35 батарея в Севастополе. Что мы нашли в помещении воздушных фильтров?

Oct 25, 2023 22:52

Сейчас , после создания мемориала на месте легендарной 35-ой береговой батареи Севастополя, один из экскурсионных маршрутов, минуя большую часть помещений артблока первой башни, выводит посетителей через вентиляционную потерну на береговой обрыв. Обычно посетителей поражает высота сводов этой потерны и открывающийся со скальной стенки вид. С этого обрыва по импровизированным лестницам и просто по скалам спускались к морю моряки Черноморского флота в июле 1942 года, ища спасения в его водах и не найдя его поднимались обратно. На этом экскурсия обычно и заканчивается и посетители идут на выход обратным путем. Мы же, еще до строительства мемориала, пройдем с вами от помещений первого артблока через помещение воздушных фильтров и потерну, выйдем на обрыв, спустимся по скальной стенке к морю, как в 1942 году, и поднимемся обратно на плато, где расположены наземные сооружения 35-ой батареи. По пути сравним как было и что осталось от артефактов в процессе создания мемориала.

Вид на помещение воздушных фильтров с сохранившимися коробами вентиляции сразу после входа от первой башни.



При строительстве 35-ой береговой бронебашенной батареи Севастополя огромное значение придавалось ее противохимической защите. В дальнейшем, при достройке 30-ой батареи по некоторым пунктам вышло послабление, т.к. к тому времени стали понимать объем затрат на коллективную противохимическую защиту и более трезво оценивать вероятность применения противником химического оружия.

Проектированием вентиляционного и противохимического оборудования 35-ой береговой батареи занималось Военно-Химическое управление РККА.
Оперативно-тактическим заданием на проектирование батареи предусматривалась полная защита всех внутренних помещений от проникновения боевых отравляющих веществ с обеспечением работы личного состава (в том числе в боевых рубках и орудийных башнях) без противогазов и защитной одежды при химических атаках и заражении местности в эспланаде батареи.
Именно обеспечение полной коллективной противохимической защиты внутренних помещений, боевых рубок и орудийных башен (проект был разработан военным инженером Г.Н. Колокольцевым при участии представителя Военно-химического управления РККА военного инженера Павлова) оказалось одним из наиболее сложных вопросов проектирования и достройки береговой батареи.

Фрагмент плана береговой батареи № 35 Дмитрия Стогния. На нем наиболее удачно прорисована вентиляционная потерна с некоторыми деталями интерьера


Для большей герметичности первого артблока и в связи с усилением горжевой стенки его лишили построенных еще по царскому проекту выходов и стрелковых бойниц в горжевом капонире (про это было в предыдущем репортаже). Сами орудийные башни никаких люков и дверей для выхода на поверхность не имели, а с помощью брезентовых чехлов орудийные амбразуры были загерметизированы. Необходимо было с помощью приточной вентиляции создать внутри блока избыточное давление, каким-то образом обеспечить запасной выход из блока, слив сточных вод и прочее. Для этого к скальному обрыву на берегу моря из подэтажника, расположенного под помещениями 51 и 59 на схеме выше пробили потерну с помещением для воздушных фильтров и с развитым коленчатым сквозником на выходе к скальному обрыву. Воздухозаборники были обеспечены от воздействия взрывной волны специальными устройствами и бронеставнями. Вентиляция и воздухозабор в артблоке второй башни были решены по иному.

На дальнем плане помещение 51, мы находимся над провалом в подъэтажник помещения 59


Попав по едва заметному лазу в подэтажник помещения 51 и протиснувшись через кучу глины на входе мы наконец попадаем в помещение воздушных фильтров и потерны, ведущей к морю. Мне до сих пор не совсем понятен завал грунтом прохода в эту потерну на месте спуска и штатной лестницы, который вроде бы не мог натечь естественным способом через разрывы бетонного покрытия после взрыва. Возможно этому есть своя причина.

Этот лаз найти достаточно затруднительно и, возможно, именно по этому внутренняя часть потерны уцелела от разграбления охотниками за металлом. Фото bellabs 2007



Расчищенный спуск в помещение воздушных фильтров.  Потерна делает поворот и расширяется до полноценного помещения, но основания воздушных фильтров встречают нас уже прямо на входе. Фото bellabs 2010



Первое что бросается в глаза, когда мы попадаем в помещение воздушных фильтров это вентиляционные короба приточной вентиляции, лежащие на поперечных стяжка и, в основном, сохранившие свою форму. Их ближайший к артблоку конец возможно поврежден при подрыве башни и добит коррозией. Внизу видны крепления колонн из фильтрующих элементов, какие-то трубы и фрагменты сборно/разборных кроватей, наличие которых здесь у незнакомых с историей батареи вызывает недоумение.

Вид на помещение воздушных фильтров с сохранившимися коробами вентиляции сразу после входа.



Чуть продвинемся в сторону моря. Обратите внимание, стяжки на которых лежат вентиляционные короба на фото находятся на уровне груди из-за набросанного в потерну грунта. Слева и справа детали воздушных фильтров



Именно в этом месте в последний период существования 35-ой батареи находился госпиталь для раненных. Здесь после подрыва 35-ой батареи достаточно длительное время укрывались не сумевшие эвакуироваться на "большую землю" бойцы и командиры. И наконец в мае 1944 года здесь находился уже немецкий госпиталь, который по воспоминаниям тех кто еще застал последние очаги сопротивления немцев на мысу Херсонес - "догорал внизу". Вся вот эта законсервированная грунтом история могла быть по крупицам бережно расчищена уже в наши дни, в период создания мемориала. Однако этого не произошло и грунт большей частью без разбора полетел в море с обрыва. Единичные случайные находки говорят о том, что здесь можно было обнаружить при грамотных раскопках, да и в других помещениях батареи.

Фрагменты фильтрующего элемента и крепления колонн фильтрующих элементов



Разглядываем остатки кроватей. Они имеют различную конструкцию и, возможно, гражданское происхождение



Не менее 20-30 раненых могли размещаться в этом помещении, после того как из него были демонтированы фильтрующие элементы. Интересно, что фильтрующие элементы не были демонтированы полностью, о чем свидетельствуют их остатки. Возможно их использовали в качестве импровизированных тумб.

Вид на выход из помещения воздушных фильтров в сторону моря. Фото bellabs 2007



Владимир Савилов у вентиляционных коробов. Снято со стороны выхода к морю.



Современный вид примерно с этой же точки.  Глядя на фото можно понять, что на момент нашего посещения помещении примерно на 2/3 было заполнено грунтом. Фото bellabs 2009



От коробов, воздушных фильтров и их крепления не оставили и следа. Только плита основания, несколько кроватей и канализационная труба составляют интерьеры помещения. Фото bellabs 2010




В помещении воздушных фильтров при его расчистке были найдены орден Красного Знамени, принадлежащий легендарному командиру бронепоезда "Железняков" Харченко М.Ф., орден Знак Почета, принадлежавший начальнику городского отдела милиции Севастополя Бузину В.И. и останки красноармейца Гашенко Я.Л. с личными вещами. Стоит ли говорить, что эти предметы могли быть переотложены и никак не свидетельствуют о факте гибели этих людей именно в этом месте, за исключением красноармейца. Если бы работы проводили профессионалы, то находок было бы намного больше и не возникало вопросов чьи останки перезахоронили под именем Харченко М.Ф., ведь орден был наден случайно в отвале.

Фото bellabs 2010




Коллаж bellabs говорящий сам за себя о том сколько было уничтожено при расчистке помещения воздушных фильтров. Крепежи воздушных фильтров были срезаны и вместе с прочим металлом и сданы в металлолом. Посмотрите на правом фото видны даже попытки расколотить бетон и уничтожить основание колонн фильтров



Александр Савельев на выходе из помещения воздушных фильтров и сохранившаяся, слегка погнутая взрывом, бронедверь. Обратите внимание, даже в сквознике есть кучки грунта, которые естественным путем взяться сами по себе не могли. Возможно это следы незаконных раскопок.




Пробитая "калдоискателями" дыра в канал коммуникаций. Видна канализационная труба



Идем дальше по узкой потерне к выходу. В тонком бетоне пола также пробиты отверстия. Там проходил воздуховод, а труба канализации проходила в стене



Бронедверь выхода в сквозник. Первое фото вид изнутри, на втором фото вид из коридора сквозника




Эта же дверь подготовлена к сдаче в металлолом на фото bellabs в 2007



Не обращая внимание на детали устремляемся к правому выходу из сквозника. Снаружи его также прикрывала утраченная бронедверь. Внизу прикрытый специальным трубчатым устройством для гашения взрывной волны воздухозаборник, по которому воздух проникал вовнутрь сквозника. Расколотый бетон свидетельствует о том, что, возможно, портал входа был подорван. Интересно когда и с какой целью?



Вот так выглядит правый выход из сквозника. Интересна конструкция бетонных блоков обрамляющих площадку. Отверстия для дренажа?



Смотрим на море, нам здесь еще спускаться вниз




Ну а пока вернемся обратно в коридор сквозника. Справа два броневых ставня отверстий воздухозаборов в которые в темноте можно не хило вписаться лицом



Система воздухозабора была не проста. С помощью клапанных коробок забор воздуха мог осуществляться из разных мест сквозника и перенаправляться либо напрямую в помещения первого артблока, либо, в случае химического заражения, через систему воздушных фильтров. В сквозник воздух поступал через мелкие отверстия трубчатой защиты от взрывной волны под внешними дверями. В случае артобстрела и бомбардировки отверстия воздухозабора внутри сквозника дополнительно закрывались бронеставнями, дабы взрывная вона не распространилась по системе вентиляции внутри батареи.

Идем по коридору сквозника к левому выходу из него и замечаем еще один бронеставень воздухозабора. На втором фото выход наружу. Интересно, что трубчатое устройство с внутренней стороны забетонировано. Может быть это следы реконструкции системы воздухозабора? Вроде бы в толще бетона свозника на всю его длину нет воздуховодов.




Конструкция трубчатого воздухозабора под внешней дверью, для надежности еще и прикрытого решеткой. Дверь здесь также отсутствует. Или здесь все-таки подразумевалась противоштурмовая решетка?



В любом случае эти технические нюансы надо было тщательно изучать, но "патриоты" пошли по другому пути. Они полностью уничтожили левый входной портал и оставили только сиротливо торчащий блок защиты от взрывной волны, сделав на этом месте смотровую площадку.

Фото bellabs 2010



Моя мордочка на фоне скалы и входного портала с оригинальным бетоном




Вид направо на скальный обрыв



Смотрим вниз. Туда надо как-то спуститься. На бенче под обрывом расположены фрагменты классического каррового поля из размытых морской водой известняков



В этом месте в июле 1942 года, а затем в мае 1944 года открывалась страшная картина. А теперь здесь загорают отдыхающие



Возвращаемся к правому выходу и осторожно начинаем спуск. В этот момент по карнизу к левому порталу начинает карабкаться какой-то скалолаз. Его судьба нам осталась не известной. На дальнем плане среди скал затерялась Голубая бухта со сливом из коллектора городской канализации в море и остатками рейдового причала с которого пытались осуществлять эвакуацию защитников Севастополя в июле 1942 года, до тех пор, пока он не рухнул под тяжестью тел. На самом дальнем плане громада мыса Фиолент, а перд ним недостроенная 18-я береговая батарея на полигоне морской пехоты ЧФ.



Обрыв (клиф) в районе 35-ой батареи сложен породами неогена (верхний миоцен, сарматский ярус). Преимущественно это очень разнообразные известняки различной механической прочности с прослоями и линзами глин. Известняки трещиноватые, подвержены процессам выветривания. Вследствие их неоднородной сопротивляемости весь обрыв представляет собой чередование карнизов и «многоэтажных» ниш. Прямолинейные в общем очертания берега маскируют характерную зубчатость контура и образование коротких слабо вогнутых дуг. Эти особенности очертаний связаны в первую очередь с разной прочностью пород, а отсюда - с неравномерностью абразии. Да, да, этот тот самый панцирь сарматских известняков, который мы с вами изучали на восточном чинке Устюрта, только он здесь намного мощнее и его размывает море.

Кстати, для меня спуск не обошелся без происшествий. Ладошки потели и скользили по известковой крошке. И если бы Володя не поддержал меня за пятую точку, то в одном сложном месте я бы сорвался, потеряв контакт со скалой. Потом местные ребята посмеялись над "москаликом", а ведь это был мой первый полевой выход за пять лет и я был сильно не в форме.

Вот здесь под правым выходом из сквозника мы спустились вниз. Ныне в мелких бухточках плавает мусор




Искупавшись и смыв с себя известковую пыль дурачимся. Кажется здесь назревает спарринг



Селфи. Справа та самая дачка уважаемых людей, построенная впритык к артблоку первой башни 35-ой батареи, с который был пробит тоннель к морю и на частном пляже теперь загорают девушки топлес



В лоб карабкаемся обратно на скалу. Подниматься намного легче чем спускаться. Внизу отдыхающих становится еще больше, но они проходят сюда понизу



Еще один прощальный вид на скальный обрыв сарматских известняков. Глядя на них понимаешь что было бы с восточным чинком Устюрта, если бы его размывало Аральское море



Продолжение следует. В следующий раз мы с вами отправимся гулять по поверхности 35-ой батареи.

Использованная литература:
Гаврилкин Н.В. Севастопольская 305-мм башенная батарея № 35 // Цитадель № 16. СПб, 2009 Цит. по bellabs.ru
Фото мои 2005 года (с лого) и bellabs.ru

Ранее опубликованные репортажи:
1. Начало экскурсии. Вход и силовая станция
2. История достройки и левая часть артблока
3. Левая часть артблока. Продолжение
4. Правая часть артблока
5. Что осталось от второй башни?
6. Занимательный аттракцион со снарядом в потерне
7. Артблок первой башни

Репортажи с немецкой фотосъемкой:
1. Первая башня
2. Вторая башня
3. Другие фото 35-ой батареи
4. Чем отбивались моряки Севастополя, когда закончились снаряды. История одного советского мифа.

Дзен-репортаж здесь...

Береговая артиллерия, ВОВ, Крым, Севастополь, Береговая оборона, Фортификация

Previous post Next post
Up