Храмы деревни Ремда Гдовского района

Sep 14, 2010 12:21



В деревне Ремда Гдовского района, что по пути в деревню Самолву, сохранилось два храма с одинаковым названием. Если более поздний из них виден каждому проезжающему и широко известен, то ранний находится в забвении. Начнем с позднего.
Церковь Николая Чудотворца XX века построенная в неорусском стиле расположена в центральной части деревни. Архитектор Никонов Николай Никитич (1849-1918) - епархиальный архитектор с 1893 г. Строилась с 1902 по 1918 гг. Источник информации. В настоящий момент церковь действующая. На протяжении долгого времени здесь служил известный старец отец Николай Залитский.

    


Церковь Святителя и Чудотворца Николая XIX века расположена у моста через р.Желча. Построена в 1824 г. на месте церкви начала XIX. Первоначально была каменной с деревянной колокольней, в 1882 после пожара возобновлена. Рядом с церковью сохранился склеп. В настоящее время храм находится в заброшенном и руинированном состоянии. За годы советской власти он был до неузнаваемости перестроен под клуб.

    



    

Согласно «Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии» (Вып. VIII, IX и X, Спб., 1884 - 1885 гг.) погост Ремда находится в 265ти верстах от Петербурга, при реке Ремде. О погосте упоминается уже в 13 и 14 веках. История повествует, что однажды, зимою, Псковичи сделали набег на земли Ливонских рыцарей, по льду реки Наровы и, проезжая мимо Кобыльего Городка, услышали, что рыцари разоряют селение Ремду и повернули с озера к Ремде. В жаркой схватке победа осталась за Псковичами. Можно полагать, что, во время Псковского княжения, Ремда была значительно населена, чему способствовала местность, где две реки - Ремда и Желча, впадают, глубоким руслом, в Чудское озеро.
Прежний Ремдянский храм, во имя св. Николая, был построен, как видно из надписи на Антиминсе, в начале нынешнего столетия. Когда он совершенно изветшал, то был разобран и, вместо него, в 1824 году, на сборную сумму, при содействии С. Петербургского купца Мартиниана Екимова, построен нынешний каменный храм, во имя св. Николая, с деревянною колокольнею и обнесен каменной оградой. Антиминс внесен в него старый, освященный митрополитом Амвросием в 1801 г.
В церкви существуют: 1) план и межевые книги на церковную землю, в количестве 34-х десятин, 1200 квадратных сажень; 2) приходорасходные книги с 1850 г., выданные из гдовского духовного правления; 3) исповедные - с 1812 г.; 4) метрические книги - с 1815 г.
До 1843 года причт составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; с 1843 года место просвирни упразднено. Из прежних священников известны: Илья сын его Петр Ильин, (1804-1805 г.), погребенный при здешней церкви; Симеон Преображенский, выбывший в 1846 г., в село Вейно; Михаил Авроратов, вышедший в 1848 г. в Петербург и погребенный на Больше-Охтенском кладбище; Василий Михаилов Исполатов, с 1848 года. Ныне служит Никандр Иванов Беллавин. Возможно именно он похоронен на погосте ц.Михаила Архангела на Кобыльем Городище.
До штатов причт получал доход за требы, ругу от крестьян, положение от помещиков, Петровщину, осеньчину и проч. Содержание причта, при простом образе жизни, было вполне достаточно и причт мог даже делать сбережения. На это существует следующий рассказ: в 1848 году, при сломке ветхой церкви, под восточною стеною алтаря была найдена рукавица, наполненная ассигнациями, почти на 2 т. р. с.; так как место, где рукавица была найдена, доступно только причту, то можно полагать, что скопленные деньги принадлежали кому-либо из членов причта, или священнику, или вернее, всему причту, спрятанные здесь во время вражеских набегов.
С 1843 года причту, по 5-му разряду, положено 310 руб. в год, с обычным вычетом; церковной земли 34 десятины 1200 квадр, саж. Церковного дохода получается до 200 руб. на причт. Землю причт отдает крестьянам, с правом на долю собранного хлеба. В последнее время священник стал получать 240 р. псаломщик - 80 р.
При церкви находится церковный, двухэтажный дом для причта и училища. Но так как нижний этаж, от сырости, пришел в ветхость, то причетники квартиру себе нанимают.
Приход Ремядекий граничит с Чудским озером и с приходами: Кобыльским, Маслогостицким, Моцким, Озерским и Курокшинским. В нем есть сельцо Лихардово и 31 деревня. Из деревень, ближайшие к погосту (1-3 версты): Ремда, Сычево, Воронино, Гребенево, Ветери, Болдырево, Голодуша, Заболотье, Гоногляги и Пустош; более отдаленные: Карповщина- 16-ти верстах, Исаковщина - в 19-ти, Боровин, Федоровщина, Анеситьево и Лудва - в 25-ти верстах; остальные деревни: Горки, Колы, Пископово, Нажаровье и Лугитино - расположены в 4-5 верстах. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 года муж. пола 689, женск. 1021.
Прихожане занимаются хлебопашеством, заготовкою леса по рекам Ремде и Желчи и по Чудскому озеру; гонят смолу, обжигают уголь; иные возят на лодках товары во Псков, Дерпт и др. места. Грамотность развита в слабой степени. Земская школа заведена в 1883 г.
Кроме общих праздников уважаются день Пророка Илии и Ильинская пятница.
Часовен в приходе 5-ть: во имя Воздвижения - в Ветерях, во имя Петра и Павла - в Колах, Покрова - в Боровине, Троицы - в Лудве, Илии - в Пископове.
Есть несколько насыпи, которые считаются могилами Шведов и Литвы.
Попечительство открыто в 1871 году.( Цит. по: Историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии. Вып. X, Спб, 1885 г.)
К церкви были приписаны 8 часовен в деревнях Колах (Петропавловская), Витерях 1-х (Воздвиженская), Теребище, Боровине (Покровская), Лудье (Троицкая), Великуше, Пископове (Ильинская) и Аксентьеве.В 1899 г. в приходе состояли погост Ремда, мызы Балахново, Белохново, деревни Ремда, Сычево, Воронино, Гребнево, Болдырево, Заболотье, Колы, Витери 1-е, Витери 2-е, Витери 4-е, Голодуша, Горн, Карповщина, Исаковщина, Теребище, Песковицы, Боровин, Федоровщина, Лудья, Ветрово, Каменная Стража, Гоногляги, Пустошь, Ваткуша, Луготино, Нажаровье, Пископово, Авксентьево, Новые Гривки (330 дворов, 926 мужчин, 1018 женщин). В историко-статистических сведениях по Санкт-Петербургской епархии и др. литературе сохранились сведения о настоятелях, старостах и др. служащих храма в ХIХ - начале ХХ веков. (Цит. по: Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. X. СПб. 1885. I. С. 266-268, II. С. 170; Кутепов Н. М., сост. Памятная книжка по С.-Петербургской епархии. СПб. 1899. Ст. 322-323; С.-Петербургский духовный вестник. 1895-1901; Известия по С.-Петербургской (с 1914 Петроградской) епархии. 1902-1916.)

Гдовский район, Ремда, Храмы

Previous post Next post
Up