Там обрыв и очень красиво.
Встреча с Кассармой. Роберт Матевосян
Двигаясь в северном направлении по следам русской армии, отправившейся завоевывать Хивинское царство в 1873 году, а потом, после успешного завершения миссии, этой же дорогой вернувшейся назад, я достиг урочища Кассарма.
Ехал я в северном направлении вдоль восточного чинка безжизненного плата Устюрт и, одновременно, вдоль западного берега Аральского моря, которое, на удивление, до сих пор не высохло. Я тогда не знал, что русская армия останавливалась здесь на отдых между переходами у трех родниковых колодцев под обрывом. Спуск вниз (может быть его сейчас и нет) и колодцы я проворонил по причине невзрачности ландшафта и появившихся на горизонте каких-то строений к которым и ринулся сломя голову.
Спуск вниз к колодцу должен быть где-то на дальнем плане за правым обрезом фото
Вот что пишет в своих мемуарах военный инженер и участник Хивинского похода Саранчева Е.С. об остановке здесь по пути на юг: "25-го апреля прибыли на урочище Касарму, совершив переход в 30 верст. На террасе, лежащей фут. на 250 ниже вершины, здесь находятся три неисчерпаемых родниковых колодца с совершенно пресною и холодною водой; вблизи колодцев - три озера: одно с пресною, другие два с соленою водой, годной однако для верблюдов. Здесь отряд провел две дневки 26 и 27 апреля." (Саранчев Е.С., 1874).
Приблизившись к постройкам я, к своему удивлению увидел старое кладбище, мазар и какой-то домик
Фрагмент листа топокарты L-40-117 c урочищем Кассарма
На карте по состоянию на 1981 год к ССВ от отметки 250,7 обозначены два кладбища и древний могильник. Под чинком Устюрта отмечен колодец Касарма глубиной 9 м и дебетом 800 л/час. На карте также отмечен ретранслятор и буровая о которых речь пойдет дальше в тексте. Севернее отметки обозначена обваловка высотой два метра. Она хорошо сейчас читается на космосъемке и ее происхождение мне доподлинно не известно. Скорее всего это либо загон для скота, либо площадка, связанная со строительством газопровода или функционированием
полигона испытаний химического оружия "Жаслык".
Припарковавшись между мазаром и домиком я решил осмотреть это место
Перед домиком в кучу свалены дрова - саксаульник
Саксаул имеет твердую, плотную и очень тяжелую древесину, не удивлюсь, если выяснится, что он тонет в воде. Топор саксаул не берет и отскакивает, как от вереска, но саксаул легко ломается, даже зеленый, и хорошо горит, выделяя ароматный дым. Прямо как в средневековой Англии сакаморовое дерево. В настоящее время саксаульники в Узбекистане истребляются, несмотря на газификацию почти каждого кишлака. Все дело в том, что саксаул идет на приготовление шашлыков для местных жителей и туристов. Мода на пикники с жареным мясом постепенно вытесняет традиционный плов, а ведь шашлык на кизяках не приготовишь.
Туристов из юртового лагеря в урочище Давлет-Гирей сюда не возят. Сведений в Инете о кладбище и мазаре в урочище Кассарма я не нашел. Зато нашел очерк художника из Нукуса Роберта Матевосяна
"Встреча с Кассармой", где он описывает свои впечатления о посещении этого места в 1979 году, но кладбище и мазар не упоминает от слова совсем.
Еще в геологической литературе встречается термин Кассарминский вал, простирающийся с северо-запада на юго-восток. Глубина залегания поверхности фундамента здесь колеблется от -5,0 км до -5,5 км на поднятии Кассарма. По кровле верхней юры наиболее приподнятая его часть располагается на чинке Устюрта, рядом с параметрической скважиной №1п Кассарма, т.е. в своде объекта Восточная Кассарма и соответствует отметке минус 1350 м. Кассарминский вал обособляется в виде валообразного поднятия в палеозойское время, выражаясь в структурном плане в виде обширной террасы, а по осадочному чехлу вал образует крупную пологую валообразную ступень Актумсукской системы дислокаций.
ИсточникНо было бы ошибочно пытаться разглядеть вал на современной поверхности плато Устюрт, она здесь плоская как стол, выровненная сарматскими известняками, а вал скрыт глубоко в недрах земли.
Попытаемся визуально как-то датировать эти объекты. Обратите внимание, постройка из желтого кирпича выглядит относительно современно и покрыта бетонными плитами. Из аналогичного кирпича построен и мазар. Это намекает на современное захоронение какого-то кочевника-каракалпака, но это оказалось не так.
Заходим в дом. В гостиной пахнет сыростью и грязно. Всему виной протекающие стыки бетонных плит покрытия. В целом, если прибраться и заделать швы, то жить можно. На стенах еще советские ковры, ныне они стоят дорого. Ковры с пола закинуты на старую советскую кровать с панцероной сеткой и разборным каркасом, чтобы их не намочила капающая с потолка вода.
Кухню от гостиной отделяет "переборка" - она же дымоход печи
В прихожей свалены сухие дрова, чтобы в любую погоду можно было разжечь огонь
Кухня. Если дымоход выглядит еще более мене, то сама печь в плохом состоянии.
На стеллаже нехитрый скарб из которого примечательна только керосиновая лампа без стекла с отражателем. Ее можно заправлять и соляркой. В бутылях какая-то желтая жидкость, по всей видимости горючее. В ведре можно вскипятить воду и сварить ногу верблюда.
Самое интересное из того, что мне попалось в этом доме - тетрадь с записями. Вероятно, первоначально в ней были записаны имена вечных постояльцев кладбища, но потом она превратилась в журнал учета живых посетителей. Некоторые страницы выдраны явно "на самокрутки", а сама тетрадь висит на гвоздике рядом с кроватью, чтобы не погрызли мыши. Попробуем прочитать некоторые записи.
Из этой страницы книги учета живых и мертвых можно понять, что 9 ноября и 30 декабря 2016 года здесь были радиорелейщики (их станция находилась или до сих пор находится неподалеку), а 9 мая 2017 года здесь были представители "Узгидрометавиации".
Здесь некое событие произошло в 2002 году, но больше я ничего не смог понять кроме упоминания поселка Ходжели. Интересно, что там было в количестве 350-400 ?
Однако, добрая и прекрасная печенежская княжна Гульнара перевела, заметив, что написано на казахском: "27 сентября 2002 г сын Сагынтая Муса Анеш провел мероприятие (поминки) в честь святых - Кунт ата. Приехали со всех регионов Узбекистана; Кунград, Нукус, Ходжейли и с Казахстана; Актобе, Алматы и тд., примерно 350-400 человек. Прибывшие посетили святые места, загадали желание и переночевали".
Из этого контекста становится понятным, что я нахожусь в гостевом доме рядом с могилами почитаемых местных святых. Похоже, что это и казахские и каракалпакские святые одновременно. Но в описании каракалпакских родов и казахских родов Младшего Жуза я не нашел ни одной ниточки, которая бы помогла размотать клубок времени.
Опись и дальше идут 18 имен. Именно из-за этой страницы я решил, что это опись захоронений кладбища. Слева упоминание о событии 22 апреля 2017 года
Я тоже оставил в тетради запись под своим ником о том, что был здесь 21 апреля и положил на полку несколько предметов, полезных для странников.
Покинем жилище паломников и отправимся к мазару (мавзолею). Он представляет собой простейшее кубическое сооружение перекрытое сферическим, переходящим в конус куполом. По углам основного объема размещены башенки (орткулаки у адайцев). Вход с востока, также ориентирован и домик паломников. По своему облику это типичная современная постройка в окружении древних могил типа каменных ящиков, сложенных из плитняка
С западного фасад нас ждет сюрприз в виде мемориальной доски из черного мрамора. Из надписи следует что здесь покоится прах Жанболатулы-Кунти (1734-1806) и его родственников. Обратите внимание на коричневый камень с розетками на переднем плане и высеченную на плите тамгу в виде аркана или ключа. Глядя на камень с розетками, можно предположить наличие здесь более древнего мазара местного святого, но участники Хивинского похода никак его не упоминают.
Вид на захоронения перед мавзолеем в другую сторону на запад
На зимней космосъемке Google хорошо видны мазар, домик паломников (восточнее) и две группы захоронений: малая, рядом с мазором и более обширная чуть южнее.
Надгробный памятник в виде сложенного из плитняка каменного ящика. У адайцев Мангышлака такие надгробные сооружения называются сандыктас. Они архаичны, но используются вплоть до наших дней у бедных. На крупной плите вырезана родовая тамга в виде ключа или лассо.
Похоже что перед нами сильно руинированный саганатам
Саганатамы (дословно саркофаги или мавзолеи), по всей видимости выросли из сандыктасов методом масштабирования в большую сторону. Саганатамы представляют собой четырехугольные в плане каменные ограды, сооруженные из тщательно опиленных каменных блоков и плит, очень редко из жженого кирпича, с декоративной обработкой стен. Это сугубо казахский вид надмогильных сооружений. Основной ареал - Мангышлак, Устюрт, Эмба, Сагыз.
Установившийся тип саганатамов обычно представляет собой прямоугольный параллелепипед без перекрытия, фасадная и задняя стены которого делаются несколько выше, чем боковые, для того, чтобы подчеркнуть их архитектурную значимость. В более высокой западной стене прорезается окно. По сравнению с купольными мавзолеями возведение саганатамов менее трудоемко и проще в техническом отношении, чем видимо объясняется широкое распространение этого вида мемориальных сооружений.
Большинство изученных саганатамов построено в конце XIX - начале ХХ веков. Однако они известны с периода средневековья. Самая многочисленная группа саганатамов с гладкими стенами фасадов, высокими парапетами и иногда декоративными порталами. В дальнейшем она трансформируется в мавзолеи.
Подробно о типологии погребальных сооружений Мангышлака и Устюрта можно прочитать в моей статье о некрополе Эски-Бейнеу
здесь.
Вид с юго-запада на мазар и захоронения рядом с ним
Перемещаюсь к южной группе захоронений и, обходя ее с запада, обнаруживаю еще один вид нагробных памятников - кулпытас
Кулпытасы широко распространены на всей территории Казахстана и за его пределами. Наиболее ранние из них, как правило имеют шарообразную форму завершения столба, напоминающую человеческую голову. На основе этого факта и сведений литературных источников считается, что прообразом кулпытасов были древне-тюркские каменные изваяния человеческих фигур, которые под влиянием установок ислама постепенно утратили свои антропоморфные признаки. Кулпытас как правило устанавливался либо сам по себе, либо с западной стороны могилы. Форма кулпытасов разнообразна: это может быть простая плита, слегка расширяющиеся снизу-вверх с округлым или треугольным завершением; столбы, завершающиеся шаром; столбы со сложным завершением из многих элементов и т.д. Типичный орнамент - растительный (вьющийся стебель), используются также геометрические узоры. На кулпытасах часто высечены тамги, изображения бытовых предметов, животных и оружия (сабель, кинжалов, пик, ножей). Появление традиции установки кулпытасов относят ко 2-й половине XIV века.
В этой статье я применяю терминологию свойственную для погребальных памятников Мангышлака, т.к. не знаком с каракалпакскими наименованиями этих типов погребальных сооружений. Возможно это справедливо, т.к. это кладбище, находящееся на стыке адайской, казахской и каракалпакской культур, имеет очень много адайско-казахских черт.
На этом фото как минимум три кулпытаса. Самый левый из них по всей видимости изготовлен сравнительно недавно, возможно вместе со строительством мазара. К сожалению, этот кулпытас я крупно не снял, но даже с такого расстояния можно на нем разглядеть уже знакомую нам тамгу и какие-то знаки
Общий вид кладбища с юго-запада
Общий вид кладбища с ЮЮЗ
Кладбище с ЮЗ укрупненно
Вид на кладбище в урочище Кассарма с ЮЮЗ
Вид на кладбище в урочище Кассарма с ЮЮЗ
Вид на кладбище в урочище Кассарма с юга
Покидаю кладбище и через двадцать минут паркуюсь на обрыве чинка устюрта напротив воспетых Робертом Матевосяном останцев
Продолжение следует.
Использованная литература:
Саранчев Е.С. Хивинская экспедиция 1873 года. Записки очевидца сапёра Е. Саранчова. - СПб., тип. Ф. Сущинского, 1874. - 186 с.
Навигация по Большому Центрально-Азиатскому путешествию и оригинальный репортаж
в моем ЖЖ здесь. Там можно найти предыдущие части повествования.
Репортаж на моем Дзен-канале "Неизвестный Туран" здесь. И не забывайте подписываться, спасибо!