В самом северном и самом холодном регионе планеты вновь разгораются страсти. Побывав на Аляске, американский президент Барак Обама неожиданно для себя осознал: имея в своем запасе всего один мало-мальски действующий ледокол, США неизбежно отстают от России в Арктике на десятилетия. Похоже, теперь, после «столкновения» с такой суровой действительностью, даже номинально рассуждать о проблемах климата на Крайнем Севере председательствующему в Арктическом совете Вашингтону станет неудобно. По крайней мере, внутренняя арктическая повестка для американских политиков изменится точно...
Чтобы наверстать отставание от России в Арктике, США понадобятся десятилетия. Этим фактом американского президента Барака Обаму огорошили на Аляске, куда тот недавно приезжал с официальным визитом.
Отправляясь с визитом в северный штат, Барак Обама планировал привлечь внимание к проблеме глобального потепления - видимо, чтобы прослыть в народе поборником экологии, но «что-то пошло не так»: и в экспертном сообществе, и в политических кругах США обрушились на своего президента с критикой. «Несмотря на озвученные планы по ускорению процедур закупки новых ледоколов, в реальности процесс расширения флота американских судов в Арктике может затянуться на десятилетия», - высказалась старший эксперт по Европе, Евразии и Арктике авторитетного Центра стратегических и международных исследований США Хизер Конли. При этом она напомнила, что, несмотря на отправленный еще в 2012 году запрос Береговой службы на закупку шести ледоколов на сумму около 3 миллиардов долларов, до сих пор «политической воли к этому не было».
В местных СМИ накануне визита Обамы на Аляску также сообщили о том, что «американские инвестиции в Арктику в последние десятилетия сокращались из-за политических разногласий, бюрократических проволочек и урезания бюджета». А губернатор самой Аляски Билл Уокер на встрече с Обамой посетовал на сокращение американского военного присутствия в Арктике, отметив, что из-за этого «чувствует себя неуютно».
Излить потоки желчи по этому поводу не преминул случаем и сенатор-республиканец Джон Маккейн. В своей статье на страницах Wall Street Journal он обвинил Обаму в некомпетентности: вместо того, чтобы рассуждать о глобальном потеплении, президент мог бы обратить внимание на угрозу посерьезней. Под последней Маккейн понимает «агрессивное, боеспособное российское государство», «враждебное интересам США, пренебрегающее их ценностями, стремящееся бросить вызов международному порядку, который американские лидеры из обеих партий поддерживали семьдесят лет».
По словам Маккейна, Соединенные Штаты сегодня не в состоянии дать адекватный ответ ни на арктическую политику России, ни на действия Китая в Южно-Китайском море.
Эту неспособность Штатов сенатор объясняет и тем, что страна не располагает сколько-нибудь внушительным ледокольным флотом. «Мы даже не в одной лиге с Россией. Мы вообще не играем в эту игру», - цитирует сенатор заявление коменданта Береговой охраны США.
В упреках Маккейна есть рациональное зерно: как известно, в настоящее время у Москвы порядка 27 ледоколов, а у Вашингтона - только два, причем один из них сейчас не функционирует.
По мнению американских экспертов, шансов догнать Россию в Арктике в ближайшее время у Штатов нет: верфи, на которых возводились действующие ледоколы, закрылись, а «опыт их создания в США атрофировался». Именно по этой причине Вашингтону целесообразнее рассмотреть возможности сотрудничества в этом плане с Канадой или Финляндией.
Кстати, слухи о том, что американцы уже готовы заказать у Финляндии строительство нового ледокола и заплатить за это 1,2 миллиарда евро, уже циркулируют. Однако не все так просто - попадание на американский рынок финских судостроителей может осложниться всевозможными торговыми ограничениями. В итоге новый ледокол у Вашингтона может появиться (с учетом всех бюрократических процедур) не раньше 2030 года.
Но сколько воды утечет за это время, и сколько еще новых ледоколов построит Россия?! Останавливаться на достигнутом сегодня в Арктике российские власти не планируют. Предполагается, что уже к 2031 году РФ будет проводить порядка 100 арктических экспедиций ежегодно. А возможным это станет благодаря введению в действие девяти новых судов. Вдобавок к этому планируется создать новейшую ледостойкую платформу, способную передвигаться и маневрировать во льдах на своем собственном ходу.
Между тем, желания сотрудничать с Россией в деле строительства ледоколов западные судостроители не скрывают. Так, недавно об этом заявила крупнейшая нидерландская судостроительная компания Damen Shipyards Group.
Как заявил ее директор Рене Берквенс, компания готова поставить «Роснефти» технологии, которые позже будут использоваться в проекте «Звезда». Сколько всего совместно будет построено судов, пока не сообщается, но уже сейчас известно, что суда эти будут отвечать целям и задачам той же модели, что использует «Роснефть» для своих работ на Крайнем Севере сегодня.
Еще одна интересная новость: российское Минприроды обещало предоставить «Газпрому» и «Роснефти» лицензии на разработку четырех свежих месторождений на арктическом шельфе. При этом не останавливается (как того хотели бы некоторые «партнеры») и освоение уже действующих месторождений.
Все эти факты руководство США, конечно же, не радуют. Отдельные американские политики, осознавая то, что страна их проигрывает в арктической гонке, призывают федеральные власти вовсю использовать свое председательство в Арктическом совете для решения собственных проблем США. Так что не исключено, что в ближайшее время климатическая и экологическая риторика Штатов в совете сменится на другую. Впрочем, не следует сбрасывать со счетов и иной вариант: к примеру, риторика может остаться прежней - просто Вашингтон не будет афишировать свои планы и перейдет к активным действиям.
К тому же, не только в Штатах всерьез озаботились своим положением на Крайнем Севере. Откусить кусок арктического пирога хотят и в Евросоюзе. Так, недавно Совет ЕС поручил Еврокомиссии до конца 2015 года представить предложения по политике союза в Арктическом регионе.
Сегодня Брюссель изображает крайнюю заинтересованность в добываемых в Арктике энергоресурсах, хотя статус постоянного наблюдателя в Арктическом совете он до сих пор не получил…