Оригинал взят у
mikel2_lagutin в
БЕЗ ДУРАКОВ ЖИТЬ СКУЧНО!НЕ ЗАГОНЯЙТЕ САМИ СЕБЯ В СЕТИ!
Нынешнему поколению подростков предоставлена свобода выбора форм, норм, мира, пространства социализации. Вместе с тем, стоит отметить, что виртуальный мир предлагает формы и нормы социализации, подобные, но не тождественные тому, что принято в реальном мире.
СВАСТИКА КОГДА-ТО БЫЛА ПРОСТО СИМВОЛОМ... ДО ГИТЛЕРА
Да, когда-то свастика, появившаяся впервые ещё в палеолите, была символом движения, жизни, Солнца, света, благополучия, несла в себе разнообразные философские категории, присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов. Но Hakenkreuz, «хакенкройц», дословно с немецкого «крюковый крест», получил известность как символ нацизма и гитлеровской Германии и в Западном мире стала устойчиво ассоциироваться именно с гитлеровским режимом и идеологией. Если у какого-нибудь бритого дяденьки, на YouTube пропогандирующего что-то не очень понятное, но шибко увлекательное, на плече его мясистом мы увидим тату в виде жирного чёрного (коричневого) Hakenkreuz, мы что должны будем сделать? Правильно: выключить его на фиг!
Ещё несколько лет назад Сеть представляла собой огромное виртуальное хранилище информации, что-то вроде гигантской постоянно обновляемой энциклопедии. Пока интернет был медленный и дорогой, в нём, так же, как и в бумажных книгах и газетах, существовала чёткая граница между автором и читателем. В сегодняшнем интернете преобладают так называемые «проекты web 2.0», то есть user-generated content, содержание, создаваемое пользователями.
Действительно, основное наполнение современного интернета - это записи в блогах (интернет-дневниках), сообщения в твиттере, дискуссии в социальных сетях, в форумах и чатах. Их создают не профессиональные журналисты и писатели, а простые пользователи. Этот контент появляется стихийно, постоянно и его практически невозможно контролировать. Это состояние даёт невиданную раньше свободу самовыражения, и одновременно, как побочный эффект, возможность незаметного распространения экстремистских взглядов. Сейчас для того чтобы общаться с единомышленниками не обязательно собираться на конспиративных квартирах и входить в «тайные кружки», достаточно иметь персональный компьютер (а то и просто современный мобильный телефон - «смартфон» "афйфон" или какой другой гаджет понавороченнее) и выход в сеть Интернет. Так виртуализированные экстремистские решения беспрепятственно и бесконтрольно проникают в каждый дом.
Экстреми́зм проще всего определить как склонность и приверженность личности или группы лиц к крайним взглядам или действиям. Чаще всего этим словом обозначают радикальные общественные движения - террористическая деятельность, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.д. Это общественное явление существует довольно давно и достаточно хорошо изучено современными обществоведами. Однако в последние годы наблюдается настоящий взрыв экстремистских идеологий и, как следствие, стремительный рост их последователей. И причины здесь не только социально-экономические, как принято, было считать раньше.
Раньше экстремисты были вытеснены на периферию общества. Мы узнавали о них в новостях в случае громких акций - терактов, демонстраций и т.д. Экстремистские группы любой направленности находились за границей нормальной повседневной жизни. У них были свои организации, места встреч, книги и брошюры, впоследствии появились сайты - но это было только для внутреннего потребления. Сейчас же, на наших глазах, происходит постепенное врастание экстремистской идеологии в повседневную жизнь. Наше общество как бы незаметно инфицируется бациллой экстремизма, и основная опасность заключается именно в незаметности этого процесса. А самая питательная среда для распространения этой инфекции и есть Глобальная сеть Интернет. Интернет открыл значительные возможности для обмена информацией, которые выросли в разы с появлением социальных сетей. Сегодня каждый может найти себе подходящую нишу, обзавестись друзьями и единомышленниками, продвигать свои идеи. Но, к сожалению, эти идеи далеко не всегда безобидны. Особую озабоченность российских правоохранительных органов вызывают интернет-ресурсы справочного характера, напрямую не призывающие к противоправной деятельности, но её подразумевающие. На таких сайтах можно найти информацию о том, как в кустарных условиях изготовить взрывчатые вещества, получить сильнодействующие яды, собрать самодельное взрывное устройство. Ресурсы, относящиеся к этой группе, могут, не скрываясь, располагаться практически в любой точке сети, так как содержащаяся в них информация представляется как справочная. В большинстве своём такие сайты многочисленны, недолговечны и часто меняют доменные имена. Кроме того, средства электронной почты предоставляют возможность анонимного обмена данными между корреспондентами в любом конце земного шара, что позволяет экстремистским, террористическим организациям поддерживать связь и координировать свои действия.
С ПОЯВЛЕНИЕМ СОЦ.ДУШЕГУБОК ЖИЗНЬ СТАЛА ВО СТО КРАТ ОПАСНЕЕ
В социальных сетях проводит время, по большей части, молодёжь. Старшее поколение, как правило, не имеет ни достаточного количества свободного времени, ни привычки проводить таким образом свой досуг. Молодёжь, увлеченная возможностью самовыражения в интернете, активно вступает в виртуальные контакты - и становится добычей виртуальных экстремистов.
Вообще, молодёжь составляет подавляющее большинство экстремистских субкультур. Возраст от 14 до 22 лет считается самым опасным для усвоения экстремистских идей. Этому возрасту присуще обостренное чувство справедливости, поиск ценностей и смысла жизни. Современная российская реальность с её размытыми границами добра и зла и общим ощущением неопределённости, зачастую не удовлетворяет подростка и он начинает искать ценности и смыслы в экстремистских идеологиях. Кроме того, в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»- «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. Этим подсознательным запросам как нельзя лучше соответствуют экстремистские субкультуры с их чётким разделением на «наших» и «чужих» и чётко провозглашенными границами добра и зла (а также зримыми образами этого зла в лице «посторонних» - негров, евреев, кавказцев, кяфиров (немусульман) и т.д.).
То есть, мы имеем взрывоопасное сочетание: молодые люди, психологически готовые к усвоению экстремистских идей и мощный не поддающийся контролю инструмент распространения информации - сеть интернет версии web 2.0. И пока современное общество ничего не смогло ему противопоставить.
Развитие технологий передачи данных произвело настоящую революцию в том, как люди снимают, распространяют и смотрят видео. Больше не нужны громоздкие специализированные камеры и телестудии. На нынешние телефоны можно снимать целые фильмы и в два клика отправлять на YouTube. Большинство пользуется этой возможностью для создания "видеоприколов", СМИ - для получения "картинки" из мест, куда не попадет оператор. Экстремисты - для пропаганды.
Экстремизм в сети часто сравнивают со сказочным драконом, у которого на месте отрубленной головы вырастают две новых. Если закрыть экстремистский сайт - он на следующий день открывается в чужой доменной зоне, не подконтрольной нашим правоохранительным органам. Если удалить аккаунт пользователя, распространяющего экстремистские лозунги - он через час зарегистрируется под другим ником. Попытаться предъявить пользователю обвинение в экстремизме - он просто удалит свою запись и будет формально чист перед законом.
Некоторые эксперты, изучая эту проблему, вообще полагают, что любая борьба с экстремизмом в интернете бессмысленна и неэффективна. Но это пессимистичный и неконструктивный взгляд. Всё-таки, хочется надеяться, что в обозримом будущем общество выработает эффективные методы профилактики и борьбы с экстремистскими движениями.
Могу сказать, что Интернет - социальные сети, блоги и форумы, т.е. любые места, где можно собирать созданный пользователями контент, - действительно является ареной политической и социальной борьбы. И там действительно присутствуют и вербовка новых членов, и поиски финансирования, и пропаганда идей. Сейчас, наверное, нет такой политической силы, которая не была бы представлена в Интернете.
Большую проблему представляют законодательные основания для борьбы с экстремизмом в Сети. Действующее законодательство должно быть предельно конкретным при указании на экстремисткой материал. Воплощение этого - Федеральный список экстремистских материалов (ведётся на сайте Министерства юстиции).
Конечно, правоохранители не дремлют - борьба идёт. Периодически "падают" сайты "Хунафа", UmmaNews, "Вилаята Нохчийчо" (Чечня), "Вилаята Дагестан", запрещённого в России движения "Хизб-ут-Тахрир" и др. Экстремистские материалы блокируются в рамках работы Роскомнадзора, составляющего единый реестр запрещённых сайтов, их удаляют даже без специальных требований (а тем более если есть жалобы на контент) администрации YouTube и других видеоресурсов, а также социальных сетей. Ведутся переговоры с зарубежными партнерами о сотрудничестве в борьбе с опасной информацией. При этом, несмотря на критику в адрес российских властей, они не впадают в крайности вроде блокирования сайтов целиком по IP-адресу и тотального запрещения всего и вся.
Современные интернет-ресурсы построены таким образом, чтобы максимально вовлечь пользователя в создание контента - путём написания комментариев, редактирования своей странички, размещения фотографий. В результате абстрактный прежде экстремист, читатель запрещённых сайтов, обретает вполне человеческие черты, а готовых следовать самым радикальным призывам, например, тех же самых исламистов трудно отличить от сочувствующих. Компания пестрая: «реальные пацаны» и студенты северокавказских вузов, общественные организации и деятели, журналисты, жители Северного Кавказа, Татарстана и Башкирии, Центральной России, зарубежных стран. Большинство мало отличается от обычных пользователей соцсетей, если судить по комментариям, никам или аватарам (лишь немногие выбирают имена или картинки, которые можно было бы однозначно связать с радикалами разных мастей). Кому-то, наверное, просто интересен запретный плод, сказывается, пожалуй, и культура общения в соцсетях - "зафрендил" одной кнопкой и забыл. Но для сохранения интереса к таким ресурсам должны быть и объективные причины. Одна из главных - возможность доступа к альтернативным источникам информации.
Безусловно, ситуация далеко не простая. С одной стороны, борьба с интернет-экстремистами постоянно грозит вылиться в полный запрет всего сколько-нибудь подозрительного. Регулярно появляются инициативы по введению дополнительных фильтров, виртуальных патрулей, очередных запретных списков. Регулярно вслед за этими инициативами следуют обвинения в адрес властей в ограничении свободы слова. Но в условиях, когда очевидно направленные на разжигание национальной и религиозной вражды материалы и сайты, запрещённые судом, продолжают спокойно существовать в Интернете, развиваются и обретают новые формы, этот спор кажется театром абсурда.
Однако, по моему глубокому убеждению, задачу можно решить элементарно просто: родители, в первую очередь, преподаватели учебных заведений, старшие товарищи, если таковые имеются, нашим хулиганистым дитям-подросткам, нашему юношеству озорному, должны внушить в доступной форме одну простую истину - за распространение экстремистских материалов в Сети запросто можно попасть под административную ответственность по статье 20.29 КоАП (Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства). И пусть не вводит в заблуждение мягкость наказания. Практика говорит о гораздо более серьёзных последствиях. Проштрафившийся отрок может поставить жирный здоровенный крест на всех своих амбициях, фантазиях, мечтах и грёзах о неслыханных каких-то карьерных успехах на "государевой службе" или в серьёзной коммерческой конторе. Потому что от такого пятна никто не сумеет отмыться, ибо имя замаравшегося будет "пробиваться" по компьютерным базам всеми службами безопасности, и при любом раскладе такой (или такая) всегда будет отрекомендовано как лицо абсолютно себя дискредитировавшее и совершенно неблагонадёжное по всем показателям. Так что, «племя молодое» - будьте бдительны! Не позвольте испортить себе жизнь подобными необдуманными поступками. Ведь чтобы почувствовать подвох, необязательно денно и нощно изучать упомянутый минюстовский список. Все эти экстремистские материалы просты до примитивности, и достаточно немного жизненного опыта и здравого смысла достаточно, чтобы понять - их содержание выходит за рамки закона.