Сегодня, в начале предзимья, прекрасным солнечным утром, мы с вами отправимся в небольшой городок Чермоз, что на берегу Камского водохранища, и имеет население всего в 3 тыс. человек. Сюда из Перми ведет тупиковое асфальтированное шоссе, длинной примерно в 160 км. Казалось бы, зачем ехать в такую даль, ведь здесь нет признанных шедевров архитектуры и всемирно известных музеев. Однако и здесь есть на что посмотреть и где не без пользы провести свое время. Теперь я знаю как минимум два аттрактора, ради которых стоит сюда приехать. На самом деле их несколько больше.
Восточный фасад храма Рождества Богородицы в Чермозе имеет наиболее грустный вид
Наше знакомство с Чермозом начнем с храма Рождества Богородицы и самой известной достопримечательности, скрытой внутри него, а затем окунемся в блеск и нищету провинциального уральского городка, прогулявшись по его тихим улочкам, осмотрев руины построек прошлого и переночевав в единственной гостинице, обустроенной в усадьбе помещиков Лазаревых.
Первая деревянная церковь в Чермозе была заложена 4 (15) марта 1783 года на высоком левом берегу реки Чермоз, обрамляя с севера предзаводскую площадь. Она была построена во имя Рождества Богородицы в традициях русского деревянного зодчества, с шатрами и переходами. Колокольня стояла отдельно.
В 1800 году Чермоз становится центром уральских владений Лазаревых и появляется идея построить на месте деревянной церкви соответствующий новому статусу Чермоза собор. Этот новый храм местные жители по традиции до сих пор называют "собором". Каменный храм начал строиться в 1818 году по проекту И.М. Подъячева - крепостного архитектора, который обучался в Петербурге, в Москве и в Риме.
Храм Рождества Богородицы в Чермозе, вид с юга. Фото 1 июня 1900 года. Источник:
"Пермский стиль"
Храм Рождества Богородицы в Чермозе построен в стиле классицизма с портиками и фронтонами. В основе конструкции лежит крестово-купольный объем. Вокруг центрального купола располагались небольшие башенки с колоколами. Тёплый воздух с завода по трубам поступал в храм и обогревал его через специальные полости в стенах здания, что несколько странно с учетом расстояния до корпусов завода.
Восточный фасад храма Рождества богородицы в Чермозе
Летом 1829 года главный храм в Чёрмозе был построен, но внутренняя отделка продолжалась ещё семь лет. В январе 1833 г. был освящен правый придел во имя Рождества Иоанна Крестителя, а 1836 г. освятили левый придел в честь Воскрешения Праведнаго Лазаря и центральный алтарь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм росписывали как местные так и столичные богомазы. В 1846 году в башенки были навешены колокола.
Левый, северный фасад и придел храма, освященный в честь Воскрешения Лазаря. Ныне угловые башенки с колоколами утрачены.
Северный фасад укрупненно
Штукатурка недавно отреставрированной колонны почему-то стала разрушаться
До восточного фасада реставрация еще не дошла и он выглядит невзрачно. Примечательно что на старых фото дверь по центру фасада также ведет в никуда
Вот эта странная дверь, ныне зашитая щитом изнутри. А вот карнизик над дверью, к счастью, сохранился оригинальный
Вид с условного юго-востока на храм Рождества Богородицы в Чермозе
Кстати, храм сориентирован не четко по сторонам света. Его продольная ось расположена не по канонической линии запад-восток, а довернута примерно на 45 градусов по часовой стрелке. Это связано с общей планировкой Чермоза, сложившейся уже ко времени постройки собора.
Южный фасад и придел во имя Рождества Иоанна Крестителя храма Рождества Богородицы в Чермозе
В 1928 году собор был закрыт, а здание в 1935 году передано Чёрмозскому заводу под клуб металлургов. Вновь здание передано Православной церкви в 1992 году. Реставрация храма ещё не завершена, богослужения идут только в северном приделе. Не знаю в честь кого он сейчас освещен.
Прогуляемся по выполненному в стиле классицизма портику этого замечательного храма
Я долго разглядывал дверные створки силясь понять когда они изготовлены. При Советской власти или в период последней реставрации?
Вид с крыльца храма на территориию бывшего кладбища, городскую площадь (она с трудом угадывается), и Чермозский залив Камского водохранилища на дальнем плане, в 1950-е годы затопивший Чермозский металлургический завод
В 1853 году вокруг храма и прилегающего к нему кладбища была сооружена чугунная ограда на цоколе из горнового камня по проекту Ватсона, инженера Сормовского завода. На Кизеловском заводе отлита решетка, общей протяженностью 104 сажени. Чугунные ворота в ограде - произведение местного архитектора Н.А. Быдарина. Все это благодарные потомки сдали в металлолом. Возле храма К.А.Ромашевым были посажены липы.
К сожалению, кладбище в советские годы было уничтожено. Сохранилось только неско могил, которые мы с вами сейчас и осмотрим.
В конце XIX века в церковной ограде на могиле, на народные деньги воздвигнут памятник-обелиск прославленному заводскому доктору Альберту Эрнестовичу Шрамму, лечившему чермозян с 1873 по 1883 гг. Сейчас обелиск является памятником регионального значения
Надпись на обелиске гласит: "Доктору Альберту Сергеевичу Шрамнъ от благодарных пациентов". Не совсем понятно окончание фамилии и почему отчество Сергеевич, а не Эрнестович. В наше время буквы благодарные потомки тех пациентов пытались сбить.
Еще одно надгробие с современным крестом у юго-западного угла храма. Никаких надписей нет
Перед южным фасадом храма расположен мемориал, посвященный жителям Чермоза - участникам Великой Отечественной войны. Традиционных плит с именами земляков сейчас не видно, зато видны памятные плиты оформленные в современном кладбищенском стиле.
Две из них посвящены уроженцам Чермоза Героям Советского Союза: Бутырину И.У. и Ершову В.Е. (по гибели последнего есть вопросы) и еще одна земляку чермозян полному кавалеру Ордена Славы Паздникову П.И.
Некогда этот памятник выглядел вот так. Источник фото Викимапия.
Рядом еще один памятник чермозянам - борцам за Советскую власть, но тут бронзовые доски с именами рогибших в полном порядке и оригинальные. На них около 30 фамилий жителей Чермоза, многие из которых явно родственники
Рядом еще один памятник периода Гражданской войны
Оригинальная надпись гласит, что здесь похоронены два расстреляных врагами Советской Власти участника Гражданской войны и один неизвестный защитник Чермоза
Интересно, но я не смог нагуглить связанных с Гражданской войной в Чермозе событий вольными или невольными участниками которых стали покойные.
Вернемся в западному фасаду храма Рождества Богородицы. Здесь нам поджидает удивительное
Летом 1848 года местный часовой мастер и механик Егор Епишин изготовил и установил на западный фасад храма часы-куранты и механический лунный календарь. Чёрмозские куранты на 3 года старше нынешних кремлёвских, установленных на Спасской башне Московского Кремля, а механический лунный календарь вообще не имеет аналогов в России. Диаметр обоих циферблатов составляет полтора метра, на одном ведется отсчет часам и минутам (колокола особыми мелодиями отбивают время каждые четверть часа и каждый полный час), на другом стрелки показывают дни и месяцы. В лунном секторе диск Луны постепенно выходит из-за одного полукружия, а затем скрывается за другим, показывая растущую фазу Луны, полнолуние, убывающую и новолуние.
Часовой циферблат часов-курантов
Циферблат механического лунного календаря показывает сегодняшнюю дату, месяц и фазу луны
Западный фасад храма с еще не заложенным звуковым окном на фото
immrill от 2014 года
По домотканым половичкам отправимся вовнутрь храма
Интерьер южного придела храма, освященного в честь Рождества Иоанна Крестителя
Фрагмент интерьера центральной части храма
Вид на центральный купол сквозь леса, которые здесь размещаются уже не одно десятилетие
На куполе хорошо заметны остатки оригинальных росписей с силуэтами Святых
Великолепные росписи внутри храма, выполненные столичными и местными художниками, необычным образом сочетали армянские (помещики Лазаревы имели армянское происхождение) и русские традиции. Некоторые росписи храма напоминали римско-католический стиль. К настоящему времени сохранились только фрагменты этих росписей. Сам заводовладелец Семён Давыдович Абамелек-Лазарев написал в храме две фрески: Стефан Великопермский и Святой Алексий митрополит Московский, а также 24 копии с картин европейских и русских мастеров. Большую часть живописных работ выполняли чермозские крепостные художники, среди которых Камалов, ученик мастера стеновой живописи Ивана Рублёва, и Никифор Михайлович Поносов, который обучался у московского мастера цеховых дел Лебедева.
Сквозь строительные леса в алтарной части также проглядывают фрески с ликами Святых
Если я не ошибаюсь, за досками какой-то сюжет с Богородицей
Действительно, есть здесь что-то от римско-католического искусства и армянских черт лица
На этом пока все. Осмотр механизма уникальных часов-курантов и механического лунного календаря в храме Рождества Богородицы в Чермозе я вынесу в отдельный пост. А если кому-то не терпится, то можно посомтреть на видео ниже, но без детализации механизма.
Click to view
Дзен-репортаж здесь...