Очередной визит главы российского правительства в КНР увенчался грандиозным успехом: понаподписывали кучу документов - договоры, меморандумы, соглашения, обязательства на баснословные суммы! Речь идёт о долговременном сотрудничестве в различных сферах, о совместном кредитовании множества коммерческих проектов, о строительстве ЛЭП и о поставках наших углеводородных ресурсов. Считайте, что Ямал, да и вся Сибирь с Дальним Востоком вперёд на многие годы обеспечили своих газовщиков и нефтяников работой. Дмитрий Анатольевич возвращается домой с триумфом! Гип-гип, ура! Обошлось без бряцанья доспехами.
Это всё, конечно, хорошо… Мы им нефть с газом, электричество и ещё чего-нибудь, чего не жалко, а они нам за это, может, развитой капитализм по своей схеме смоделируют… Только вот чувствуется и видится прям через телеэкран кой-какая натянутость в улыбках и кой-какая напряжённая скованность в телодвижениях участников прошедших переговоров…
И вспомнил я в связи с этим не очень приятную историю, случившуюся на Рязанщине этой весной. Если кратко - Институт Конфуция, что года три действует на базе нашего госуниверситета, работал-работал - да и наработал. Было разно - нарушения и миграционного законодательства (несоответствие деятельности китайских товарищей заявленной цели въезда), и требований в сфере образования (организация кружков китайского языка в школах без подписания необходимых документов), и порядка оформления финансовых документов (плата за тестирование собиралась «черным налом»). Более подробно можно смотреть здесь -
http://garvard-78.livejournal.com/7783.html или здесь
http://yani-na-ya.livejournal.com/100879.html.
Дело в итоге кончилось вмешательством Прокуратуры (
http://www.prokrzn.ru/news/2013/1144/) и имело, не побоюсь этого слова, немалый общественный резонанс (
http://www.rzn.info/news/2013/4/24/prokuratura-vyyavila-narusheniya-pri-obuchenii-ryazanskih-shkol-nikov-kitayskomu-yazyku.html). Кстати, как там сейчас дела обстоят? Хотелось бы, так сказать, в общих чертах…
А тут еще и нашумевшая история, когда ученикам младших классов из одной из школ Приамурья, прибывшим в Китай по обмену, предложили такие вопросы по половому воспитанию, что волосы дыбом встали даже у повидавших немало на своем веку российских педагогов, сопровождавших делегацию (более подробнее - например тут
http://www.ntv.ru/novosti/616477/). Что интересно - китайская сторона потом принесла свои извинения, но объяснять, зачем все это понадобилось, не посчитала нужным.
К чему я все это? Да просто очень разные мы с ними, и не стоит сломя голову увлекаться Китаем. Как говорится - «Граждане, будьте бдительны!».
В отличие от демократической политической реформы на Западе, которая появилась из веры в «естественные права человека», реформы в Поднебесной основывались на более приземленных принципах. Главное внимание уделялось возвращению Китая на позиции силы, и поэтому любое средство достижения этой цели было достойно рассмотрения... Демократическое управление на различных этапах ухабистого китайского прошлого интересовало реформаторов скорее не в силу того, что оно могло хранить в себе священные и неотъемлемые политические свободы, а потому что оно могло сделать страну более динамичной, а, следовательно, более сильной.
В рядах китайской элиты значимость власти и силы, понимаемой как производное от экономической и военной мощи, превосходит любое серьезное отношение к правам человека и к верховенству закона, как внутри страны, так и за рубежом. Элита смотрит на мир через очки стремления к власти. Здесь речь идет о беспощадном соперничестве, и расчетной единицей при этом является государство, но не личность и не гражданин. Эти взгляды исключают поддержку подлинной политической либерализации, которая влечет за собой народовластие. А ведущие китайские мыслители и государственные деятели именно себя считают самым важным элементом этой мышиной возни своего государства, пытающегося всех обогнать и превзойти. Соответственно, они считают себя вправе накапливать крупные личные состояния и наращивать свою власть и влияние.
И вот именно об этом не следует забывать! А точнее - об этом надобно всегдашеньки помнить, когда заглядываешь в азиатский разрез глаз. А уж, если тихой сапой проводится через Институты Конфуция экспансия в культурном смысле, причём среди школьников, которые только о Шаолине, может быть, и слышали, это ничего, кроме нервозности, не вызывает.
Конфуций с его беседами и суждениями, принц Шакьямуни с его колесом чередования жизней и смертей, даосские сексуальные практики, живущий на Луне Белый Заяц, который толчёт в ступе снадобье бекссмертия, персики феи Си-ван-Му и прочие чудекастые чудеса - в самом деле, бесценное культурное наследие одной из самых древних цивилизаций. Однако в стране чудес, элита коммунистической партии которой видит себя гегемоном по всем направлениям, как завещал Великий Кормчий, не все чудеса оказываются на вкус приятные.