В телеграм-канал
"Дехайла и Ваджеф" поступил вопрос от пользователя NGD: Здравствуйте! В чем по вашему смысл сопоставления крепостей определенным геометрическим фигурам на этих рисунках? и восемь картинок с гравюрами из какой-то книги по фортификации в виде приложения.
Гравюры и вправду любопытные и я на вскидку рискнул ответить, что по всей видимости автор гравюр с помощью объемных фигур показывает специфику бастионных крепостей (секторов обстрела на входящих и исходящих углах). Типа именно по этому у единственного замка на гравюре с добастионной фортификации фигура плоскостная.
Но что-то в этом ответе меня не устроило... Ибо спустя пять минут я при более внимательном рассмотрении нашел еще одну плоскостную фигуру над бастионной крепостью.
А как думаете вы, мои дорогие читатели? Есть ли какая-то закономерность в этих гравюрах, что расположены ниже?
Крепость Копривница (Хорватия)
Замок Вараждин (Хорватия)
Спустя какое-то время я вернулся к вопросу соотношения геометрических фигур и гравюр крепостей.
Обратите внимание на подпись выше - Источник: Немецкая Фототека, что как бы с языком надписей в бандеролях намекает на то, что представленные крепости и замки должны иметь отношение к Германии или Австро-Венгрии, а их история связана с 30-летней войной или борьбой с экспансией Турции в Восточной Европе и на Балканах.
Предположительно крепость Пршисечнице (Чехия)
Крепость Бихач (Босния и Герцеговина)
Гравюра называется: Тетраэдр. Вид на венгерский город и крепость Чагкатурн
Меня очень смущало, то что многие геометрические фигуры практически отсутствуют в конструкции крепостей. Если на гравюре Чагкатурна выше тетраэдр еще можно заметить, то ниже в крепости Саврос никаких параллелепипедов даже вооруженным глазом не просматривается. Лишь с натяжкой можно углядеть пятиугольный в плане бастион где-то вдали.
Тут я решил, что эти гравюры рисовал какой-то дилетант, который не имеет понятия о фортификации, и предложенные геометрические фигуры не имеют никакого отношения к приведенным ниже фортификационным формам. А может быть это вообще фейк? Ровно на столько, на сколько я ошибался в первом тезисе о дилетанте, я попал в яблочко во втором. Кажется пора искать первоисточник гравюр и он не без труда нашелся. История этих картинок оказалась чрезвычайно увлекательной.
Крепость Сарвоc. Где находится я не нашел
Оказывается, эти гравюры происходят из книги австрийского военного инженера и фортификатора:
Биркенштейн, Антон Эрнст Буркхард фон. Эрц-герцогские приемы циркуля и линейки: Или Избранное начало тех математических наук, в которых делается быстрый доступ к геодезии и другим вытекающим из нее наукам легким и новым способом, книга Шестая об этих телах. Вена, 1686.
Книга представляет собой сборник задач на построение, которым предшествует ряд основных определений общих геометрических понятий. В процессе решения задач производится постепенное ознакомление со свойствами фигур и тел.
Крепость Леопольдштадт - кажется это предместье Вены. Крепость бастионная - фигура плоскостная, удивительно!
Книга была написана для будущего императора Священной Римской империи Иосифа I, а ее автор состоял у будущего императора учителем геометрии. Оформление книги заметно выделяет этот учебник на фоне остальных. Чтобы непосредственный адресат учебника, а на момент издания книги Иосифу исполнилось восемь лет, не скучал, под каждым чертежом в книге размещались гравюры, выполненные голландским художником Юстусом ван ден Нипортом. Всего более сотни гравюр и все они очень интересны. Можете погуглить, как минимум несколько десятков легко находится.
Замок Нитра в Словакии на первый взгляд мне показался вполне средневековым, но при ближайшем рассмотрении у него четко видны сохранившиеся до сих пор бастионы. Надо ли говорить. что здесь над его изображением размещена плоскостная фигура
На гравюрах изображены виды городов, крепостей и местностей, которым со временем придется владеть будущему императору. Во многих случаях эти гравюры стали единственным свидетельством о том, как выглядели эти города и крепости в означенный период времени. Интересно, что геометрические задачи (фигуры) и виды крепостей скомпонованы в одну гравюру рандомно и никакой связи между ними нет. Это установленный факт.
Примечательно, что первая книга в России, напечатанная гражданским шрифтом в 1708 году по личному указу Петра I, представляла собой перевод учебника Буркхарда фон Биркенштейна, выполненный Я.В.Брюсом. Заглавие оригинала при переводе изменено на «Геометриа славенски землемерие...»,на шмуцтитуле сохранен перевод заглавия подлинника. Опущены предисловие и история крепостей, изображенных на чертежах.
Такие дела...
Источник: К истории первых русских изданий гражданской печати («Приемы циркуля и линейки…») // Вивлиофика: История книги и изучение книжных памятников. Вып. 2. М.: Пашков дом, 2011. С. 80-86
Дзен-репортаж здесь...