По заявке одноклассника решил начать новую главу о наших с Сары-Кыз приключениях во время путешествия по Центральной Азии, а именно - рассказ о паромной переправе через Каспийское море.
Про паром с Мангышлака в Баку я услышал еще зимой и надежда поучаствовать в этом аттракционе засела у меня в голове без особых обязательств на ее реализацию. Но чем ближе был Мангышлак, тем меньше оставалось желания возвращаться домой в Мордер. Соответственно шансы воплотить эту мечту в жизнь росли.
Мангышлак встретил нас новыми скоростными автобанами, испепеляющей 40-градусной жарой и при этом без преувеличения ледяным Каспийским морем. Проскочив на одном дыхании из Бейнеу в Порт Шевченко, не самой короткой, но самой хорошей дорогой через Актау, мы переночевали на пляже Каспийского моря под Баутино, на следующий день осмотрели известную крепость, поели осетра и отправились обратно в Актау покупать билет на паром. У нас были какие-то траблы с купленной в Бейнеу симкой Би-Лайн (не знаю что мне продала не говорящая по-русски девушка, но Билайн тогда являлся лучшим вариантом). Однако в этот раз у нас на симке мгновенно закончились деньги и инет-трафик и мы остались без связи.
Порт Курык. Перед пунктом пропуска
Та новость, которую мы узнали в Актау с появлением связи где-то уже в районе одноименного порта несколько нас озадачила. Оказывается паром в Азербайджан ходит не из Актау, а из нового порта Курык, что находится в 90 километрах от столицы Мангышлака. Паромы ходят по маршруту "Курык-Алят" без фиксированного графика, по мере загрузки, сейчас море штормит и погрузки нет. Простенький сайт паромной переправы (в конце дам ссылку на современную версию, которая лучше за прошедшее время не стала) не предоставлял практически никакой информации кроме телефона для справок. Телефон работал только в рабочее время и мы чудом успели дозвониться, чтобы получить ответ: звоните завтра с утра. Делать нечего - отправляемся в Курык мимо Шевченковской АЭС, находим замечательное место для ночлега на пляже в заливе Александрбай, между портом, а точнее Каспийской верфью Ерсай, и поселком Курык, ставим лагерь в 750 метрах восточнее старой пристани и купаемся в удивительно и необъяснимо теплой чистой воде Каспия. Ночью любуемся огнями верфи.
Утро следующего дня. Я встаю пораньше, чтобы дозвониться до порта, Сары-Кыз еще спит. Мне говорят, что сегодня погрузки не будет из-за шторма (удивительно при взгляде на безмятежно-спокойное море) и просят позвонить после обеда.
Наш ночлег на пляже в заливе Александрбай у поселка Курык. Для тех кто захочет здесь переночевать, сообщаю - будьте осторожны, пляжные пески коварны, но мы легко здесь с ними справились на стравленных колесах
Бужу Сары-Кыз, купаемся, завтракаем, безмятежно фотографируемся на пляже, собираемся и отправляемся в порт Курык в надежде все выяснить прямо на месте.
По пути ныряю в море со старой пристани, здесь меня чуть не съели огромные каспийские анаконды (ужи). Я такого количества никогда не видел, дак еще и в воде.
Парадная часть паромной переправы в порту Курык производила благостное впечатление
Однако, внутри пункта пропуска никого не было кроме спящего на креслах человека, наверное тоже в ожидании парома. Походив вокруг я не получил никакой дополнительной информации и вновь позвонил по единственному телефону. Там мне дали личный телефон диспетчера и сказали звонить ему. Диспетчер ничего вразумительного о времени отправления нашего парома сказать не смог, кроме того, что он сам мне позвонит когда появится возможность погрузки на паром. Билеты можно будет купить при отправлении, заранее не продают. Надо ли говорить, что я первым делом подумал, что про нас точно забудут и надо звонить, напоминать о себе хотя бы раз в сутки. В общем мы оказались связанными по рукам и ногам.
Решили не тратить время и не загорать на пляже, а сгонять в легендарную Босжиру. Едем в Жанаозен, устраиваемся в люксовом номере местной гостиницы "Темирказык" и отдыхаем от жары в надежде что на завтра она спадет. Про этот замечательный отель расскажу как-нибудь в следующий раз. На следующий день звоню диспетчеру, узнаю, что наше время еще не пришло, но вот вот это произойдет. Гуляем Жанаозену, безуспешно пытаемся посетить здешний музей, вновь звоним диспетчеру и ночуем еще одну ночь в Жанаозене в люксе простенькой гостинице "Маks". Кстати, в порту "Курык" есть своя гостиница, о ней чуть позже.
Утром отправляемся в Босжиру и в подземную мечеть Бекет-Ата. Связи там нет, а температура воздуха поднялась до +50 градусов. Мечеть мы посетили, правда чуть оба не словили тепловой удар. Так что Босжиру нам удалось посмотреть только "из окна вагона". Обидно, но приезжать сюда конечно лучше в апреле-мае, чтобы при более-менее комфортной температуре полюбоваться марсианскими пейзажами и покататься среди известковых останцев как где-нибудь в Аризоне. Вечером заезжаем пообедать под кондиционером в Жанаозен, видим не отвеченные звонки от диспетчера, звоним, получаем ответ: уже скоро. Мчим в Курык в порт, звоним, получаем ответ, что только завтра, но нам нужно срочно прислать сканы наших паспортов и документов на машину. Ну хоть что-то. Уже за полночь высылаем фото наших документов и в кромешной темноте отыскиваем уже знакомое нам место на пляже, чуть не свалившись в море раньше времени свернув у старой пристани. Ставим палатку, ложимся спать.
Восемь утра, бужу Сары-Кыз, купаемся, завтракаем. Звоню в порт, понимаю, что топиться не стоит. Потом иду разглядывать огромное количество следов на песке от ужей, которые ночью то ли ползли в море, то ли наоборот выбирались на сушу. Их там без преувеличения десятки.
Доброе утро!
Едем в порт, до него от нашего места ночлега 19 километров. Минуем промзону "Каспийской верфи Ерсай".
"Каспийская верфь Ерсай" основана в 2003 году с 50% казахским капиталом оказывает широкий спектр услуг в области строительства буровых платформ и судов, наземных и подводных трубопроводов, разведки, добычи, хранения, транспортировки и переработки нефти. На территории верфи находится "Центр сварки", предоставляющий услуги не только по обучению сварщиков, но и по сертификации.
Интересно, что это за катушки? На них что трубопроводы наматывают, а потом сматывают?
Да, после пробега в Босжиру Белка выглядит сильно запыленной, надо будет ее как-то исхитриться помыть перед паромом. Стоим как раз на своротке к очистным сооружениям верфи. Сама верфь слева
Кстати, если бы мы углубились в пустыню между верфью и портом Курык в северном направлении, то попали бы на край гигантской впадины Ащысор. До сих пор жалею, что мы так не поступили, но я стремался далеко уезжать от порта, чтобы не пропустить паром. Котловина Ащысор (пересохшее озеро, тюрк.) представляет собой бывший залив Каспийского моря. Еще в начале XVIII века Ащысор соединялся с Каспием. В 1715 году А. Бекович-Черкасский впервые нанес его на карту и назвал его заливом Осетер. Впадина делится на две части - Верхний Ашысор и Нижний Ашысор. Нижний солончак занимает территорию в 170 квадратных километров. Дно впадины лежит ниже уровня Каспийского моря примерно на 10 метров. На перемычке между Верхним Ащысором и Каспийским морем мы как раз и ночевали, по ней проходит и наша дорога и на ней находится Каспийская верфь Ерсай. Существует проект затопления впадины Ацысор за счет вод Каспийского моря с последующей добычей разного рода солей растворенных в водах Каспийского моря (например сульфат натрия), а с 2022 года появился проект строительства глубоководного порта с нефтяными терминалами и курортно-рекреационной зоной зоной. Странное сочетание, не правда ли?
Вновь паркуемся перед воротами порта Курык. Там нас никто не торопится встречать. Проходит несколько томительных часов в ожидании. Пока ждем - мою Белку, наводим марафет, прибираемся в салоне. Пора обедать, решаем отъехать в сторону, спрятаться от солнца и ветра в выемке недостроенной части порта, а заодно и поснимать его с верхнего ракурса.
Спрятаться правда не получается, солнце практически в зените, а ветер здесь дует так, что двери машины открываются с трудом (см. видео)
Поднимаюсь наверх и снимаю инфраструктуру порта "Курык" немного опасась охраны, но до нас нет никому никакого дела.
Вид на северную часть портовой территории с выездом, пунктом пропуска пассажиров, гостиницей и еще какими-то двумя домиками, похожими на постройки вахтовых поселков на севере, и фурами на таможенном оформлении
Про сам порт напишу подробнее, когда попаду на его территорию. Пока лишь ограничусь краткой справкой.
Паромный комплекс "Порт Курык" предназначен для транспортировки по транскаспийскому коридору до порта Алят (Азербайджан) контейнерных грузов по Новому Шёлковому пути Китай - Закавказье - Европа. В августе 2018 года президент Казахстана Назарбаев принял к эксплуатации вторую очередь порта, включающую новый паромный комплекс, называемый "мультимодальным транспортным хабом" на маршруте "Порт Курык - Пограничный таможенный пост Тажен" (на границе с Узбекистаном) и "Порт Курык - Сухой порт в специальной экономической зоне "Хоргос - Восточные ворота"" (на границе с Китаем) для контейнерных составов в Европу. Собственно по первому маршруту мы сюда с Сары-Кыз и приехали.
Без сомнения работы по строительству проведены колоссальные. И это не только инфраструктура порта, но и подведение железной дороги и шоссе с огромными объемами земляных работ. Чего только стоит выемка железной дороги для спуска к порту и дноуглубительные работы.
Зона таможенного оформления и какой-то паром под погрузкой, но не наш
Здание зоны таможенного оформления. Как оказалось "билеты" на паром продают там. Слово билеты в кавычках, потому что там был свой прикол. В целом внутри здания очень миленько, расскажу о нем в следующей части.
Служебные постройки порта, диспетчерская вышка и паром у причальной стенки. К сожалению не разглядеть его название. Можно только прочитать лого WWW.CASPAR.AZ
Возвращаюсь обратно к машине, а здесь Алена снимает ролик про дверь и ветер. Я ей помешал, идеальный вариант для Тик-Тока будет в конце репортажа
Click to view
Выезжаем на берег к строящейся части порта. При штормовом ветре особого желания купаться нет, но я все-таки немного поплавал
Здесь масса интересных локаций и нам никто не мешает. Абсолютное безлюдье, лишь два мужика на моле занимаются чем-то непонятным
Немного непонятная конструкция с железными сваями, похожая на демонтированную нефтяную платформу
Замечательные противотанковые ежи или это так называемые "зубы дракона"?
Вы ведь помните мой репортаж о том, что именно Мангышлак является родиной противотанкового препятствия "зубы дракона" и именно здесь, еще тогда 33-летний будущий Фельдмаршал Финляндии Густав Маннергейм подсмотрел эти сооружения у адайцев. Если что, вот ссылка
на историческое исследование.
Но "зубы" то и вправду хороши. К сожалению, Сары-Кыз закапризничала и отказалась на них фотографироваться
На плохоотсыпанном моле два мужика занимаются чем-то странным. То ли ловят кого-то, то ли тянут из камней какой-то шланг. Вдалеке мыс Песчаный. Мы решили проехать туда по пляжу
Почти доехали до кончика мыса Песчаный. Кроме прекрасного безлюдного пляжа и штормового Каспия смотреть здесь нечего.
Хотя, хотя... мы не поднимались на морскую террасу, а там есть что посмотреть. На самом кончике мыса (отсюда не видно) расположен 30 метровый маяк постройки 1954 года с сопутствующими сооружениями, развалины отдельной радиолокационной роты и поселка Кызылкум, оставшиеся от него сады, древнее кладбище Бектурлыишан и карьер добычи строительного камня. Все это мы благополучно профукали по причине плохого Инета и боязни далеко отдалятся от порта в поисках приключений. Так что пришлось ограничиться только фотосессией с Сары-Кыз. Кстати, я бы не рекомендовал останавливаться здесь на ночлег. Море здесь бурное, а ветер настолько сильный, что легко унесет палатку в море. А вот прокатиться на экскурсию и искупаться в почти океанском прибое можно вполне. Главное не застрять намертво в зыбучих песках, вытаскивать машину здесь некому.
Белка на пляже у мыса Песчаный
Вид в сторону порта Курык
Сары-Кыз фотографирует какую-то баржу и море
А я фотографирую Сары-Кыз
Хватит, пора ехать на пост к воротам порта, а то паром уйдет без нас
Обратно Сары-Кыз сама вела машину и удачно припарковалась перед воротами
Так прошел весь наш день. Сейчас думаешь, зачем мы как привязанные сидели в порту? И почему предыдущие три дня потратили столь бестолково? Ведь за это время можно было если не объездить весь Мангышлак, то много чего посмотреть? Но у нас было два фактора: жара и боязнь пропустить посадку на наш паром. Связь работала крайне нестабильно, а от диспетчера не поступало никакой конкретики. Хотя да, на маяк все-таки как минимум стоило съездить, но я боялся застрять в песках. Мы лишь съездили в Курык, купили в местном магазинчике всяких вкусностей и доверху, буквально утоптав, залились дешевым казахским 95-м бензом в две канистры и под пробку в бак. Как это делается вы наверное знаете. Эта запасливость потом на азербайджанской таможне сыграла с нами злую шутку.
Вечером нам позвонили и сказали, что на сегодня посадка отменяется. Она будет рано утром следующего дня. Мы чего-то так нанервничались и издергались в ожидании, что решили не ехать обратно на наш пляж, а заселиться в гостиницу порта и позалипать в Инете, тем более у меня висел недоделанный репортаж.
Гостиница без названия, за двухместный номер мы заплатили 1190 рублей, только я не помню, это мы заплатили за 12 часов или за полные сутки. Сейчас это удовольствие стоит 1928 руб. в сутки что немного. Про гостиницу я напишу в другой раз.
Белка с Сары-Кыз на парковке перед гостиницей утром следующего дня в ожидании погрузки на паром
Парковка рассчитана на большое количество легковых машин путешественников, но мы были на ней одиноки. Достаточно высокая цена за паром многих отталкивает и заставляет ехать вокруг Каспийского моря. Тем более, как вы поняли, быстро сесть и уплыть на пароме не всегда получается. Тем самым теряется главное преимущество пересечения Каспийского моря морским транспортом - скорость. Но об этом, деньгах и других траблах мы поговорим в следующей части по мере разворачивания событий. А так пока все прекрасно, чистенько и со вкусом.
Борьба с дверью и покатушки по пляжу Каспийского моря. Видео снято Сары-Кыз
Click to view
Использованы материалы Википедии и Викимапии.
Сайт паромной переправы "Курык-Алят". Прошло много времени, но ни сайт, ни способ попадания на паром и покупки билетов практически не изменились. Актуальные телефоны можно найти там, свои контакты я не даю как устаревшие.
Навигация по репортажам Большого Центрально-Азиатского путешествия находится здесь Понравился материал и вы хотите поддержать меня? Смело жертвуйте на вкусный бензин Белке на поездку 2024 года по следам Н.Н.Славянова и в Приэльбрусье. Карта МИР Сбера: 2202 2053 7263 9515. Собрать надо 45 тысяч в ценах на сейчас. Собрано 32 тыс. с хвостиком. Спасибо всем кто помогает!
Дзен-репортаж на моем втором Дзен-канале "Неизвестный Туран" здесь и не забывайте подписываться!