Dec 03, 2020 18:02
Религия древних финикийцев являлась одним из звеньев семитских культов, отправляемых жрецами. В архитектуре храмов финикийских богов имеется много общего со строением иудейских сооружений. Но, в отличие от иудеев, верующие Финикии не признавали Единого Бога. Они, как и угаритяне, поклонялись бесчисленному Пантеону божеств. Самой угодной жертвой объектам своего поклонения финикийцы считали младенцев, из-за чего соседние народы сочли их крайне жестокими. Ниже речь пойдет о самых известных и значимых богах Финикии.
Финикийцы, как и большинство народов древности, поклонялись множеству богов. Каждому богу финикийцы строили храм. Верховный бог именовался Ваал. В годину несчастий грозный бог требовал жертвоприношений младенцев. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва. Народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался только в особо важных случаях.
Финикийский Сидон назван «первенцем Ханаана» (Быт. 10:15). В эпоху израильского завоевания Ханаана финикийский Сидон уже назван Великим (Нав. 19:28) и упомянут другой финикийский город Тир (Нав. 19:29; Пс. 82:8; Пс. 86:4) - они послужили северными пределами расселения евреев (Суд. 3:3). Во времена царя Соломона финикийский Сидон владел всем Ливаном и богател за счёт продажи кедров (3Цар. 5:6), но известным финикийским правителем был царь тирский Хирам (3Цар. 5:1). Тир торговал «с народами на многих островах» (Иез. 27:3), властвовал от Сидона до Арвада (Иез. 27:8). Финикийцы помогали израильтянам строить храм и учили их мореходному делу (3Цар. 16:32).
Религия Финикии, этой замечательнейшей в культурном отношении, страны древнего мира, в общем представляет собой то же, что и религия Халдеи и Ассирии. Но планетный культ был развит здесь менее, чем в Вавилоне, и не имел таких определенных и сложных форм, как в Халдее, из которой, по-видимому, он и шел в Финикию и в другие соседние страны. Впрочем, так представляется, быть может, оттого только, что финикийский культ еще менее известен нам в своих подробностях, чем вавилонский. Финикийской религии, так же как и ассиро-вавилонской, присуща общая мысль о неприступном величии Верховного божества и о том, что оно открывается в мире, не столько внутренним существом своим, сколько внешней стороной своей жизни и внешними проявлениями своих свойств. В богах природы, как и в самых явлениях физического мира, служивших вместилищем божественных сил, финикиянин, согласно со всеми семитами, видел, по характеристическому выражению финикийских памятников, только внешнее откровение божества, только «лице Божие», Θεοῦ πρόσωπον. Финикийская религия сохранила и древнее, обще-семитическое имя Бога: El-Eliun. Но, как и у других семитов, древний El остался более в предании и место его заступили боги чисто натуралистического характера. Сформировалась и здесь, как в Вавилоне, своеобразная система натуралистических богов, в основе которой лежали также астрономические понятия; но система эта, как отчасти сказали уже мы и как увидим, здесь менее ясна и понятна, чем там.
В неурожайные годы Ваалу приносили в жертву младенцев, чтобы умилостивить его. Исследователи считают, что это была замаскированная под торжественный религиозный обряд форма встречавшегося у многих древних народов (и сейчас встречающегося у некоторых первобытных племен) инфантицида - убийства детей, чтобы не было лишних едоков. Однако некоторые историки склоняются к тому, что детских жертвоприношений не было, что это миф, родившийся в греко-римскую эпоху. Религиозными обрядами руководили жрецы, бывшие особой почитаемой городской прослойкой.
Трудность изучения финик. религии состоит в недостатке источников, а также в том, что имена финик. богов обычно были табуированы (т. е. их нельзя было произносить) и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев неточны. Известно, что верховный бог финикийцев назывался Эл (бог), его супруга - Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги - цари (малк) или хозяева (баал), в т. ч. владыка севера - Баалцафон, хозяин неба - Баалшамем, бог солнца (хозяин жара) - Баалхаммон, а также владыки отд. местностей, рек и т. п. У финик. городов имелись боги-покровители: у Тира - Мелькарт ("царь города"), у Сидона - Эшмун (видимо, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиник. божеств. В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф.
Верховным богом финикийцев являлся Эл. Правда, финикийцы, по крайней мере финикийцы I тысячелетия до н. э., со своими реальными нуждами мало к нему обращались. Эл, если можно так выразиться, царствовал, но не управлял. Только на окраинах финикийского мира Элу еще достаточно активно воздавали культовые почести как Творцу творения. Возможно, что также в Библе и Берите Эл еще почитался. Но в большинстве финикийских городов, включая колонии, «обязанности» Эла уже переходили к другим богам.
Финикийцам не посчастливилось делить средиземноморье с двумя завистливыми врагами. С древними греками начиная 1200 года до нашей эры и с древними римлянами начиная с 300 года до нашей эры. Много из того что мы знаем об их ритуалах и обрядах известно нам с обличающих слов их соперников. Греческий историк Геродот описал один ритуал, своего рода свидания на одну ночь на подобии того, что происходило в Финикии. Каждая женщина должна посетить храм и единственный раз в жизни соединиться с незнакомым мужчиной. Отдавшись ему, она исполняет свой долг перед богиней и возвращается домой.
Современные историки считают, что у соседей финикийцев было очень извращенное мнение. Религия, исповедуемая финикийцами, не сильно отличалась от религий, которую исповедовали многие народы древнего Ливана.
Более точно, но все также путано, их история отражена в их скульптурах. Будучи непревзойденными купцами, финикийцы кажутся настоящими хамелеонами, имитируя вкусы своих клиентов египтян, персов, израильтян.
Хотя они могут показаться нам неискренними открытия в храме Ашмон, демонстрируют нам более искренних финикийцев. Финикийцы с больными детьми приходили в это священное место к югу от современного Бейрута, что бы просить о помощи своего бога исцеления. С собой они приносили не только молитвы за своих детей. Финикийцы торговцы до мозга костей, создали эти фигуры в человеческий рост, моля об исцелении.
Гибралтар, был границей изученного мира для древних народов Средиземноморья. В месте, где едва не соприкасаются Африка и Европа, из моря вздымается легендарная скала. Водный путь, который невозможно спутать ни с чем. Несомненно, финикийцы перешагнули этот порог, но чего им стоило войти во врата неизвестности.
Ответы являются на свет в пещере у основания скалы. За годы исследований, археологи нашли в пещере более пяти тысяч предметов, но их происхождение может оказаться весьма неожиданным. Здесь нет кухонной утвари, предметов повседневного использования. Здесь были найдены очень маленькие предметы, которые велики в своем духовном значении. Археологи обнаружили то, что похоже на личные талисманы, амулеты, кольца, скарабеи и тонко выточенные стеклянные вазы. Хотя эти предметы очень малы, с помощью них археологи установили ключевой момент финикийского пришествия. Археологи предполагают, что финикийцы производили здесь некие ритуалы.
религия финикийцы боги