1. Он, в общем и целом, жил в шекспировские времена, при Елизавете и Якове. Умер в 1626.
2. Его прозвали "английским Орфеем". И таки было за что.
3. Он писал для лютни и орфариона (в принципе, такой же лютни, но с металлическими струнами). Струны на этих штуковинах натягивались по две на каждый course (у гитары - по одной) и настраивались в унисон или в октаву. А ещё писал для консорта (струнного - whole consort либо смешанного - broken consort). Ну, и песни, понятно.
3.а. Поперечные деления на грифе лютни и проч. называются frets. Don't fret, motherfucker.
4. Писал что тогда все писали - танцы (паваны в медленном темпе; гальярды и алеманды в быстром, в трёх- и четырёхдольном размерах соответственно), вариации на популярные песни и баллады, а также полифонические фантазии, что, учитывая специфику игры на лютне - в струнах дозволительно колупать перстами только одной руки, вторая держит гриф, чтобы конструкция не свалилась на ногу, - достойно уважения и свидетельствует о неординарной фантазии.
5. В отличие от современников, скажем, Вильяма Бёрда, не группировал паваны с гальярдами в цикл "медленный - быстрый танец".
6. Другими его знаменитыми современниками, кроме упомянутого Бёрда, были Дэниэл Бэчелор, Роберт Джонсон (популяризатор французского стиля) и ещё кто-то, кого я не запомнил.
7. У Джона Даулэнда был сын Роберт, тоже композитор и лютнист. Сохранились как минимум 3 его пиесы, одна - премилая.
8. Каталог сочинений Джона Даулэнда составила в 1970-х Дайэна Поултон, включив туда кучу вещей сомнительного авторства (но не качества), обработки сочинений Даулэнда современниками и просто чужие опусы. Это нормально, во времена Даулэнда с признанием авторства и каталогизацией обстояло ещё хуже.
8.а. В память о героическом деянии мисс(ис) Поултон ей поставили памятник на ногу: сочинения Даулэнда обозначаются латинской буквой P (для людей со слабым зрением неотличима от русского Р).
9. Форма лютневых сочинений Даулэнда, эз э дженерал рул, такова: мелодическая фраза (strain) -> повтор (division?), либо буквальный, либо с украшениями (diminutions, arpeggios в "стиль бризэ"). В первом случае лютнист может не заморачиваться и просто попросить звукорежиссёра скопипейстить strain ещё раз. Я даже сам возьмусь за умеренную плату.
10. У Даулэнда есть пьеса "Датский король". Это свидетельствует об удивительной прозорливости композитора - как этот загадочный англичанин сквозь туман, сквозь гроба, предвидел, что в середине 20-го столетия пьесу с таким же названием напишет Мортон Фелдман?!
11. Джон Даулэнд очень много лет дожидался, когда его сделают особой приближенной к императору королеве. Однако королевским лютнистом он стал только в 1612 году. Очевидно, сказались его связи с эмигрантами-католиками.
12. Знаменитое московское заведение "Джон Донн" НЕ названо в честь Даулэнда. Это разные люди, у них совершенно разные фамилии.
13. Музыка Даулэнда считается эталоном английского сплина, меланхолии и уныния. Исходя из этого, обычно предполагают, будто он имел склонность к депрессиям и мрачный взгляд на мир. Ничто, однако, не мешает предположить, что Джонни был жизнелюбом, умел мило пошутить (скажем, положить лягушку в кринолин зазевавшейся лэди) и с удовольствием пересматривал шоу Фрая и Лори.
13.а. В друзьях у него числился знаменитый комик Тарлтон. Который, впрочем, быстро отколол свою самую смешную шутку, а попросту говоря умер. Ха, ха, ха ...
14. Вот самая известная музыка Даулэнда, прославившая его на всю Европу.
Click to view
15. Даулэнд любил давать своим вещам броские названия: "Лягушечья гальярда", "Полночь мистера Даулэнда", Mistris Whittes thinge, Mistris Whittes Nothinge. Последнее, наверное, значит "безделица" или что-то такое.
16. Мистер Даулэнд получил музыкальное образование в Оксфорде и Кэмбридже. Для сравнения - я сбежал из 5-го класса музыкальной школы.
16.а. Мне не попадались британские учебники английского языка второй половины 16-го века, но с точки зрения современных норм Даулэнд, судя по его письмам, переводам и предисловиям, был одним из первых британских олбанцыф. Whey 2 ghow, Mr. Dowland.
17. Почти в любой вещи Даулэнда присутствует такой кадансовый оборот: "Ты-ды-ды-ды-ды-ды-дынц!" Часто по несколько раз. Есть мнение, что это на самом деле не каданс, а звук, возникающий, когда высвобождаешь пальцы из намотавшихся на них лютневых струн.
18. Любимыми композиторами Даулэнда были итальянцы Лука Маренцио и Джованни Антонио Терци. К Маренцио он специально ездил в Италию, но не доехал, т.к. его задержали в пути те самые эмигранты-католики (см. п. 11). Вот он им был благодарен, наверное.
18.а Павана Lachrimae (cм. видео) основана на теме Маренцио, в чём Пол О'Детт усмартивает определённую иронию: самая популярная елизаветинская пьеса выросла из мелодии католика-итальянца.
19. Помимо Маренцио, Даулэнд любил приложиться к органной музыке Томаса Таллиса и безбожно бережно перекатывал её для лютни.