Восточный чинк Устюрта. От границы заказника "Сайгачий" до спуска к базе снабжения о.Возрождения

Jan 20, 2024 02:04

Весь маршрут в 80 км вдоль восточного чинка Устюрта и западного берега Аральского моря, от спуска к юртовому лагерю в урочище Давлет-Гирей до спуска по бетонке к бывшей советской базе снабжения полигона на острове Возрождения, что расположена на мысу Кеинчияк, я прошел чуть более чем за пять часов.
Почему так долго? Потому что я делал частые остановки, чтобы порадовать своих читателей красивыми, но суровами видами этих диких и безлюдных ландшафтов.



Ранним утром, после осмотра средневековый караван-сарая Карганшикала (Давлет-Гирей), я поднялся на чинк и взял курс на север вдоль его края прямиком к границе с Казахстаном. Надо успеть пройти 80 км, потом вернуться обратно и до темноты немного (40 км) проскочить на юг в сторону озера Судочье. 200 км за день с постоянными остановками на фотографирование это много. На север я шел 5 часов, обратно 2 часа ускоренным темпом. Этот маршрут на протяжении 120 км повторяет маршрут одного из отрядов русской армии Хивинского похода 1873 года.

Сегодня мы рассмотрим последний участок маршрута: южная граница Сайгачего заказника (район родника Ак-Булак) - спуск с чинка к мысу Кеинчияк. В прошлый раз мы с вами простились на границе с заказником Сайгачий, которую я пересек несмотря на запрещающий проход знак. В конце концов, я же не сайгаков по пустыне гонять сюда приехал. Забегая вперед скажу, что ни одного сайгака я так и не увидел в тот раз.

Фрагмент листа топокарты L-40-117 и L-40-105 c участком пути между урочищами Кассарма до спуска с чинка к мысу Кеинчияк



Схема маршрута на условном отрезке Ак-Булак - Кеинчияк



Чек-поинт 14:24. Через шесть минут движения вдоль чинка от границы заказника останавливаюсь в месте выхода ЛЭП на край чинка. Это примерно 50-ый километр пути от урочища Давлет-Гирей и хороший ориентир, мимо которого не проскочишь. Надо осмотреться.


Провода с ЛЭП давно срезаны. Интересно, куда она выведет, если поехать вдоль столбов. Вдалеке проглядывает радиорелейная (?) вышка примерно в 3-4 км отсюда, рядом с ниткой газопровода. Их здесь много разбросано, то тут, то там по пустыне плато Устюрт.


В этом месте когда-то был съезд с чинка к берегу моря. Ныне под действием природных сил этот съезд практически утрачен и читается с трудом. А раз был съезд, то была и некая инфраструктура, ведь не случайно сюда была выведена ЛЭП.


Глянув вниз можно заметить остатки дороги и какие-то бочки



Вот что пишет участник Хивинского похода 1873 года Саранчев Е.С. в своих мемуарах: Г. Венюков, говоря о приаральской части Чинка, замечает, что спуск с Усть-Урта к морю совершенно невозможен. Это не совсем верно: на всем пути от Каратамака до мыса Урга, в расстоянии 20-30 верст один от другого, а иногда и значительно чаще, находятся спуски к морю, правда, очень крутые и не весьма удобные, но все-таки позволявшие сходить по ним верблюдам, навьюченным баклагами с водой. Если бы вышеозначенное мнение г. Венюкова было справедливо, то тогда немыслимо было бы и самое движение караванов по гребню Чинка, вследствие полного отсутствия на нем воды. Во все время движения вдоль восточной окраины Чинка, мы ни разу не встречали колодцев на вершине. Встречавшиеся нам озера и родники находились или на одной из террас, или же у подошвы Чинка. Вода как в озерах, так и в родниках, была различного качества, в одних она была до того солона, что ее не пили не только люди, но и животные; в других же значительно преснее, но отдавала гнилью; наконец, только раз или два попались родники с совершенно пресною и холодною водой.

Обрыв чинка в этом месте смазан и сделать спуск вниз было не сложно. Даже сейчас здесь легко спуститься не сломав ног, правда без машины.



Третья дорога, ведущая из Сарайчиковской крепости 43 в Хиву, отделяется от первой близ Кайнарских гор и идет на восток чрез колодец Сарыгаска, урочище Биркунды, ручей Ак-Коудран. На Устюрт поднимается она между оврагами Арсай и Корсай, потом достигает Аральского моря и продолжается берегом оного мимо заливов Дуананы-Кулама и Улу-Кулмагир, чрез развалины Давлет-Гирей до города Конрада, лежащего при Амударье. (Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих..., 1996)

А вот и остатки балка, а то и двух, рядом с бывшим съездом вниз


Этот участок подвергся сильному антропогенному воздействию


Балок по здешней традиции был установлен на полозья, притащен, скорее всего трактором, а потом заглублен в котлован и обвалован. Так лучше сохранить тепло в жилище на пронизывающем ветру


Скорее всего в результате пожара балок потерял свою первоначальную форму и выглядит теперь жалко. Скоро и эти остатки поглотит песок, глина и время


Дорога по краю чинка по которой я приехал. Снял с какой-то кучи отвала. Вокруг валяется много старого техногенного мусора


А это россыпь каких-то артефактов. Не понял их назначение. На сгоревшие фильтровальные элементы противогазов не сильно похоже, хотя и жестнянки.


Разбитые изоляторы с линии ЛЭП, площадка на которой мародеры готовили провода на вывоз


Не исключено, что линия ЛЭП уходила в этом месте вниз под обрыв и далее к тому объекту к которому я так стремился с самого утра. Но подтверждения этой гипотезе я не нашел.
Большую часть этих фотографий вы наверное уже видели в репортаже о полигоне испытания химического оружия "Жаслык" (в/ч 61405). Когда я его делал, то был свято уверен что весь техноген на обширном пространстве плато Устюрт между железной дорогой и восточным чинком связан с деятельностью полигона. Сейчас мне так не кажется. Помимо полигона ландшафт здесь сильно испортили работы по геологоразведке и прокладке ниток газопровода Бухара-Урал большого диаметра, что вытянут в меридиональном направлении вдоль чинка Устюрта. Помимо этого, до строительства шоссе Нукус-Бейнеу по древнему Шелковому пути вдоль края Устюрта проходила трасса по перевозке грузов под названием "Магистральная дорога Кунград-Челкар". На самом деле никакой дороги не было. На космосъемке хорошо видны шрамы навечно оставленные в межсезонье машинами в раскисшей глине плато Устюрт. Десятки, если не сотни параллельных колей изуродовали поверхность плато.
Кроме того, для обеспечения сельскохозяйственной деятельность здесь бурились артезианские скважины и устанавливались ретрансляторы. Все это сильно повлияло на экологию удивительного уголка нашей планеты под названием плато Устюрт. И эта моя остановка тому свидетельство. Кстати, многочисленные сваленные под чинк бочки могут быть связаны непосредственно с деятельностью полигона. В них хранилась известь, используемая для дегазации после испытаний химического оружия.

Чек-поинт в 14:39. Кроме небольшого мыса с каменным туром других достопримечательностей здесь нет. Ну еще пара бочек внизу



На обширном блоке отседания внизу линейные следы техники или прогона скота



14:45 Практически на ходу делаю кадр стаи крупных птиц. Как вы думаете, это серые журавли или аисты?


Фламинго здесь тоже водятся и уже прилетели, но это точно не они.

Чек-поинт 14:48. Остановка здесь вынужденная. У меня закончилось место на карте памяти в камере, надо сбросить фото на ноут, да и уже пора подкрепиться



Место так себе, заплывшие трещины отседания не дают подъехать близко к обрыву чинка Устюрта



Вид в южном направлении не представляет чего-то особенного



Вид в северном направлении чуть поинтереснее






Пока файлы копируются, пытаюсь сделать самострел на запасную камеру. Погода хмурая и я грустный



Чек-поинт 15:21



На телефон селфи получается лучше, даже несмотря на щетину









Чек-поинт 15:33. Еду дальше и встречаю еще один странный объект, происхождение которого я не понял


Издалека он напомнил мне подорванный ДОТ Линии Сталина. Видите как торчат глыбы известняка на этом бугре? При ближайшем рассмотрении создается впечатление, что известняк был вывернут из недр земли взрывом, а на одном из блоков вроде бы прослеживаются следы пробуренной скважины.


Может быть это следы работы сейсморазведки еще во времена СССР?


Вид на восток в сторону Аральского моря


Короче, не знаю что это такое, но вряд ли имеет отношение к полигону. Сойдемся на том, что это скорее всего геологоразведка.

Чек-поинт 15:56
Еду дальше и достигаю конечной точки своего 80-ти километрового броска на север. Ее проскочить не возможно. Маркером служат развалины кирпичного здания.



Вновь обратимся к источник - мемуарам участника Хивинского похода 1873 года Саранчева Е.С.
22-го апреля был совершен переход в 22 версты, и отряд остановился около родника Акты-Кенды (Урта-Чеграу). Воды на террасах не было, но у подошвы Чинка были открыты три родника; вода в них была до того солона, что ее не пили не только люди, но и животные. Вследствие этого пришлось рыть колодцы вновь. Работа эта впрочем не представила особых затруднений, так как в новых колодцах вода находилась на глубине 4-5 фут. Из 30 вырытых колодцев только 5-6 имели пресную воду, в остальных же она была солоноватая.
Это место четко локализуется по картам масштаба 1:200000. Более того, родник Акты-Кенды был жив до недавнего времени.

23-го апреля первый эшелон дошел до станции Туркмен-али, в расстоянии около 30 верст от предыдущей. Здесь на террас найдено было 5 озерков различной величины. Самое большое из них, до 12 саж. длины и до 3 ширины, имело воду пресную, но с болотистым запахом; в другом, поменьше, вода тоже была пресная, в остальных же весьма соленая. Кроме того, вблизи тропинки, идущей с вершины к озерам, оказался родник с совершенно пресною и холодною водой, но к сожалению весьма не изобильный.
Это место можно предположительно локализовать там где мы сейчас находимся - в основании мыса Кеинчияк

24-го апреля, пройдя около 33 верст, остановились у урочища Ак-булак. Про него было в предыдущем репортаже. Вот так мне пока удалось наложить на современную топонимику маршрут военной экспедиции 1873 года.

Отсюда вниз к морю идет бетонная дорога, построенная военными во времена СССР. Мне туда. О том, что я там нашел расскажу в другом репортаже, а пока осмотримся



Здание похоже на какой-то КПП, пункт обогрева или домик радиорелейщика


На этом фото примечательны два объекта. Некий репер на переднем плане, таким обычно отмечают кабеля, но их давно уже должны были выкопать. И радиорелейная вышка на заднем плане в 3-4 километрах от этого места. На сколько я понимаю, эта вышка рабочая и на ней находится постоянный дежурный.



На старых картах в этом месте обозначен кишлак Актумсык, одноименный расположенному в 70 км южнее мысу. Это очень популярное название восточного чинка Устюрта, встречается не один и не два раза. Остатки кишлака с трудом читаются на космосъемке. Все давно археологизированно. Даже отмеченное чуть севернее кладбище Кеинчияк что-то не видно.

Бетонная дорога вниз к базе снабжения полигона на острове Возрождения и невыразительному мысу Кеинчияк еле заметно вторгающемуся в Аральское море



Смотрите. справа валяется артефакт 40-60-х годов прошлого века - спинка от кровати



Причем это не армейская кровать, а гражданская, судя по характерной спинке. Только шариков не хватает.



Уходящая вниз к морю бетонная дорога через промежуточную ступень чинка Устюрта. По ней мы сейчас спустимся



По имеющимся у меня сведениям именно сюда на излете Советской власти прокладывали бетонку от военного городка полигона Жаслык. Ее так и не достроили, а потом разобрали. Не разобрали только этот участок, т.к. на базе снабжения полигона на о.Возрождения какое-то время обретался рыбколхоз. Но это не точно.



Дальность прямой видимости с этой точки до 25 км и сейчас мы видим окутанный мифами остров Возрождения, а точнее его полосу осушки. Внизу также полоса осушки, но без обширного пляжа в этом случае, все-таки какой-бы не был мыс Кеинчияк, но он откладывает свой отпечаток на береговую черту



Вид в южном направлении. Перепад высот здесь от поверхности плато Устюрт до моря (31 м) около 141 метров



Еще один вид на руины дания и Белки и мы отправляемся вниз



Использованная литература:
1. Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. - СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. - 186 с.
Прочитать можно на сайте "Милитера" или Кунград
2. Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких гор и степей. Алматы. Санат. 1996, С. 99

Навигация по репортажам о Большом Центрально-Азиатском путешествии здесь
Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки и оставляйте вопросы, я обязательно на них отвечу. Продолжение следует. Спасибо.

Дзен-версия на моем канале "Неизвестный Туран" здесь...
И не забывайте подписываться, спасибо!

Устюрт, Путешествия, Аральское море, Хорезм2019

Previous post Next post
Up