Как часто бывает в подобных случаях, среди версий крушения пассажирского самолета Airbus A321 авиакомпании «Когалымавиа» (Metrojet) над Синайским полуостровом выдвигаются и самые абсурдные. Например, о том, что лайнер мог быть сбит зенитной ракетой местных террористов. Однако вероятность того, что это может оказаться правдой, стремится к нулю.
Авиакатастрофа российского самолета, выполнявшего чартер Шарм-эш-Шейх - Санкт-Петербург, произошла 31 октября примерно в 7.15 по московскому времени (по местному - на час раньше). Через 23 минуты после взлета с лайнером была потеряна радиосвязь, он пропал с экранов радаров. Чуть позже его обломки были обнаружены в центральной части Синайского полуострова в районе города Нехель. Все находящиеся на борту - 217 пассажиров, включая 25 детей, и 7 членов экипажа - погибли. Это самая массовая гибель граждан нашей страны в авиакатастрофе (за исключением четырех украинцев и одного белоруса, все были гражданами РФ), а также крупнейшая авиакатастрофа в истории Египта и среди самолетов данного семейства.
Основной версией стала и до сих пор является техническая неисправность. При этом набирает популярность и версия теракта - в первую очередь, в виде уничтожения самолета зенитной ракетой, которую могли выпустить находящиеся на полуострове боевики. И российская, и египетская сторона отмели эту версию как несостоятельную: во-первых, пуска ракет зафиксировано не было, во-вторых, на это не указывает характер обломков.
При этом западные СМИ распространили сообщение из соцсетей о том, что ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство» (террористическая организация, запрещенная в РФ), однако, как вскоре выяснилось, приложенное видеосвидетельство оказалось фальшивкой. Совершенно очевидно, что даже если «официальные» представители ИГ и заявили нечто подобное, то это было сделано исключительно в идеологических целях, а также с целью оказания давления на Россию, которая наносит авиаудары по позициям исламистов в Сирии.
В действительности «Исламское государство» присутствует в Египте, по большому счету, формально. Оно существует в виде филиала «Вилаят Синай» («Провинция Синай»), появившегося на основе небольшой местной группировки «Ансар Байт аль-Макдас», лидеры и большинство членов которой присягнули на верность ИГ. Примечательно, что на словах «Вилаят Синай» берет ответственность за большинство терактов на полуострове. Но серьезной силы она из себя не представляет, да к тому же враждует с ключевыми радикальными формированиями - группировками «Аль-Каиды» и «Братьями-мусульманами» с аффилированной с ними палестинской организацией ХАМАС.
Причина этой вражды кроется в том, что ИГ создавалось на основе иракской ячейки «Аль-Каиды», но в дальнейшем они рассорились на политико-идеологической почве и начали воевать, например, в Сирии, Ираке и Афганистане. «Братья-мусульмане» же являются ядром «Сирийской свободной армии», как собирательно называются группировки относительно «умеренных» повстанцев и откровенных радикалов, сражающихся и против правительства Башара Асада, и против ИГ.
Но, возможно, это сделало не египетское отделение ИГ, а кто-то другой? Начнем с того, что больше ни у кого серьезной мотивации сбивать именно российский самолет нет. К слову, появившаяся было информация в СМИ о том, что якобы одни российские авиакомпании летают над Синаем, а все остальные считают эту зону опасной, не соответствует действительности. Если судить по одним только заявлениям о приостановке полетов, это осуществляют не только ближневосточные (например, Emirates из ОАЭ), но и европейские авиакомпании (например, AirFrance-KLM и Lufthansa). Причем в British Airways сообщили, что пока не видят какой-то угрозы полетам над полуостровом и не планируют пересматривать маршруты.
Если же говорить о запуске ракеты без особой на то причины, просто ради совершения теракта и обострения ситуации, то для понимания этого необходимо рассмотреть, где и как действуют террористические группы и какими боевыми возможностями они обладают. Основная масса бандформирований сконцентрирована на севере и северо-востоке Синайского полуострова. Здесь благоприятные условия для организации баз и лагерей - вопреки расхожему заблуждению, делать это в пустынно-гористой местности в центральной и южной частях полуострова нецелесообразно, хотя бы в силу логистических трудностей. Находясь же на северо-востоке в непосредственной близости от сектора Газа, боевики могут получать оттуда пополнение и поставки оружия. Делается это, прежде всего, через разветвленную сеть подземных туннелей, позволяющих благополучно пересечь границу.
Египетские войска ведут довольно интенсивную операцию против террористов на Синае, особенно в последние пару лет. Дело в том, что после «Арабской весны» к власти в стране пришли радикальные исламисты, президент Мухаммед Мурси был тесно связан с «Братьями-мусульманами». В 2013 году его свергли представители военных кругов, к каковым принадлежит и действующий президент Абдул-Фаттах Ас-Сиси. Так что для нынешнего египетского руководства победа над исламистами - это в буквальном смысле вопрос жизни и смерти.
Как нетрудно догадаться, возможности боевиков довольно ограничены, боевой техники у них фактически нет. Сражения ведутся стрелковым оружием - так что применительно к средствам поражения воздушных целей речь может идти только о переносных зенитно-ракетных комплексах (ПЗРК). За последнее время был зафиксирован только один случай их успешного применения: в прошлом году был сбит египетский боевой вертолет. Однако нужно понимать, что вертолеты (особенно во время атаки на наземные позиции) летят на довольно небольшой высоте и могут зависать в воздухе, становясь тем самым удобной мишенью. В случае с авиалайнерами ситуация совершенно иная.
В нашем случае Airbus A321 поднялся до высоты почти 9,5 км. Максимальная высота, на которой современные ПЗРК могут поражать цели - от 3,5 км (последние модификации российской «Иглы») до 3,8 км (последние модификации американских FIM-92 Stinger). Даже новейший российский ПЗРК «Верба», который только-только начали поставлять в элитные подразделения наших вооруженных сил, может достигать по высоте 4,5 км. Некоторые эксперты ссылаются на горную местность, однако самые высокие горы Синая находятся на юге, а к центру, где произошло крушение, они постепенно сходя на нет. Но даже если представить одинокого воина Аллаха, сумевшего раздобыть «Вербу» и забраться на высочайшую точку Синая (гора Катерин - 2,6 км), он все равно сможет «достать» лишь самолет на 7-километровой высоте.
Об этом и говорят все специалисты, которые (в отличие от большинства экспертов из числа бывших и действующих пилотов гражданской авиации, тиражирующих версию с попаданием в самолет с земли) имеют хоть какое-то отношение к военным вопросам. Причем не только российские, но и зарубежные - в частности, Дэвид Лермон, представитель консалтинговой компании Flight Global, на которого ссылается ведущее британское издание The Telegraph.
Вообще за всю историю авиации известно менее 10 случаев, когда гражданский лайнер был сбит ПЗРК. И все они произошли, когда самолет либо был на взлете, либо заходил на посадку. Соответственно, его высота во всех случаях варьировалась от пары сотен метров до пары километров.
Что касается других версий - давайте дождемся расшифровки «черных ящиков», которые уже обнаружены. Отметим только к вопросу о технической неисправности, что ни возраст самолета (около 18 лет), ни суммарное количество летных часов или циклов взлета-посадки сами по себе не являются настолько критичными, чтобы привести к катастрофе. В то же время, по информации международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», в этом году у потерпевшего крушение самолета дважды наблюдалась неисправность. Оба случая произошли в мае. Вначале при наборе высоты отказала гидросистема, в результате чего было решено вернуться в аэропорт. А потом через две недели, также при наборе высоты, не убралось шасси, и лайнер вновь вернулся в аэропорт, причем после этого его на время отстранили от эксплуатации.