Сегодня в твиттере Марат Гельман мимоходом бросил фразу: эстетика оружия - единственная не поддается китчу. Фраза абсолютно замечательная и я ее сразу вывел в подзаголовок одной из
фортификационных групп в ЖЖ.
По гамбургскому счету Марат прав, но как ни странно есть и некоторые исключения, о чем мне сразу намекнул
Денис Шумаков вспомнив индийских слонов. Покопавшись в памяти и я нашел некоторые примеры оружейного китча и попытался на скорую руку объяснить это явление.
Т-90. Индия
Китч как обязательный элемент есть в оружии традиционных обществ находящихся на ранних стадиях развития и имеющих четко выраженную племенную структуру. Индейцы, африканцы, индусы, пакистанцы, афганцы и тд.. Это может быть разукрашенный бумеранг вождя или автомат Калашникова. Только тут надо ловить тонкую границу между национальной особенностью оружия и китчем, его традиционной изящной формой и дополнительным китчевым украшением.
Автомат Калашникова белуджийских сепаратистов в Индии украшен лентами с национальным орнаментом. Китч или национальные черты?
Сохраняется китч в оружии средневековья и нового времени, не смотря на переход к серийному производству. С появлением регулярных армий оружие все больше теряет свою индивидуальность.
На смену китчу, на какой-то стадии развиваясь параллельно, приходит новая эстетика простых отточенных форм и однообразная красивость ровных бетонных поверхностей. В ХХ веке эта тенденция в европейской культуре промышленного массового оружейного производства достигает своего апогея, однако сохраняются рудименты в виде парадного, подарочного и сувенирного оружия. Где-то это высокохудожественное произведение прикладного искусства, где-то голимый китч и отличить одно от другого могут только искусствоведы.
Инкрустированный пистолет мексиканского наркобарона. Голимый китч
Но как только это современное серийное оружие попадает в руки дикаря или в сообщество построенное на других принципах соорганизации, зачастую тождественных родо-племенным (мафия, нарко-картели, банды), возникает потребность в китче, чтобы доступным образом подчеркнуть индивидуальность, а вместе с тем социальный статус владельца сообразно с его представлениями о прекрасном, интеллектуальными способностями и финансовыми возможностями. Чего не может быть в регулярной армии европейского типа.
Если бы на дембель можно было уходить со своим автоматом, то он бы служил ярчайшим выраженим китча, а так его заменяет парадка и дембельский альбом.
Подведем итоги. Китч в оружии рудиментарно присутствует всегда.
Его социальная задача подчеркнуть индивидуальность и социальный статус владельца доступным способом, а это в основном необходимо вне регулярных армий в сообществах с развитыми пережитками родо-племенного строя.
В регулярной армии признаками социальной дифференциации служат знаки воинского различия, что искусственно ограничивает потребность в оружейном китче.
Пожалуй единственная военная сфера где китч действительно не возможен это фортификация.