставку тренера, который только что показал лучший для своей страны результат в еврокубковом сезоне.
Совершенно неважно, какой степени разгромности было итоговое поражение. Дело не в счете. Разгромно проигрывает, например, «Твенте», который до стадии собственного разгрома высадил чемпионов России четырех последних лет. Разница восприятия двух этих разгромов мне как раз совершенно понятна: она в эмоциях. Эмоции плохой советчик. Тут нужна водичка холодная, ну, или коньяк. Зависит от времени суток, возраста и привычек. Будьте здоровы.
В сегодняшнем бытии «Спартака» меня волнует несколько иная проблема, и, не скрою, она серьезна, и может привести к смене руководства командой. Может, думаю - в определенной перспективе. Если не будет решена.
Эта проблема в том, что никто не может в данный момент объяснить гигантских перепадов в спартаковской игре. Бабушка Ванга сдалась бы, стой перед ней задача предсказывать судьбу «Спартака» от игры к игре. Живи она сейчас - она бы вряд ли это пережила.
Отчасти, конечно, эта проблема объясняется тем, что у «Спартака», что ни игра, новая линия защиты. Команд, которые могли бы играть успешно, меняя линию обороны два раза в неделю, периодически считая тут и вратаря, не существует. Что сказать? Действительно, много было травм.
Отчасти проблема спартаковских перепадов объясняется более прихотливой причиной. Команда сейчас, на мой взгляд, оказалась перед серьезным внутренним противоречием. С одной стороны, она именно сейчас впервые за новейшую эпоху имеет состав, в котором существует конкуренция на всех позициях, без оглядки на лимит легионеров. Долгое время отсутствие конкуренции напрямую вело к тому, что какие-то футболисты могли попасть в состав вне зависимости от своей формы и склонности к самосовершенствованию; это касалось ряда игроков-россиян. Эту проблему клуб решал долго и терпеливо, соблюдая самим же себе введенным правилом «не переплачивать».
Это было важно! Однако сейчас это вступает в определенное противоречие с принципом спартаковской игры. Команда, которая сориентирована на контроль мяча, обильное и часто импровизационное взаимодействие игроков, не может прибегать к обширной ротации, потому что любая ротация уменьшает сыгранность.
Как решается это противоречие? На мой взгляд, «Спартак» обречен стремиться к игре активной обоймой 15-16 футболистов плюс молодежь. К этому можно прийти со временем, и нет другого пути к этой цели, кроме как сейчас давать играть всем, провоцируя конкуренцию, проверяя сочетания, а в конечном счете - воспитывая и отбирая лучших. В моем понимании «Спартак» сейчас находится примерно на этой стадии своей жизни.
Но это проблема, конечно, слишком стратегическая, чтобы быть единственной причиной спартаковских перепадов. Она не объясняет, например, того, почему у Спартака получается уж если поражение, то непременно разгром. Тут налицо психологические корни, а о них судить со стороны всегда можно только на уровне более или менее художественных версий. Моя заключается в том, что «Спартак» страдает комплексом наполеоновских маршалов, который не следует путать с комплексом Наполеона.
Маршал Ней по прозвищу Лев то ли написал в своих воспоминаниях, то ли сказал какому-то памятливому мемуаристу: «Гений Императора был столь всеобъемлющ и велик, что даже ближайшие сподвижники порой видели свою задачу лишь в том, чтобы вовремя явиться на поле боя».
Мне кажется, что игроки «Спартака» чувствуют себя за Карпиным как за каменной стеной. Произошел перекос: он слишком лидер. А на поле лидера нет.
Это гипотеза, не более того, и далеко идущих выводов из нее делать не стоит. Но я не вижу другого объяснения, как так получается, что маститые футболисты, зарекомендовавшие себя в том числе и как вожаки своих предыдущих команд, при полном отсутствии в «Спартаке» каких-либо скандалов, при том, что в нем нет групп и она явно состоит из игровых единомышленников, - что при всем этом при первом серьезном испытании они по законам лотереи то и дело начинают сдуваться.
Может быть, вы ждали от меня какой-то вдохновенной речи. Может быть, вам скучно следить за этим занятием - раскладыванием более и менее очевидных вещей по полочкам. Но я вижу в «Спартаке» именно это - нормальное движение шаг за шагом, не без перекосов, но, пожалуй, самое планомерное и поступательное среди всех российских клубов за последние три года - за исключением, может быть, ЦСКА. Но там пройден куда более долгий путь, и без колебаний не обходился и он.
Вполне возможно, лидерство Карпина действительно чрезмерно. Но я не вижу в этом ни огромной, ни нерешаемой проблемы. Если это так - это оценка командой его работы. Не столько результата, сколько ее понятности, открытости. Да, о психологической стороне происходящего доподлинно мы знать не можем - но вся клубная работа как на ладони. Посмотрите на состав: сегодня Спартак никому в стране не уступает, и добиться этого удалось, полностью контролируя платежную ведомость. Ведь когда ты переплачиваешь, ты не деньгами разбрасываешься; ты команду развращаешь, раскидывая вокруг себя мины замедленного действия. Мы примеры подобного видим в нашем чемпионате ежедневно.
Вы скажете: отлично, тут и спору нет, Карпин - отличный клубный вожак, но почему он тренирует команду? А я скажу вам на это очень простую вещь: вспомните, как это получилось. Само, по большому счёту; распоряжение жизни. А сейчас мы находимся в ситуации, когда пригласить тренера, отойдя при этом к гендиректорскому столу, Карпин не может - потому что любая ошибка тренера, любое поражение будет приводить к тому, что тренер этот несчастный будет оглядываться на него. И сам будет, и трибуны громко намекнут, и журналисты напишут. Это неизбежно, и поступать так невозможно.
А ещё не стоит забывать, что Карпин-тренер в первый же сезон выиграл медали в очень непросто начавшемся сезоне, вышел в четвертьфинал еврокубка и подготовил двух игроков для сборной - Макеев при нем пришел из такого суперклуба, как «Шексна», а Паршивлюк, так некстати порвавший свои «кресты», дорос до национальной команды из положения между дублем и основой. О, я ещё Джанаева забыл... Так что огромной дистанции между ним как тренером и им же в качестве управленца нет.
«Спартаку» нужен тренер на годы. Он может получить такого тренера, продолжив начатую работу, а может начать поиски с самого начала, вернувшись в исходную точку.