Фото: Gail Orenstein/ ZUMAPRESS.com/ Global Look Press
Главным мировым событием минувшей недели стала
четырехсторонняя встреча представителей Украины, России, США и ЕС в Женеве 17 апреля. Эксперты-политологи еще спорят о тонкостях формулировок принятых решений, но и без этого уже можно сказать, что очевидные итоги встречи свидетельствуют о полной и решительной победе России в украинском вопросе.
Не совсем понятно, с чем из переговоров вышли США, представитель которых Джон Керри провел большую часть времени в беседах тет-а-тет с Сергеем Лавровым. Можно лишь предполагать, что речь шла о принятии "приемлемого" варианта по санкциям в отношении России в ответ на сдерживание экспансии на Украине.
Европе удалось выторговать лишь определение особой роли ОБСЕ в деле наблюдения за украинскими событиями, что вряд ли можно отнести к разряду особых успехов.
Изначально представители Запада надеялись, что женевская встреча будет способствовать признанию Россией нового украинского правительства. Однако накануне переговоров Москва демонстративно колебалась, стоит ли отправлять своего представителя в Швейцарию, показывая тем самым полное пренебрежение к представителям страны, ставшей виновником "торжества". В итоге, все внимание Лаврова досталось Керри, тогда как его украинский коллега Андрей Дещица фактически оставался не у дел.
Украина же оказалась в роли проигравшего по всем пунктам. Вместо выражения поддержки государственного устройства и территориальной целостности страны главным итогом встречи стало требование о "начале конституционного процесса, прозрачного и подотчетного". Не трудно догадаться, что за данной формулировкой кроется фактическое согласие Запада на федерализацию Украины. По сути, это решение закрепляет перспективы раскола страны с последующим отходом ее восточной и южной частей в сферу влияния России.
Это можно считать главным достижением Кремля и лично Владимира Путина, который получает возможность в короткий период установить контроль за значительными территориями вплоть до Приднестровья. О присоединении к России южных и восточных областей Украины речи, скорее всего, не идет, но с получением федеральных полномочий у них появится возможность самостоятельно устанавливать более тесные отношения с восточным соседом.
Украина при подобном исходе фактически лишается не только контроля над частью регионов, но и выхода к морю.
Решение женевской встречи о разоружении и роспуске неформальных вооруженных группировок вряд ли будет реализовано в полной мере. Разоружение отрядов самообороны на востоке Украины потребует симметричных действий в отношении националистических группировок запада. То же касается и мирных протестующих из восточных областей и с киевского Майдана. Тронув одних, власть будет вынуждена разбираться и с другими, рискуя получить жесткое сопротивление с обеих сторон.
Запрещение использования силы де-факто коснется только официальной киевской власти. И это лишит ее возможности вообще каким-либо образом влиять на протестные явления в стране.
Все это означает, что о скором примирении на всей территории страны речи идти не может. Угроза
гражданской войны, невзирая на женевские договоренности, сохраняется.
Для самой Украины сухой остаток женевской встречи выглядит ужасающим. Нынешние киевские власти практически лишены рычагов влияния на ситуацию, что ставит под вопрос саму возможность их сохранения до выборов 25 мая. Запад, похоже, судьба Украины особо не волнует, куда более важным США и ЕС видят вопрос урегулирования отношений с Россией. И само по себе это можно расценивать как победу Москвы. Правда, какими окажутся плоды этой победы - вопрос уже другого порядка.