Обратил внимание на коренное отличие последнего "Русского марша" от предшествующих. На мой взгляд произошел вполне удачный с точки зрения власти перехват раскрученного брендированного националистического мероприятия прокремлевскими организациями. Т.е. теперь "Русский марш" в массовом сознании будет восприниматся не как факельное шествие неонацистов, а как вполне прогосударственное мероприятие, благославленное на высшем уровне с соответствующей финансовой поддержкой. Только ощущение от него по прежнему осталось гаденькое. Цвета и лозунги другие, а вот методы напоминают плохую кальку с Германии и СССР 30-х годов, сдобренную духом отрезанных голов Селигера. Да и слабая попытка поиграть на антитеза "Позор - Слава" как-то на картинке превратилась в однозначный "Позор России".
Под впечатлением от событий последних дней полез в "Эстэтику национал-социализма" Александра Бурьяка. Кажется организаторы Русского марша 2010" тоже ее читали, но не везде внимательно.
Надергал много понравившихся цитат. Начнем с конца - с цветовой гаммы. Очень она странная у молодогвардейцев.
"Сегодня красный цвет воспринимается как цвет нацистов и комму-
нистов. Образ "коричневой заразы", поддерживавшийся в основном
усилями СССР, имел целью разъединение красного цвета и нацизма в
массовом сознании. На самом же деле красный цвет -- неотъемлемо
нацистский, а якобы коричневый цвет униформы гитлеровских штурмо-
виков в действительности имеет сильный желтый оттенок и является
одним из так называемых защитных цветов.
В сегодняшнем мире некоторые цвета и сочетания цветов доста-
точно определенно символизируют политические направления. Можно
говорить о следующих ассоциациях:
белый -- социал-демократия;
черный -- анархизм, нацизм;
красный -- коммунизм, нацизм;
синий и сине-белый -- иудаизм, сионизм;
зеленый -- исламизм;
красно-черный -- анархизм;
красно-бело-черный -- нацизм;
бело-оранжево-синий -- американизм.
Эти ассоциации, как правило, обусловливаются расцветкой
используемых флагов."
"Нацизм, конечно, не возродится в форме, близкой к первоначаль-
ной, но подпитка массового сознания (точнее, подсознания) нацист-
скими идеями и нацистской символикой может выливаться в нежела-
тельные социальные взрывы (или вылиться в один очень большой
взрыв)."
Вероятно все-таки у кремлевских идеологов "Русского марша" одним из тезисов было замещения одних образов старого "Русского марша" другими, и это вполне получилось для массового сознания. Только образы явно не обесепчивают сходные переживания. Эстэтика "сильно типа" не может быть синюшной.
"Чтобы уменьшить массовый интерес к нацистской эстетике (если он
кого-то сильно беспокоит), надо не бороться с ним напрямую и не
развращать людей дегенеративными соблазнами, а предлагать альтер-
нативные системы образов, обеспечивающие сходные переживания. В
качестве таковых могут выступать варварская, рыцарская, стали-
нистская, армейская эстетики (только ради Бога -- не эстетика
"ковбоя Мальборо"!). Это называется "вышибать клин клином". В
принципе всякое государство должно разрабатывать собственную
эстетическую систему "сильного" типа, но для этого у государства
должен быть миссионерский дух."
"Чтобы не дать возродиться нацизму, надо не бороться с "нацистс-
кой" манерой чувствования, а дать ей другую идеологическую
основу, которая была бы в достаточной степени антинацистской,
точнее, жестко настроенной против характерных для нацизма край-
ностей. Многие люди хотят быть патриотами и героями, наслаждаться
властью и/или поклонением лидеру, чувствовать себя частью здра-
вого и сильного целого, радоваться товариществу, презирать чужое
и слабое, быть причастными к великому делу. Дайте им возможность
всего этого в правильной идеологической оболочке, дайте им
благоприятную личную перспективу и чувство нужности обществу --
и нацизм будет надежно вытеснен из настоящего в прошлое."
"Нацисты в советском кино. За вычетом гротескных уродов из
фильмов военных и первых послевоенных лет все остальные нацисты
советского экрана были внешне вполне хороши, а некоторые даже
замечательны. Их играли лучшие актёры. Общим правилом было пока-
зывать нацистов не как чудовища, а всего лишь как людей, волей
судьбы застрявших в нацистской идеологии. Людей с их собственными
предпочтениями и заблуждениями, более-менее старающихся быть
хорошими в рамках той системы взглядов, которую они усвоили.
Людей не только с недостатками, но и с достоинствами. Это
означает, что русская культура переварила нацизм: вышла на режим
проявления к нему спокойного любопытства. Не конфронтации, а
стремления понять, почему они были не такими, как мы."
Однако, "...если некоторое политическое движение начи-
нает интенсивно эстетизироваться, то следует подозревать его в
тоталитарных намерениях."
Цит. по:
http://nazi-aesthetics.narod.ru/Index.htm#1.