Красные человечки go home

Jun 28, 2012 09:00

Что будет с Пермью после культурной революции?


0-21 июня прошла вторая Пермская книжная ярмарка. Ее проводит местный книжный магазин "Пиотровский" при поддержке краевого министерства культуры. Это один из множества проектов, запущенных в Перми после пришествия туда Марата Гельмана и концепции региональной "культурной революции": бывший губернатор Олег Чиркунов при поддержке московского галериста и политтехнолога пытался сделать Пермь новой культурной столицей России. В апреле Чиркунов подал в отставку. Теперь станет ясно, насколько жизнеспособен пермский культурный эксперимент.
- В этом году народу мало, - жалуется представитель московского издательства Ad Marginem. - В прошлом мы здесь почти все продали. А вот на Воронежскую книжную ярмарку две недели назад мы взяли совсем чуть-чуть книг и потом жалели, что мало взяли. Сюда привезли много, а продаж мало.
Книжная ярмарка проходит в рамках фес­тиваля "Белые ночи" - одного из самых статусных проектов чиркуновской администрации и апофеоза "культурной революции": целый месяц в центре города, рядом со зданием администрации, идут концерты и шоу. Между киосками с сувенирами медитируют йоги, босоногие девушки танцуют в грязи народные танцы. Тут же играют на варгане, а кузнецы что-то выковывают на глазах у восторженных детей. При этом шум кузнечных инструментов перекрывает выступление джазового ансамбля, джаз перекрывает поэтов, которые тут же рядом пытаются читать стихи в рамках книжной ярмарки, а репетиция концерта на главной сцене заглушает читающих лекции писателей. В Пермь отовсюду свезли множество хорошей культуры разных жанров и видов - от "Хоронько-оркестра" и Горана Бреговича до Леонида Юзефовича и Владимира Козлова - и свалили в кучу.
- Как в последний раз, - шепчутся участники мероприятий.
- Поминки, - резюмирует поэт Всеволод Емелин, имея в виду проект пермской "культурной революции".


Первая Пермская книжная ярмарка прошла год назад, когда "революция" была еще в самом разгаре. Участников было не так много, зато это были лучшие независимые издательства Москвы и Санкт-Петербурга. Гостей тоже было немного, но они были интересные: Захар Прилепин, Андрей Аствацатуров, Виктор Ерофеев, Александр Секацкий и Всеволод Емелин. Хотя ярмарка шла в рабочие дни, около шатров с книгами всегда толпилась публика: издатели продавали там свои книги, недоступные в крупных сетевых магазинах.
Хотя формально финансировала ее чиркуновская администрация, ярмарка, по сути, была частью движения, которое началось в России два года назад независимо от "культурной революции". Мини-ярмарки, появившиеся сперва в Москве и Питере, стали спасением для независимых издателей в условиях, когда крупные сетевые издательства практически перекрыли им доступ в большие, охватывающие всю страну, книготорговые сети. Владельцы и редактора небольших издательств сами торгуют здесь своими книгами, так что покупатель может проконсультироваться у продавца, идеально знающего свой товар.
Организаторами Пермской ярмарки стали создатели местного книжного магазина "Пиот­ровский" Михаил Мальцев и Денис Корнеевский. "Пиотровский" - один из лучших книжных магазинов страны, названный в честь книготорговца польского происхождения, который чуть больше века назад торговал в Перми интеллектуальной литературой, - яркий пример местной культурной инициативы, появившейся то ли под влиянием, то ли в противовес "революции" Гельмана - Чиркунова.
- Мы прекрасно понимали рискованность этого мероприятия, потому что в Перми подобных заведений не было, - директор Пермской ярмарки и совладелец "Пиотровского" вспоминает, как создавался магазин. - То есть были какие-то подобия - лавки книжные, закутки. Мы придумали, как это должно выглядеть, и тут выяснилось, что по приглашению Марата Гельмана в Перми должен открыться филиал "Фаланстера". А понятно, что для такого города, как Пермь, два подобных уникальных магазина - это слишком много.
- Мы написали им: "Ребята, мы уже почти все подготовили, а вы сейчас нас возьмете и просто зарежете", - рассказывает Михаил Мальцев. - Борис Куприянов (создатель "Фаланстера". - "РР") ответил: "Чего вы переживаете? Давайте встретимся и поговорим, мы вообще готовы не заниматься этим в Перми". Ребята из "Фаланстера" приехали в Пермь на переговоры с Гельманом об открытии, а уехали с идеей, что они помогают нам открывать наш магазин и никакого "Фаланстера" в Перми не будет. Мы договорились, что они нам помогают советом, передают свой опыт и связи. А мы делаем.
Лучшей оценкой работы получившегося магазина стала похожая на анекдот реальная история про главного редактора "Эха Москвы" Алексея Венедиктова, который как-то зашел в "Пиотровский" за час до самолета и увез в Москву два пакета книг, притом что обычно книги везут как раз из Москвы в регионы.
За прошедший год "Пиотровский" стал полноценным местным брендом и в рекламе не нуждается. И книжную ярмарку его создатели теперь потянули бы без всякого фестиваля "Белые ночи".
- В этом году ярмарка проходила в фестивальном городке, и ей не пошло на пользу объединение с другими мероприятиями фес­тиваля, - говорит Корнеевский. - Это уже двадцатый день фестиваля, люди перегреты культурными мероприятиями. Наша ярмарка вписывалась в культурную политику предыдущей администрации; надеюсь, она впишется и в более традиционную политику новой администрации.
Это похоже на правду. Главный итог пермской "культурной революции", как ни странно, сформулировал ее уходящий идеолог и популяризатор Марат Гельман.
- Можно убрать Гельмана, но от этого культурная жизнь здесь не прекратится, - убежден он. - Нельзя зараз уничтожить все, чего мы здесь добились. Можно попытаться профанировать культурную жизнь, перевести ее в другое русло, разбавить наши выставки другими. Но мы все равно повлияли на настроения местных жителей: ребята, открывшие "Пиотровский", его уже не закроют.
Судьба менее укорененных в пермской культурной почве проектов под вопросом. Музей современного искусства "ПЕРММ", который открыл Гельман, вроде бы сохранится, но арт-объекты вроде гигантских красных человечков на здании краевой администрации должны убрать.
На вопрос об ошибках, совершенных за время пермского эксперимента, Гельман отвечает:
- Наверное, нужно было с самого начала тратить больше времени на общение с местными.
Конфликт между командой столичных культурных "революционеров" и группой местных деятелей культуры (в числе которых, например, прозаик Алексей Иванов) то вспыхивал, то гас все это время и даже получил научное название "пермосрач": завезенные из столицы арт-объекты, странные выставки и авангардные спектакли нравились здесь не всем. Хотя скандалы, сопровождавшие каждое второе начинание в рамках "культурной революции", в конечном счете работали на повышение интереса к культуре в целом, независимо от того, "чья" она: местная или гельмановская.
- Посещаемость театров за это время выросла в семнадцать раз, - говорит Гельман. - И это нам обошлось в такую же сумму, которую будет стоить строительство всего трех километров новой дороги.
Бесконечные фестивали, концерты, акции, выставки, пусть и не всегда удачные, создавали в городе ощущение новой бурной жизни. Горожане, особенно молодежь, чувствовали свою причастность к ней - в качестве зрителей, оппонентов, а в последний год и организаторов. Как они будут чувствовать себя теперь, когда большинство "приезжих" проектов будет свернуто, зависит от них самих.
- Не понимаю и даже ненавижу все это современное искусство, - огрызается местный таксист, который подвозит меня в аэропорт. Зато ему очень нравится фестиваль "Белые ночи". О том, что и то и другое происходит в рамках одной и той же концепции, он не догадывается.
Автор: Константин Мильчин
http://rusrep.ru/article/2012/06/27/krasnye/

Культурная политика, Пермь

Previous post Next post
Up