В пятницу, 30 мая, в Доме общественных организаций прошёл круглый стол «Неоязычество. Псевдорелигия современности», в котором приняли участие представители центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, правоохранительных органов, Русской Православной Церкви, исламской и иудейской религий, учёные-богословы и философы, представители духовных учебных заведений и рязанских вузов, общественных организаций. Кроме этого, на мероприятии присутствовали люди, имеющие отличную от общепринятой точку зрения на данную проблему.
Обсуждение проблем распространения неоязычества прошло по инициативе министерства по делам территориальных образований и общественных объединений Рязанской области. Координатором данной встречи выступил заместитель министра Владимир Коробкин.
- Проблемы развития неоязычества и сект уже неоднократно обсуждались на различном уровне. И этот вопрос продолжает оставаться очень важным, потому что обыватель мало что понимает и мало что знает во всех этих религиозных течениях, которые возникают в последние несколько десятилетий. И общественность, и специалисты, которые занимаются этим, должны тему поднимать и доводить информацию до граждан нашей страны для того, чтобы они не попадали в неприятные ситуации, - заявил Владимир Коробкин.
По словам председателя отдела образования и кахетизации Рязанской епархии протоиерея Алексея Вилкова, неоязычество построено на мифах. Это попытка реконструкции древних языческих верований, поклонения языческим богам, силам природы и т. д. Основной упор делается на антихристианскую риторику и её основная идеология - объединение русских людей религией праславян.
- На самом деле мы не можем говорить ни о преемственности языческих культов, потому как сохранилось очень мало сведений о них, ни о том, что это была религия славян, потому что они были разрозненными племенами с разными божествами, верили в природу, - рассказал Алексей Вилков. - Сейчас такое течение как «родоверие» пытается восстановить подобные родовые культы предков. Соответственно у каждого рода были свои боги.
По мнению протоиерея, это картина совершенно разобщённого общества и то, к чему сегодня язычники призывают, скорее не объединяет наше общество, а способно разъединить.
- Не случайно многие издания современных неоязычников, их книги и публикации признаются экстремистскими. Потому что они направлены не на благо, а на религиозный экстремизм и разъединение, ущемление национальных и религиозных прав современного человека, - заявил Арсений Вилков.
По его мнению, для того, чтобы уменьшить влияние подобных культов и отвернуть людей от языческих верований, необходимо просвещать население.
- Очень сложно представить, что современный человек может искренне верить в то, что солнце, луна или другие явления природы являются божествами, и поклоняться им. Либо это идеология, которая имеет хорошее финансирование и поэтому данные мифы восходят на определённый уровень поклонения, либо действительно люди сейчас настолько непросвещённые, что готовы обожествить всё, что угодно. Любое изделие из дерева, каменный истукан, изваяние может стать божеством. Это отсутствие логики в последовательности и размышлениях человека, - отметил протоиерей.
По словам Алексея Вилкова, необходимо рассказывать людям о том, откуда берёт корни неоязычество, ведь оно отлично от язычества, хотя основы у них похожие. Он выразил надежду, что данный круглый стол поможет современному человеку разобраться.
Главной чертой современного неоязычества является ненависть к христианству, которое лидеры культа обвиняют в уничтожении величия русского народа, а своей вере наоборот приписывают гуманность, благородство, чистоту и умение пребывать в гармонии с природой.
В России данные течения представлены различными формами и организациями - начиная от почитателей Порфирия Иванова и его учения «Детка» или родовых поместий секты Пузакова (Мегре) «Анастасия» и заканчивая разновидностями «русского ведичества».
По мнению участников круглого стола, неоязычество - это серьёзная угроза стабильности современного общества. И для того, чтобы предотвратить деструктивную деятельность подобных групп, необходимо развивать взаимодействие и сотрудничество органов власти, общественных организаций, правоохранительных органов и представителей традиционных церковных учений.