База снабжения полигона испытания биологического оружия на острове Возрождения в Аральском море

Apr 21, 2024 21:09

Многие из вас слышали ужасные истории о полигоне испытания бактериологического оружия под условным наименованием "Бархан" расположенном во времена СССР на острове Возрождения в Аральском море, но мало кто там бывал. Попасть туда не просто, но можно. Особенно сейчас, когда Аральское море обмелело и бывший остров стал частью суши. Сегодня мы чуть-чуть коснемся этой тайны и рассмотрим один из немногих сохранившихся объектов полигона.

База снабжения полигона испытания бактериологического оружия "Бархан" на острове Возрождения в Аральском море



Ровно пять лет тому назад, 21 апреля 2019 года, отмахав по краю чинка Устюрта от урочища Курганшикала 80 километров в северном направлении вдоль берега Аральского моря, я достиг той точки в основании мыса Кеинчияк, про которую мне рассказал один из рабочих юртового лагеря. Чтобы ее не проскочить, мне постоянно приходилось следить за одометром, выезжать на самый обрыв и оглядывать местность. Мой маршрут проходил по пути одного из  отрядов Хивинского похода 1873 года, правда сначала в противоположном направлении, а потом на обратном пути по ходу движения. Подробно, в нескольких предыдущих репортажах я описал этот путь. Мне приходилось то тут, то там натыкаться на известные по мемуарам участника похода Саранчева Е.С. топонимы, урочища, колодцы и даже древние крепости в местах ночевок русского войска.

По данным Саранчева в среднем дневной переход составлял около 30 км. Мне же за день предстояло пройти на "Ниве" 201 км в основном по краю чинка (80 км на север, а потом еще 120 км на юг в обратном направлении), причем, что удивительно, мы совпадали с Сарынчевым по датам. У меня это было 20-22 апреля, а он в этом месте появился 23 апреля и двигался с отрядом далее на юг сильно медленнее чем я.
Предыдущий репортаж об участке маршрута от границы заказника Сайгачий до спуска к базе снабжения полигона на острове Возрождения был здесь. В месте спуска ныне находится руинированное здание из оштукатуренного бута на глиняном растворе и с трудом можно заметить следы кишлака Актумсык (не путать с расположенным в 70 км южнее одноименным мысом). Кладбище я вообще не нашел.

И вот тут я увидел вожделенную бетонку, спускающуюся к берегу Аральского моря с восточного чинка Устюрта


Ее действительно легко проскочить, т.к. на плато Устюрт следы бетонки теряются. Практически на фото ее самое начало перед спуском вниз. Следы колес на бетонке говорят о том, что в этом году, по ней уже кто-то один раз проехал


Фрагмент листа топкарты L-40-XXIX издания 1957 г. Ниток трубопроводов еще нет, трасса (на самом деле это колеи в глине) Кунград-Челкар тогда была популярна, хотя и непроходима в распутицу, а средняя скорость движения по ней составляла 30-40 км/час. В месте спуска с чинка отмечено кладбище Кеинчияк, а вот интересующая нас база под чинком Устюрта показана как метеостанция Актумсык. Как я уже отмечал, мыс Актумсык расположен на 70 км южнее.



Фрагмент листа топокарты L-40-105 издания 1985 г. 28 лет спустя ситуация меняется. На чинке Устюрта показаны развалины поселка Актумсык, кладбище Кеинчияк, обозначен одноименный мыс. Самое интересное, что отмеченные здания и строения вообще никак не подписаны, более того, их ориентировка не совпадает с тем, что мы видим сегодня на местности и на космосъемке. На карте видно, что перепад высот в этом месте между плато Устюрт и подножием мыса Кеинчияк составляет около 120 м. Урез воды отступающего Аральского моря еще на 10 метров ниже.



Вот так это место выглядит на космосъемке Google. Четко видно, что ориентация домиков другая. Пристань предположительно была чуть юго-западнее казарм, там где сейчас вытянутое белое пятно



Начав спускаться вниз по бетонке я проделал уже почти половину пути, как вдруг замечаю вдалеке строения базы. Бросаю машину и выхожу на небольшую фотосессию с удивительными ландшафтами промежуточной ступени Устюрта



Оттуда я приехал



Бетонка в меру разбита, местами есть риск изувечить машину, но если ехать аккуратно то все будет нормально. Большой плюс, что даже если вас здесь застанет ливень, вы всегда сможете подняться наверх и не придется ждать пару дней, когда просохнет дорога. А вот в гололед подъем будет затруднителен. Кстати, промоины между колеями бетонки заложены плитами известняка.

Впереди торчит скала - Чертов палец и уже виднеются строения базы снабжения полигона. Слева от дороги творится какой-то каменный хаос, по которому не что идти, - даже смотреть на него страшно



Каменный хаос промежуточной ступени чинка Устюрта в основании мыса Кеинчияк



Иногда объектив фотокамеры ловил вполне себе оригинальные виды



А иногда было нечто просто невообразимое



Огромный блок сарматского известняка



Не хочется покидать это живописное место



Но надо двигаться вон к тем домикам. Обратите внимание, что по обочинам дороги сохранились бетонные столбики-отбойники, которые как бы намекают, что эта дорога была проложена не просто так. На видео в конце поста отбойники будут просматриваться несколько лучше. Отдельно я их почему-то не снял.



Полигон на острове Возрождения был создан в 1948 году (по другим данным в 1942 году) с целью отработки методики применения образцов биологического оружия, в том числе таких как антракс-836 (сибирская язва), бруцеллез, холера, сап, дифтерия, чума, туляремия и других, а также тестирования эффективности вакцин против них.
Официальное наименование полигона: 52-я полевая научно-исследовательская лаборатория (ПНИЛ-52), в/ч 04061. В центральной части острова Возрождения, относящейся к Республике Каракалпакстан в составе Узбекской ССР на месте бывшего рыбзавода был построен военный городок "Аральск-7" (Кантубек), в котором обычно проживало 1,5 тыс. человек сотрудников полигона с семьями и 800 военнослужащих срочной службы. В 3 км юго-западнее военного городка был расположен "лабораторный корпус" - комплекс зданий и сооружений для подготовки и проведения испытаний в лабораторных условиях. В 3 км западнее поселка Кантубек был построен аэродром, который первоначально имел четыре грунтовые ВПП, расположенные в виде снежинки. В 1980-х годах ВПП аэродрома была оборудованы покрытием из бетонных плит.

Спускаюсь еще ниже, проезжаю остатки КПП и останавливаюсь у достаточно унылых, но по своему живописных руин



Видео спуска к базе снабжения

image Click to view



Испытания оружия массового поражения (бактериологического) производились в южной части острова Возрождения на специальных площадках в течении 50 лет. Образцы препаратов поставлялись на остров из всех военных биохимических лабораторий СССР (Степногорск, Киров, Свердловск-19, Омутнинск, Загорск, Оболенск).
Снабжение полигона осуществлялось с территории Казахской ССР. В Аральске Кызыл-Ординской области расположенном в северо-восточном углу Аральского моря находился военный городок Аральск-5 ("Урал"), где помимо жилых домов для военнослужащих и их семей, размещался полк обслуживания полигона (в/ч 25484), включавший в себя автобатальон, роты охраны и эксплуатации городка Аральск-5. Габаритные и объемные грузы завозились из Аральска на остров морем.

Всего более менее сохранилось четыре здания типа "казарма", которые постепенно разваливаются не без участия человека



В 1988 году в связи со скандалом, связанным с утечкой данных о производстве в СССР биологического оружия в обход соответствующей международной конвенции 1974 года, на острове Возрождения в 11 могильниках были захоронены контейнеры с Антраксом-836 из лаборатории Свердловск-19. Всего на остров поступило 24 железнодорожных вагона с контейнерами через Аральск.
В 1992 году Ельциным была фактически подтверждена версия об утечке сибирской язвы в 1979 году из лаборатории Свердловск-19 и издан указ о закрытии полигона на острове Возрождения. В октябре-ноябре 1992 года воинский контингент (вместе с семьями) был передислоцирован в Россию (в Киров), биолаборатория демонтирована, документация и часть оборудования вывезены, остальное было брошено на острове.

Две наиболее близких к Аральскому морю казармы имеют по 4 окна на длинной стене и по два на торцевых стенах. Они разделены на две части внутренней стеной. На месте крайнего окна на обращенной к чинку стене - дверь.



Два наиболее дальних от моря здания имеют по шесть окон на длинной стене и по одному большому с торцов. Дверь расположена аналогично. Внутреннее пространство делят на три равные части две стены.



Все четыре казармы построены из бутового камня на глиняном растворе. Стены с обоих сторон покрыты толстым слоем штукатурки. В целом строения по конструктивным особенностям аналогичны постройке расположенной наверху в начале бетонки.

С 1995 по 2002 годы остров Возрождения неоднократно посещали группы американских военных бактериологов и ученых по приглашению Узбекистана и Казахстана. Были взяты пробы из шести могильников и выяснилось, что споры Bacillus anthracis, несмотря на дезинфекцию, полностью не погибли и были опасны. Так же было установлено, что американская вакцина является эффективной против найденного на острове штамма сибирской язвы.
С 2019 года на острове Возрождения происходит масштабный процесс рекультивации. Все постройки сносятся методом подрыва и тяжелой техникой. Говорят после взрывов из руин зданий выползают змеи толщиной в руку.

Как вы уже поняли, я решил подняться на холм, чтобы сделать фотографии казарм и ближайших окрестностей сверху. Если конечно эту возвышенность с каменным хаосом можно назвать холмом...



Вид на Чертов Палец в сторону чинка Устюрта



Вид в северном направлении






В небольшом укрытии меду каменными плитами валятся какой-то деревянный ящик без каких-либо надписей. Я хотел было его забрать в качестве дров, но он был мокрый и грязный



Вид на казармы и чинк Устюрта с наивысшей точки. У дальнего здания валяются остатки чего-то похожего на котел парового отопления. Где-то здесь должны быть озерца из которых брали воду участники Хивинского похода, но я их не заметил



Вокруг один каменный хаос по которому практически невозможно ходить без риска переломать ноги. Я честно несколько раз за эти дни пробовал совершить по нему прогулку, но мне очень не понравилось



Бетонка уходит в сторону моря. Надо проследовать по ней



Немного протягиваю в сторону Аральского моря и бетонка неожиданно поворачивает налево. Прямо к морю идет грунтовка. В кустах саксаула прослеживаются многочисленные остатки строений разной степени сохранности и выкрашенные красно-белыми полосами бетонные столбики парковки техники (?). Это как бы намекает на присутствие военных, а отнюдь не работников рыбколхоза "Красный невод".



Остатки постройки из бута и какой-то фундамент



Бетонка уходит вдаль параллельно берегу моря, а по ее сторонам сплошной полосой тянутся остатки сооружений типа складов.



Рискуя пропороть колеса о торчащую арматуру я доехал до ее конца. Справа остатки сооружения типа "караулки" или дизель-генераторной, построенного из бута камня на глиняном растворе



Вид на каменный хаос от "караулки". Здесь гребни выдавливания более проходимые



Итак, что же мы все-таки осмотрели: метеостанцию, рыбколхоз или нечто другое? По устным сведениям это была база снабжения полигона на острове Возрождения. А как же тогда Аральск-5? - спросите вы и будете правы. Действительно, основная точка снабжения находилась в Аральске. Но был и второй вариант снабжения морем с западного берега Арала через железнодорожную станцию Жаслык и одноименный полигон испытания химического оружия. Про эти объекты я писал здесь. В пользу того, что перед нами действительно военный объект говорит как дизайн казарм и дороги, а также расположение на той же широте, что и Аральск-7 на острове Возрождения, в наиболее близкой точке к нему.
И еще один немаловажный фактор. Помните, я несколько раз упоминал о загадочной бетонке, которую тянули от станции Жаслык по прямой к этому месту через плато Устюрт? По разным сведениям, ее построили или почти построили, но после развала СССР разобрали за исключением единственного участка по которому мы сюда спустились. Зачем нужно было начинать такое масштабное строительство? Чтобы вывозить выловленную аральскую кильку из мелеющего моря? Странным образом это событие совпадает с захоронением на острове Возрождения контейнеров с Антраксом-836 в 1988 году. Вполне возможно, что возить сибирскую язву через густонаселенный Аральск сочли более рискованным, нежели чем через пустынное плато Устюрта. Но в открытых источниках по прежнему фигурирует маршрут доставки через Аральск. И еще один момент. При ликвидации полигона на острове Возрождения специализированное оборудование и имущество могли вывозить на химический полигона Жаслык и в Нукус именно по этому маршруту. Химиков ликвидировали чуть позже.

Возвращаюсь к полосатым столбам и петляя между дюн наконец выезжаю к берегу Аральского моря. Дорога заканчивается импровизированным пирсом на который я все-таки решился заехать. Вдалеке за линией горизонта скрывается остров Возрождения и поселок Аральск-7. Он как раз напротив нас.



Как вы думаете, кто построил этот пирс? Как мне рассказали опрошенные жители Приаралья, пирс был построен местной рыболовецкой артелью в период, когда полигон на острове Возрождения был закрыт, а в море еще водилась рыба. Старый пирс военных в связи с уходом воды стало невозможно использовать и на полосе осушки отсыпали новый, укрепив его бетонными плитами. Но и от него вода опять ушла...

На переднем плане остатки построек рыбколхоза (?), справа и слева болотистая полоса осушки



Еще совсем недавно это место было затоплено водами Аральского моря



Место выхода мыса Кеинчияк к морю, а точнее его глинистых остатков с обломочным материалом известняка. Похоже именно это место мне удалось сфотографировать с обрыва чинка



Рядом с пирсом валяются остатки цистерны для солярки



Дальше дороги нет. На остров Возрождения только катером. А катеров в этой части Аральского моря ныне нет от слова совсем



В целом пирс более-менее держится. На его строительство пошли бетонные плиты военной дороги



А теперь давайте внимательно посмотрим на эту фотографию. Что мы на ней видим кроме бескрайнего Аральского моря?



Правильно - водомерные рейки. Ближняя к нам капитальная металлическая рейка высотой в один метр уже безнадежно устарела. В полосе прибоя проглядывают еще две какие-то палки и к ним ведет "тропа". Я не решился дойти до воды по вязкой глине. Было лень надевать сапоги.

Плита с какими-то ископаемыми кораллами у основании пирса. Геологи, сможете определить что это такое? Ответ читайте в конце поста



Белка печально взирает на то что осталось от Аральского моря



Пора отправляться в обратный путь и попытаться завтра достичь озера Судочьего, а потом выйти на Муйнак. Хотя по хорошему на это надо еще один день, т.к. здесь есть чего смотреть удивительного



Подъем на "Ниве" на чинк Устюрта от базы снабжения полигона на острове Возрождения

image Click to view



Использованная литература:
Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. - СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. - 186 с.

Навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Продолжение следует. Спасибо.

Если вам понравился репортаж, то вы можете перечислить донаты на вкусный бензин Белке в путешествии этого года в Приэльбрусье на карту: 2202 2053 7263 9515. Спасибо за поддержку!

PS: По мнению Алексея Плюшина, странные рисунки на камне это не что иное как отпечаток палеотрещин усыхания. Некий материал заполнил трещины усыхания подобные тем что сейчас можно видеть на современных такырах и за миллионы лет окаменел. Сейчас мы видим перевернутый слепок этих трещин. Вполне возможно, что подобное произошло во время колебания уровня Сарматского моря или в более поздний период. Мы не знаем откуда была взята эта глыба, а так то обломки известняка рядом сарматские.

Дзен-репортаж на моем втором канале "Неизвестный Туран" здесь...

СССР, Нива, Дороги, Узбекистан, Полигон, Устюрт, Путешествия, ОМП, Аральское море, Хорезм2019

Previous post Next post
Up