ДТП как работа. Дежурство с оформителем аварий

Nov 18, 2011 22:53


Продолжаю спонтанно начавшуюся серию публикаций о работе экстренных служб Зеленограда. На прошлой неделе я рассказывал о старейшей в городе 11-й пожарной части, отметившей недавно свое 45-летие, теперь на очереди - ГИБДД. На дежурстве с гаишником - оформителем ДТП я побывал еще в конце октября, но долго не мог приступить к подготовке материала. Потом готовая статья почти на неделю застряла на согласовании, однако к чести гаишников могу сказать, что опцией правки текста они практически не воспользовались. В общем, кому интересно, как организована работа инспекторов по выезду на место ДТП - вэлкам под кат.



ДТП как работа / Инфопортал Зеленограда, 18 ноября 2011 года

Корреспондент Инфопортала побывал на дежурстве с инспектором по выезду на место ДТП и узнал, почему на этой работе надо быть еще и немного юристом, фотографом и психологом.
Со старшим лейтенантом полиции Александром Тарасовым мы встречаемся около десяти утра на асфальтобетонном заводе. Найти это предприятие на Алабушевской улице оказывается несложно - въезд на территорию обозначает припаркованный у проходной полицейский «Шевроле».
- Ночью тут произошел наезд на пешехода, - сходу вводит меня в курс дела мой «напарник». - Грузовик с цистерной-полуприцепом приехал разгружать битум. Один из рабочих решил помочь водителю подъехать к месту разгрузки задним ходом и встал сзади грузовика. Ну, вот и помог. В какой-то момент, видимо, попал в слепую зону и, машина прижала его вон к тому резервуару. Открытый осколочный перелом левой голени. Пострадавшего забрала «скорая», а инспекторов ДПС почему-то вызывать не стали. Нам сегодня утром телефонограмма из больницы пришла. Получается, что водитель покинул место ДТП. Теперь здесь будет работать следственно-оперативная группа, а мы поедем в отдел оформлять документы по авариям.


01 

В зеленоградском батальоне ДПС на должности инспектора по выезду на место ДТП работает пять человек. Четверо сменяют друг друга на 24-часовом дежурстве по графику «сутки через трое», пятый - работает с понедельника по пятницу с девяти до шести. Еще два сотрудника меняются каждые два дня на 12-часовом дежурстве - с восьми утра до восьми вечера. По должности они - обычные инспектора ДПС, но по сути также являются оформителями аварий. Получается, что в общей сложности отдел оформителей состоит из семи человек, из которых в рабочее время в обычный будний день «на город выходят» трое.
Оформить ДТП на самом деле может любой инспектор дорожно-патрульной службы. Если одновременно случается много аварий, для совершения необходимых действий могут вызвать ближайший экипаж ДПС. Нагрузка на инспекторов, патрулирующих город, возрастает в ночное время, так как с восьми вечера до восьми утра «на посту» остается только один оформитель, несущий суточное дежурство. Причем с двух до шести ему положен перерыв на сон. Разбудить его могут только в случае аварии с пострадавшими - мелкие ДТП в это время оформляет дежурная смена ДПС.

02 

- Аварии, в которых пострадали люди - прерогатива «суточных» оформителей, - рассказывает Александр Тарасов. - В этих ситуациях всегда много нюансов - к примеру, все участники таких аварий обязательно продуваются на алкоголь. К тому же, это большая ответственность, так как речь идет, с одной стороны, о жизни и здоровье, а с другой стороны - о судьбах людей, ведь все сопряжено с уголовной ответственностью. По следам таких аварий могут проводиться трассологические, дорожные или еще какие-то экспертизы. Поэтому разумно, что такими делами занимаются специализирующиеся на них люди, которые хорошо ориентируются в документах и прочих тонкостях.
Нюансов в случае ДТП с пострадавшими действительно много. Во-первых, при поступлении вызова на место происшествия оперативно прибывает ближайший дежурный экипаж - важно по горячим следам найти свидетелей, при необходимости оказать помощь работающим на месте медикам или спасателям, зафиксировать предварительный диагноз, который поставят врачи «скорой». Во-вторых, если в аварии пострадали дети, вызывается инспектор отдела пропаганды безопасности дорожного движении - теме детского травматизма в ГИБДД уделяют особое внимание. В-третьих, если водители - участники ДТП - не госпитализированы, их привозят в отдел для опроса. Наконец, в случае летального исхода или причинения тяжкого время здоровью, основную работу на месте аварии ведет следственно-оперативная группа. Оформление такого ДТП может занять до пяти часов.

03 

- Вот в случае с наездом на пешехода на асфальтовом заводе - на лицо причинение тяжкого вреда здоровью, - поясняет мой «напарник». - Конечно, это должна установить медицинская экспертиза, но я по своему опыту могу сказать, что открытый, а тем более еще и осколочный перелом, всегда квалифицируется как тяжкий вред. К тому же, тут водитель скрылся с места аварии, поэтому им теперь будут заниматься оперативники. Моя задача в данном случае сводится к сбору первичной информации, составлению схемы ДТП и подготовке рапорта.
Александр Тарасов заступает на дежурство в восемь утра, но его рабочий день начинается на полчаса раньше, когда командир ночной смены проводит развод для сотрудников, выходящих на дежурство. До них доводится оперативная информация и сведения об обстановке в городе, после чего патрули разъезжаются на свои участки, а оформители ДТП ждут вызовов на место происшествий. Авария на асфальтобетонном заводе стала уже вторым выездом Александра Тарасова за первые два часа дежурства. В 8:40 на улице Радио водитель «Волги», двигаясь от «старого» моста в сторону Кутузовского шоссе, не справился с управлением на мокрой дороге и в крутом вираже врезался в «Мерседес», стоявший в традиционной утренней пробке во встречном направлении. Разбиты фары, помяты бампера и крылья, люди не пострадали.

Рабочее место в кабинете инспекторов-оформителей
04 

В качестве «воспоминаний» об этой аварии теперь остались только снимки в рабочем фотоаппарате Александра Тарасова, схема ДТП, рапорт об инциденте, объяснения водителей и постановление о штрафе водителю «Волги» за «неправильное расположение транспортного средства на проезжей части».
- Лишение прав за выезд на встречную полосу ему не грозит, - комментирует инспектор. - Во-первых, он совсем чуть-чуть заехал на осевую линию, а во-вторых, очевидно, что в его действиях не было умысла. Попутная полоса была свободна, а встречная занята, так что выезжать туда не было ни смысла, ни возможности - человек просто не справился с управлением.

05 

Вместо постановления о штрафе инспектор может составить протокол об административном правонарушении, если вынесение постановления по данному случаю не входит в его компетенцию, или определение об отказе в возбуждении административного дела. Последний документ оформляется в случаях, когда за нарушение ПДД, допущенное водителем, не предусмотрено никакой ответственности - к примеру, если авария случилась при движении задним ходом (само по себе это не запрещено).
Ключевая задача автоинспектора при выезде на место аварии - предварительное определение виновника. Конечно, сделать это удается не всегда. Примерно в десяти процентах случаев дело приходится направлять на дополнительное расследование. Это происходит, к примеру, при авариях на светофорах, когда оба участника инцидента утверждают, что ехали на зеленый свет, а найти свидетелей или видеозапись аварии не удается. Впрочем, высока вероятность, что если никаких свидетельств так и не найдется, по итогам расследования тоже в итоге вынесут вердикт об обоюдной вине участников ДТП.

Так выглядит база данных, в которой регистрируются аварии
06 

В перерывах между авариями инспектор-оформитель приезжает в расположение батальона, чтобы зарегистрировать произошедшие инциденты. Данные о них вносятся в журнал ДТП, а также в компьютерную базу (сведения об авариях с пострадавшими, правда, передаются для «компьютерного оформления» дознавателям). Именно из этой базы потом будет автоматически сформирована справка о ДТП, которую выдадут участникам аварии для обращения в страховые компании. Компьютерная программа совмещена со всеми базами ГИБДД, поэтому при оформлении аварии и машины, и водители автоматически «пробиваются» на предмет розыска или лишения прав.
По словам Александра Тарасова, в среднем за один день в Зеленограде происходит 25-30 аварий, из которых примерно две трети оформляет суточный дежурный. Пики ДТП приходятся на утренние и вечерние часы - примерно с 8 до 10 и с 17 до 22. При этом зависимости частоты аварий от дня недели не существуют - случаются и спокойные будни, и «ударные» выходные. Сегодняшняя пятница пока выдается спокойной - в ожидании вызова мы беседуем в небольшом кабинете оформителей. Узкая комнатушка плотно заставлена мебелью: рабочий стол, стеллажи для документов, личные шкафы, диван для отдыха. Из бытовых удобств к услугам суточных дежурных, помимо дивана, еще холодильник и микроволновка.

07 

Потом отправляемся на небольшую экскурсию по территории батальона. Александр Тарасов идет показывать мне разбитые автомобили, которые привозятся сюда эвакуатором, если их некому забрать с места аварии или машины понадобятся для проведения экспертиз и совершения других следственных действий. Заходим во двор здания ГИБДД, а там - едва ли не все «дорожные» новости Инфопортала последних месяцев. Вот «Пассат», в котором на перекрестке 657-го проезда и улицы Каменка погибла молодая женщина, вот «девятка», пьяный водитель которой протаранил автобус на Филаретовской улице.
- Вот тут любопытная авария была, - инспектор показывает на другую разбитую «Ладу». - Парень пытался повернуть с Березовой аллеи налево на Центральный проспект и врезался в ехавшую в сторону МИЭТа иномарку с женщиной за рулем. А та после столкновения зацепила городской автобус. При этом владелец «девятки» заявил, что машину у него угнали, хотя за несколько минут до этого они вместе с виновником аварии заправили бензин на BP и уехали оттуда, не заплатив, - их зафиксировла камера наблюдения.

08 

- Снимай, снимай, - добавляет Александр Тарасов, увидев, что я взялся за фотоаппарат. - Пусть люди видят, к каким печальным последствиям приводит нарушение ПДД. Вообще, в последние годы наблюдается тенденция к снижению числа аварий, особенно серьезных. Вот сейчас на конец октября у нас 6842 ДТП, а за год раньше бывало по 8,5-9 тысяч. В этом году, наверное, получится меньше.
Ожидание нового вызова растягивается до второй половины дня. Наконец, после обеда дежурный сообщает об аварии на Савелкинском проезде. По предварительной информации, пострадавших нет. Тем не менее прибыть на место надо как можно быстрее. Руководство столичной Госавтоинспекции требует от оформителей, чтобы они прибывали на место ДТП в течение двадцати минут. Поэтому даже если по пути следования оформитель заметит какое-то нарушение со стороны других автомобилистов, он, скорее всего, просто передаст информацию дежурным патрулям.

09 

Приезжаем на Савелкинский проезд. У бизнес-центра стоят слегка стукнувшиеся друг с другом «Хендай Акцент» и «Ауди». Таксист на корейской машине, припаркованной в правой полосе лицом к тротуару, решил выехать со своего места и сдал назад, не посмотрев в зеркала. А за ним в тот момент остановилась проезжавшая мимо «Ауди». В результате у одного - слегка поврежден бампер, у другого - царапина на задней двери и крыле и у обоих - потерянное время.
- Ох уж, эти таксисты, - сокрушается Александр Тарасов, фотографируя машины. - Все торопятся, торопятся куда-то. Понятно, что хочется копеечку заработать, но нельзя же совсем осторожность терять… Аварийный знак, который они выставили, сейчас уберем. Опасности тут нет - участок прямой, а заезд на парковку перегородили.

10 

Старший лейтенант делает замеры на месте аварии. Времена, когда инспекторы для этого ползали по дороге с рулеткой, в Москве уже прошли. Теперь сотрудников ДПС оснащают лазерными линейками. Для составления схемы ДТП машины необходимо зафиксировать в трех измерениях и привязать к какому-то объекту. Это делается для того, чтобы в случае необходимости их можно было снова выставить на проезжей части ровно в такой же конфигурации. Схема подписывается двумя понятыми. На асфальтобетонном заводе это были охранники предприятия, здесь - двое автомобилистов, которые из-за аварии не могут выехать на своих машинах с парковки.
- Ну, что глаза разул, может тебе покрупнее показать?! Тогда иди сюда! - вдруг срывается один из участников ДТП на рабочего, который отвлекся от монтажа рекламной конструкции на разглядывание последствий аварии.
- Водители, конечно, разные попадаются, - комментирует Александр Тарасов. - В основном, к моменту приезда инспектора страсти успевают остыть, но бывают и особо нервные товарищи. Ну, как себя вести с такими? Пытаешься объяснить, что все это неприятно, конечно, но что делать... Мол, если никто не пострадал, то чего зря нервничать.

Инспектор за составлением схемы ДТП (красный предмет в руке - и есть та самая лазерная линейка)
11 

Авария на Савелкинском проезде несложная, поэтому ее оформление занимает меньше получаса. В качестве виновника определен водитель такси, сдававший назад, да он с этим и не спорит. Все обстоятельства аварии (вплоть до того, включено ли уличное освещение и каково состояние покрытия дороги) и внешние повреждения, полученные машинами, зафиксированы в специальном бланке рапорта. Водителю «Хендая» вынесено определение об отказе в возбуждении административного дела: езда задним ходом - дело ненаказуемое.
Теперь в виду отсутствия новых вызовов Александр Тарасов снова держит путь в расположение батальона, где все оформленные им документы сложатся в материал по ДТП и будут впоследствии переданы в отдел дознания. Этот день действительно получится в Зеленограде относительно спокойным - за сутки дежурства моего «напарника» произойдет в общей сложности 23 аварии, последняя из которых случится еще до десяти вечера. Инцидент на асфальтобетонном заводе так и останется единственным ДТП с пострадавшими.

МОСКВА, АВТО, ЗЕЛЕНОГРАД, РАБОТА, ТРАНСПОРТ, СТАТЬИ

Previous post Next post
Up