Триллер на бумаге

Feb 11, 2013 18:44




Слово «бестселлер» употребляется рядом с названием «Девушка с татуировкой дракона» (Стиг Ларссон, Швеция, 2004 год) так часто, настойчиво и в столь превосходных степенях, что складывается впечатление, будто детективный роман шведского писателя Стига Ларссона - главное произведение современной мировой литературы. Мой интерес к этой книге подогрела также ее голливудская экранизация (которую я пока не смотрел) и то, что трилогию Ларссона под условным названием «Миллениум» пару лет назад зачитала до дыр вся женская половина моей семьи вплоть до бабушки.
«Девушка с татуировкой дракона» - первая часть трилогии. Вообще, если верить википедии, Ларссон задумывал создать в рамках этого цикла целых десять романов, однако реализовал план меньше чем на треть из-за внезапной кончины в возрасте пятидесяти лет. «Девушка…» была его первым большим произведением, да и ее издали уже после его смерти, так что признание таланта Ларссона со стороны читающей публикой оказалось посмертным.
Несмотря на название, в первом романе трилогии вовсе нет одного ярко выраженного главного героя женского пола. Казус объясняется «трудностями перевода» - в оригинале книга называется «Мужчины, которые ненавидят женщин», что, несомненно, ближе к теме произведения. На самом деле главных героя два. Первый из них - известный в Швеции 45-летний журналист Микаэль Блумквист, соучредитель и главная пишущая сила журнала «Миллениум», который специализируется на экономических расследованиях. Знакомство читателя с Блумквистом происходит в тот момент, когда он переживает самый страшный провал в карьере - по следам одной из его разоблачительных публикаций суд признает Микаэля виновным в клевете на воротилу финансового мира Веннерстрёма и приговаривает к крупному денежному штрафу и трем месяцам тюремного заключения.
В этот момент Блумквист получает неожиданное предложение от Хенрика Вангера - давно отошедшего от дел совладельца крупного концерна - который предлагает Микаэлю расследовать исчезновение его племянницы Харриет, случившееся 40 лет назад в родовом гнезде Вагнеров на севере Швеции. Тайна пропажи Харриет до сих пор не дает покоя престарелому Хенрику - в том числе и потому, что он уверен, будто в этом замешан кто-то из членов его семьи.
В этом расследовании, в ходе которого Блумквист неожиданно для себя выходит на след серийного маньяка, жестоко убивавшего женщин по всей Швеции в 50-60-х годах, Микаэлю приходится прибегнуть к помощи Лисбет Саландер - той самой девушки с татуировкой дракона - с которой читатель также знаком с первых страниц книги. 26-летняя Лисбет - очень противоречивая личность. Признанная решением суда недееспособной, по всем документам компетентных органов она проходит как асоциальный и едва ли не умственно отсталый человек. На самом же деле Лисбет, действительно имеющая сложный характер из-за трудного детства, - выдающийся компьютерный хакер и исследователь. Она помогает Блумквисту не только разгадать загадку исчезновения Харриет Вангер, но и вывести на чистую воду мерзавца Веннерстрёма.

«Девушка с татуировкой дракона» из тех книг, которые читаются на одном дыхании. Впервые открывая этот роман, я наметил, что, если читать в среднем по главе каждый день, то как раз управлюсь за месяц, но в результате «проглотил» книгу за две недели. И это еще я старался себя ограничивать: на одном дыхании прочитав поздним вечером две-три главы, с трудом заставлял себя закрыть книгу и отправиться спать, чтобы не засидеться совсем уж до глубокой ночи. Написан роман действительно очень увлекательно и интригующе - в расследовании Блумквиста и Саландер постоянно появляются новые ниточки и обстоятельства, которые заставляют с нетерпением ждать следующей возможности взяться за книгу. При этом по мере приближения к развязке детектив постепенно перерастает в настоящий триллер на бумаге, который способен пощекотать нервы читателям с богатым воображением.
Вместе с тем, от самого-самого супер-мега-пупер-бестселлера современности я все-таки ждал чего-то большего, чем просто детектива (пусть и ооочень увлекательного). Да, в «Девушке с татуировкой дракона», конечно, затрагиваются темы журналисткой этики и морали, «покладистости» шведских экономических обозревателей, идущих на поводу у финансовых воротил, небезупречности существующего в Швеции института опеки над недееспособными гражданами (и вообще признания отдельных лиц недееспособными), но - именно затрагиваются, а не раскрываются автором. Единственная же проблема, которой в книге уделено действительно много внимания - проблема сексуального насилия - в общем-то, не нуждается в особом раскрытии (во всяком случае, в формате детектива), поскольку и так понятно, что подобные действия заслуживают исключительно осуждения. В общем, не получилось у меня обнаружить в первом романе Стига Ларссона какой-то «макроидеи», наличие которой позволило бы говорить о нем как о значительном литературном произведении, а не просто как об увлекательной книге для вечернего чтения. Впрочем, начало романа и его концовка оставляют надежду на то, что такую идею удастся уловить в масштабах всей трилогии. Пока же смело рекомендую «Девушку с татуировкой дракона» любителям замороченных детективов и «бумажных» триллеров.

КНИГИ, ИСКУССТВА

Previous post Next post
Up