Когда несколько месяцев назад заместитель Председателя Правительства РФ Алексей Гордеев привлек меня к так называемой мусорной реформе, я смутно представлял себе насколько сложна и интересна в управленческих решениях эта тема. Насколько важно, чтобы регуляторы, применяемые властью к гражданам, дисциплинировали их, но не угнетали.
Алексей Васильевич был прав, сказав:
- Иван, возраст человека определяется не количеством прожитых лет, а способностью обучаться.
Если исходить из этой максимы, я помолодел.
Из всех принятых и утвержденных Президентом РФ 12-ти нацпроектов, «Экология» - самый масштабный.
Внутри него проведение реформы обращения с ТКО (твердые коммунальные отходы) составляет половину, и по моему мнению, считается самой сложной. Она касается всех без исключения граждан РФ, которые производят 70 млн. тонн мусора в год.
Очень важно понять, что состав (морфология мусора) сильно зависит от регионов (в какую упаковку помещены продукты, кто производители, традиции, привычки, климатические условия и т.д.).
К сожалению, сегодня из 70 млн. тонн 7-8% идут в переработку, и получаются так называемые вторичные материальные ресурсы (ВМРы), остальное едет на свалку. И здесь мы абсолютные «чемпионы». К примеру, в Европе этот показатель превышает 80%, именно это количество идет во вторичную переработку.
Грустно говорить, под свалки занято 4 млн. га российской земли, а это площадь Швейцарии.
Поговорим о демократии.
Как известно, развитая демократия - это рассеянные знания и поступки, как власти, так и общества, сбалансированные в законах и ограничениях.
Проведение полномасштабной мусорной реформы в России - это так же сбалансированные знания власти о гражданах, а граждан - о предстоящих действиях власти, которые принесут комфорт и даже деньги в семейный бюджет.
Поговорим о пластике.
Сначала в планетарном масштабе.
Для общего понимания, в мире его производится 75 млн. тонн в год, 12-13 млн. оказываются в окружающей среде. Главные загрязнители - сетевой ритейл. Сотни миллионов людей ежедневно выходят из магазинов, особенно продовольственных, увешанные пластиковыми пакетами, в которых «хищные вещи века» упакованы в пена-полистирол.
На кухне это «счастье» потребителя живет день-два. В природе разлагается 400 лет. Плавающие пять огромных континентов из полимеров в Тихом и Индийском океанах, несомненно добавляют гурманам seefood микрокусочки полиолефинов к их изысканной кухне.
Человечество задумалось и объявило войну этому рукотворному нашествию продуктов нефтехимии на своих столах.
Кое-где подошли к этому с африканской жестокостью: Кения, Руанда - 4 года тюрьмы или 40 тыс. долларов штраф за пластиковый пакет в руках. В Европе все гуманнее: сдаете пластиковую бутылку 22 евро-цента. Недавно наблюдал под Штутгартом очередь из желающих сдать тару. Примечательно, иногда работает экономика впечатлений (люди получают порцию корма для бездомных животных). Чувство собственного благородства стучится и в рациональные европейские сердца.
А теперь вернемся к Родине.
Например, после каждого «Дня России» берега рек и речушек, озер и заводей, завалены бутылями. Патриоты нашей страны не могут отметить праздник меньше чем двумя пузырями пивасика. Здесь же валяются пакеты, и всякая полистирольная упаковка из-под еды. Разлагается это все в природе 200-300 лет. А распадаясь на микропластик, попадает в речку, а потом и в добрых щук, и других рыб. Хотя, казалось бы, их рыбьим миграциям никогда не пересечься с тунцом из-под Кабе-Верде. Но вот пластика в нашей щуке может оказаться больше.
А зайдите в любую лесополосу около города, сплошная помойка - смотреть стыдно, думать горько.
Одно из решений этого позорного для России явления подсмотрел на предприятии SCHRADEN BIOGAS близ Штутгарта.
Кристоф фон Ян - представитель древнего немецкого рода, трепетный и очень интеллигентный человек, встретил и провел нашу группу по одному из семи своих предприятий.
Оборот всех его компаний, занятых в мусоропереработке, утилизации органических отходов, составляет 350 млн. евро.
Он показал нам одну из первых своих фабрик по переработке пластика, годовым оборотом 45 млн. миллионов евро. На нем работает 7 человек. По размерам, это обычная совхозная мастерская.
Потрясло, что сам Кристоф, забыв о своем высоком аристократическом роде, сел за рычаги погрузчика и вовремя добавил спрессованные бутылки в бункер.
Предприятие перерабатывает 12 тыс. тонн пластика, в основном бутылок (48 млн. шт.) в год. Зафиксируйте эту цифру. Очень интересно происходит отделение крышки от бутылки, ее дробление и сепарация по весу.
Из этого пластика делают много необходимых и полезных вещей (например, снегоуборочные лопаты, я и не знал, что у меня в гараже пара таких изделий). Основная же крошка тщательно промывается, упаковывается в большие мешки и немедленно приобретается концернами СосаСola, Procter&Gamble и другими крупными компаниями, которых стимулирует правительство за использование ВМРов.
Что делать нам?
- Перестать обсуждать влияние введения расширенной ответственности производителей (РОП) на социально-политическую ситуацию в стране.
- Все расчеты по тарифам за утилизацию по товарным позициям и группам сделать публичными и прозрачными.
- Производители и импортеры готовые сами произвести утилизацию упаковки и продуктов, должны сделать процедуру транспарентной для МПР и профильных АНО.
- Отменить все запреты на возврат оборотной тары. Ввести залоговый сбор в эквиваленте 10 руб. за пластиковую бутылку, 1 руб. за пластиковый пакет. При этом возвратная тара должна быть чистой.
- Разрешить органам местного самоуправления, в зависимости от сезона: летом понижать стоимости принимаемой тары, зимой повышать.
Тогда быть может к 2024 году цели и задачи, поставленные в нацпроекте «Экология» - довести уровень переработки до 36%, будут выполнены.