На «ты» с Басаевым. Чеченская война глазами человека

Dec 16, 2016 23:04



На волне интереса к теме истоков международного исламского терроризма вслед за книгами «Исламское государство: армия террора» и «Тайна и трагедия Усамы бен Ладена» (об этом произведении обязательно расскажу отдельно) прочитал «Женский чеченский дневник» Марины Ахмедовой. По тематике «Дневник» вроде можно считать локальной «прелюдией» (или, говоря голливудским языком, приквелом) к двум предыдущим книгам, но по формату и стилю это, конечно, совсем другая литература.
Марина Ахмедова - звезда (к сожалению, безвременно сконавшегося) журнала «Русский репортер», мастер вдумчивого, проникновенного репортажа (преимущественно) из «горячих точек». Ее «Женский чеченский дневник» (первое название было «Папарацци на войне» - как по мне, так оба не очень удачные) написан на основе дневников ее подруги и коллеги - фоторепортера Натальи Медведевой, прошедшей обе чеченские кампании и снимавшей там для «Огонька», «Коммерсанта» и «Независимой газеты». По стилю повествования произведение Ахмедовой - художественное, но по фактологии - документальное. «События этой книги не являются вымышленными. Изменены некоторые имена, а некоторые герои перенесены в другие места. Но основные герои, их слова и поступки являются реальными, точными, и автор несет ответственность за все совпадения», - пишет Марина Ахмедова в предисловии к книге.

Ее действие разворачивается преимущественно в период первой чеченской войны, постоянно перенося читателя во времени и пространстве: из Чечни в Буденновск и обратно. И там, и там Наташа пересекается с Шамилем Басаевым (среди других «персонажей» есть еще Масхадов и Дудаев), и линия их «взаимоотношений» становится центральной. Эта линия позволяет взглянуть на Басаева как на человека и проследить его трансформацию из… сложно подобрать точное определение, ну, пускай будет - сына своего народа, участника войны за его свободу - в террориста-фанатика. Мне кажется, учитывая документальность этих воспоминаний, это уже очень ценная возможность, ведь мы привыкли воспринимать Басаева как воплощение абсолютного зла, взявшееся из ниоткуда, - как будто он таким родился, а не стал со временем.



Героиня книги Наталья Медведева и Шамиль Басаев

«Женский чеченский дневник» - это вообще книга не о войне (описание боевых действий там ограничивается, по сути, несколькими сценами обстрела чеченских сел), а о людях, по большей части вынужденно существующих в условиях войны. В ней описаны удивительные (по силе эмоционального воздействия, а не по логике событий, конечно) сцены и явления - встреча чеченских детей с российскими летчиками («Наташа! Наташа! А дяди летчики, оказывается, совсем не страшные!») или типичная история солдатских матерей, которые отправлялись в Чечню на поиски своих пропавших сыновей, а когда находили их, попавшими в плен и обращенными в рабство, оставались жить с ними в подвале какого-нибудь чеченского дома.
Важнейший с исторической точки зрения эпизод - это, конечно, события в Буденовске (Наталья Медведева была в числе журналистов, которые добровольно обменяли себя на заложников). И там удивительные события и явления уже другого плана. Заложники, умоляющие фотографов снять заляпанные мясом стены и потолки («Они стреляли из БТРов. Снаряды пробивали стены, попадали в коридор. А в коридоре были люди, понимаете? Людей разрывало на куски... Снимите это! Вы слышите? Снимите!»), и торжественная встреча колонны Басаева в Хасавюрте с транспарантами «Остановим войну!» и при участии дагестанского ОМОНа...

В общем, рекомендую «Женский чеченский дневник» как книгу о чеченской войне (для тех, кто хочет что-то понять для себя об этой странице нашей истории) и как книгу о войне и ее обратной, далеко не самой романтичной, стороне вообще - безотносительно места и времени.



P.S. Кстати, у Марины Ахмедовой есть еще книга «Дневник смертницы. Хадижа» о девушке из Дагестана, причастной к местному бандподполью. Надо будет тоже прочитать.

РОССИЯ, ЧЕЧНЯ, ИСТОРИЯ, КНИГИ, СТРАНА

Previous post Next post
Up