Фестивальный городок «Белые ночи» расположился в Перми на самой большой площади Европы с заграничным названием «эспланада»: здесь раньше стояла городская слобода, потом ее снесли, образовалась плешь, которую хочется чем-то заполнить. Харизматичный и неутомимый режиссер Владимир Гурфинкиль построил на этой пустоте город в городе, выдержанный в фирменном красно-белом стиле (цвета пермской «культурной революции»). Строительство шло всего два дня - за это время на эспланаде возвели песочные скульптуры, бассейн, творческие мастерские, Музей современного искусства, населили город домашними птицами и животными, зажгли огонь, раскочегарили печки и проложили улицу Дождя (на ней каждые полчаса проходит очищающий летний ливень).
Город зажил своей жизнью: на верхушках башен обменивались сообщениями на морзянке стражи стен, по вечерам собирались на сейшн уличные музыканты, внутри его стен выросло суверенное государство «Картония». На эспланаду потянулись местные жители - ко второй неделе фестиваля их ежедневное количество перевалило за 70 тыс. По улицам города бродили военные оркестры со всех уголков света, на главной сцене под открытым небом выступал Владимир Спиваков со своим оркестром.
По ошибке принято думать, будто пермский «культурный проект» связан с зоной элитарного - актуальным искусством, собранным в музее PERMM, и экспериментальным театром, оккупировавшим «Сцену-Молот». На самом деле «Белые ночи» и есть результат «культурного переворота», который начался с формирования в городе новой навигации и приучения горожан к площадной культуре непривычного свойства: когда уличные развлечения ассоциируются не с группой «Любэ» и пивом, а с качественным стрит-артом - цирками из Испании и Франции, местной рэп-культурой, поэтическими состязаниями, танцевальными площадками и духовыми оркестрами.
Горожанин, единожды вовлеченный в подобное действо, в перспективе нормально воспримет и радикальные формы паблик-арта, и сам готов будет вовлечься в освоение городского пространства. Собственно, в этом и цель пермского проекта: как сказал на открытии форума StartArt директор PERMM и идеолог проекта Марат Гельман, «улица в наши дни опережает искусство». Именно поэтому нынешний фестиваль «Белые ночи» не растащили по разным городским площадкам, а построили для него отдельное пространство - эдакий культурный котел, где должны были смешаться и перевариться разные виды искусства, низкий и высокий жанр.
«Школу» в городе открыли спустя две недели. Летняя школа - обучающий форум продюсеров и экспертов, приглашенных в Пермь с серией мастер-классов для молодых продюсеров, съехавшихся в Пермь из городов «Культурного альянса». Альянс сформировался два года назад и сперва объединял жителей двух городов - Перми и Санкт-Петербурга, сейчас в орбите альянса вращаются города 22 областей. Задача летней школы - не публичные лекции, а обучение региональных продюсеров, не потенциальных потребителей искусства, а тех, кто сам генерирует и воплощает культурные проекты. В течение четырех дней представителей «региональной элиты» учили и консультировали столичные эксперты. Музыкальный критик Валерий Постернак рассказывал про тренды в современной музыкальной индустрии и инструктировал молодые музыкальные коллективы, которые каждый вечер выходили с концертом на центральную площадь городка. Продюсер и музыкант Олег Нестеров учил продвижению музыкального продукта в СМИ. Заведующий отделом новейших течений Русского музея объяснял галеристам и художникам, как устроена современная художественная индустрия и какую роль в ней играют кураторы и критики. Марат Гельман прочитал популярную лекцию о том, как разобраться в контекстах и не потеряться в трендах. Куратор Арсений Сергеев анализировал, как изменились отношения современного искусства с политикой. Директор Института книги Александр Гаврилов и литературный агент Юля Гумен учили продвигать и продавать литературные проекты. Литературный критик Дмитрий Кузьмин рассказывал о бытовании современной литературы в сети и офлайн.
Итогом четырехдневного форума стала презентация в формате Pecha-Kucha - делегации из Самары, Тюмени, Перми, Твери и Ростова-на-Дону делились своим опытом продвижения культурных проектов в регионах.
P.S. В конце второй недели работы фестиваля новый губернатор Пермского края Виктор Басаргин объявил о том, что из городского пространства будут вынесены и перевезены в PERMM все объекты городского паблик-арта. «Красные человечки» художника Андрея Люблинского, ставшие символом пермской «культурной революции», досиживают на центральной площади города последние недели. Проект решили свернуть в самый разгар «Белых ночей» - как раз в тот момент, когда стало очевидно, что горожане, четыре года назад в штыки воспринявшие культурную интервенцию, привыкли к новой городской культуре и готовы ее потреблять.
Московские новости:
http://mn.ru/culture/20120618/320840516.html