По случаю Дня РВСН СССР мы с вами вновь отправляемся на традиционную "декабрьскую" экскурсию в расположение 52-ой ракетной дивизию, чьи объекты разбросаны в лесах под Пермью на десятки километров вокруг бывшего ЗАТО "Звездный". В очередной раз мы посетим ППД БЖРК 52 РД. Эти загадочные сокращения расшифровываются следующим образом. ППД - пункт постоянно дислокации, БЖРК - боевой железнодорожный ракетный комплекс, а 52 РД - 52-я ракетная Тарнопольско-Берлинская орденов Богдана Хмельницкого и Красной Звезды ракетная дивизия (в/ч 54090), дислоцировавшаяся в ЗАТО Звёздный Пермского края до своего расформирования в 2002 году.
Технологический корпус № 1 ППД БЖРК. Здесь обслуживались боевые "вагоны" комплекса и сюда мы с вами сейчас отправимся.
Так исторически сложилось, что год назад
в предыдущем репортаже мы с вами в компании с очаровательной девушкой уже побывали здесь: въехали на территорию ППД и спрятали Ниву в технологическом корпусе (сооружении № 1) бегло осмотрев его изнутри и снаружи, а также ознакомившись с историей и технологией обслуживания ракетного комплекса 15П961 «Молодец» (РТ-23 УТТХ) на этом объекте. Те кадры мы снимали в октябре.
Белка внутри сооружения № 1
Сегодняшний материал был отснят летом, в июле, за три месяца до последней экскурсии, когда мы чисто мужской компанией впервые побывали на этом объекте.
Проскочив Звездный следуем по улице Коммунистической и после выезда за черту поселения делаем остановку у пруда на реке Юг. Мои коллеги отправляются дивиться на запорные устройства водосброса плотины. Из пруда вода поступала не только в систему водоснабжения ЗАТО "Звездный", но и на объекты 52-ой РД.
На переднем плане водосброс плотины, на заднем - трубы местной котельной, обслуживающей городок "Звездный".
Мост через реку Юг сейчас разрушен, но проехать можно по дамбе пруда.
Внутри одной из камер водосброса
Далее следуем по относительно неплохой бетонной дороге до Т-образного перекрестка и чуть погодя сворачиваем к котельной на территории завода ЖБК, который обеспечивал создание всей инфраструкты 52-ой РД
Заброшенная котельная у бывшего ЖБК. Она у меня упоминаась вот
в этом репортаже. Не думаю, что она обеспечивала теплом только ЖБК
Казарменные городки, ППД БЖРК, ТРБ дивизии и завод ЖБК обслуживались этой котельной со своим складом ГСМ в огромных емкостях по соседству у станции Горка, а у Звездного была своя котельная. Видимо было признано нецелесообразным транспортирование теплоносителя на несколько километров в Звездный. Проще завозить туда мазут и автономность выше.
Еще 500 метров по знакомой дороге и мы паркуемся у КПП территории ППД БЖРК. Нас здесь уже ждут.
Тогда мы еще не были знакомы с новым хозяином площадки и сторож из караулки с броневой огневой точкой на покрытии пропустил нас без машины испросив разрешение. Пришлось ходить пешком по огромной территории, но увидели мы намного больше, чем через окна Белки.
Та самая караулка с стаканом огневой точки. Его правда закапывать надо по бойницы, а не на крышу ставить. А внизу расположены домики для злых собак, готовых в легкую спустить штаны с зазевавшихся визитеров.
В одном из домиков проживает злющая ручная гиена
От КПП открывается вид на железнодорожную инфраструктуру ППД БЖРК
Слева на фото
тепловозоремонтное депо, справа -
башня для сушки и подачи песка в тепловозы. На обоих сооружениях расположены огневые точки.
Фасад тепловозоремонтного депо укрупненно
Башня для для сушки песка укрупненно, я ее первоначально принял за водонапорную башню. Рядом сопутствующие сооружения, в том числе маслораздаточная станция. Справа что-то типа подстанции, она расположена сильно ближе к КПП (оптическая иллюзия на фото). Мы там не были.
Еще правее расположено здание пункта электрической централизации или
станция "Лесная"
Первым делом мы отправились по бетонке к самым вкусным объектам ППД корпусам №№ 1 и 2, где происходило обслуживание боевых модулей БЖРК. Их от КПП не видно, скрыты за валами и выросшим лесом. Так получилось, что серию репортажей я начал писать с железнодорожной инфраструктуры, но на сегодняшний день вся северо-восточная часть ППД у меня в основном описана.
Идя по бетонке мы доходим до первого железнодорожного переезда с еще сохранившимся шлагбаумом.
Налево железнодорожные пути с уже снятыми рельсами уходят к тепловозоремонтному депо
Верхнее строение путей полностью разобрано, остались только никому не нужные шпалы. Обратите внимание: железнодорожный путь проходит в окружении обваловок, защищающих БЖРК от поражающих факторов ядерного и обычного оружия, а также скрывающих его от посторонних глаз.
Направо путь, описав солидную дугу, выходит к котельной, мимо которой мы проехали, далее к станции "Горка" и на Транссибирскую магистраль. Это единственный выход для БЖРК с ППД на маршрут боевого патрулирования.
Первые артефакты в виде кем-то брошенных резиновых ботов для работы с высоким напряжением
Доходим до следующего переезда. Направо выход к станции Горка, а налево железнодорожная ветка идет к корпусу № 1, который уже виднеется вдалеке
К 1991 году в СССР было развернуто три ракетные дивизии, вооруженных БЖРК с МБР РТ-23 УТТХ (в Костромской области (10-я РД), Пермской области (52-я РД) и Красноярском крае (36-я РД)), в каждой из которых по четыре ракетных полка (всего 12 составов БЖРК, по три пусковых установки в каждом). В радиусе 1500 км от мест базирования БЖРК были проведены совместные с Министерством путей сообщения России мероприятия по модернизации железнодорожного полотна: уложены более тяжёлые рельсы, деревянные шпалы заменены на железобетонные, выполнено укрепление насыпей более плотной щебёнкой.
Схема подготовки и пуска ракеты БЖРК на боевой стартовой позиции 10-ой РД.
ИсточникПримечательно, что таких, закрывающих состав ангров на пермской ППД не было, или их следов не сохранилось. А вот тепловозоремонтное депо вполне узнаваемо.
ППД БЖРК 52 РД. Космосъемка Google, сентябрь 2009 года. Хорошо видны скучковавшиеся на ППД составы БЖРК. Основные объекты: слева сооружения № 1 и № 2, справа тепловозоремонтное депо с помещениями для отдыха личного состава находившегося на регламенте поезда и склад.
На космосъемке хорошо видны два места пересечения бетонки и железнодорожных путей, на западном из которых мы сейчас и находимся
Взгляд вдоль железнодорожных путей на сооружение № 1 укрупненно
Отправляемся дальше по бетонке к сооружение № 1 чуть в обход, чтобы не скакать по шпалам
Вновь вдалеке показалось сооружение № 1. Где-то в том месте справа расположена караулка, мы ее потом детально рассмотрим на обратном пути.
Подходы к сооружению № 1 когда-то прикрывал еще один периметр безопасности
До наших дней сохранилась табличка, но мы ее игнорируем
Сооружение № 1 - технологический корпус
Схема ППД БЖРК 52 РД. Звездочкой отмечено место расположения сооружения № 1
Сооружение № 1, технологический корпус - главное здание базы и сердце всего комплекса. Это самое большое сооружение на территории ППД и одно из двух в СССР, в котором пусковой контейнер мог быть поднят из вагона в вертикальное положение для регламентного обслуживания. Аналогичное сооружение было в 10 РД (Костромская область). В ППД 36 РД в Красноярском крае почему-то решили обойтись без него.
Сооружение № 1 - технологический корпус, вид с ССЗ
Оцените размер этого здания, высотой примерно с 8-9-ти этажный дом. Точная высота корпуса составляет 30,65 м. В следующем репортаже мы с вами еще заберемся на его крышу.
Сооружение № 1 - технологический корпус, вид с ССЗ
Вид на сооружение № 1 из космоса. По отбрасываемой тени хорошо читается его ступенчатая конфигурация. Справа состав БЖРК. Фото Google сентября 2009 года.
Сваленная буксирным тросом бетонная колонна перед воротами корпуса. Обычно такие реперы используются для прицеливая и юстировки приборов, но вполне возможно что это нечто другое.
Прорубленные в лесу крест на крест две просеки (что видны на космосъемке выше) были предназначены для настройки "прицелов" ракет прямо из этого и соседнего корпуса. Только я так и не понял, как можно было из корпуса увидеть марки в конце просек? Окна то ведь намного выше вагонов? Говорят, контроль точностных характеристик ракеты производили при минимальных параметрах шума и всяких колебаний земли глубокой ночью.
Северный фасад сооружения № 1
В эти ворота входил состав 15П952 (или 15П961), чтобы люди с соответствующими знаниями и допусками могли обслужить и его, и изделие 15Ж52 (или 15Ж61), в поднятом для запуска положении. Свисающая сверху черная штора уплотняла проем по контуру вагона в процессе закатки поезда вовнутрь. Обратите внимание на разную конструкцию въездных ворот. Если посмотреть повнимательнее, то станет понятно, что вторые ворота сдвижные. Поверху проема идет балка по которой они ездят, а чуть ниже, на самом полотне ворот закреплены мостки для проверки и обслуживания механизма. Долгое время ворота сдвигались вручную, до тех пока электропривод не починили. Аналогичная конструкция ворот, по словам ветеранов, и с другой стороны здания (а это как раз не факт). Одни ворота сдвижные, а вторые распашные делали специально, чтобы они не мешали друг другу.
Въездные ворота корпуса № 1
Как пишут служившие здесь: сдвижные ворота были одни, иногда приходилось открывать их с помощью лома и какой то матери, но потом надоело и отремонтировали электропривод, стали открывать и закрывать с помощью двух кнопок. Кстати этот путь, прикрытый сдвижными воротами, был непроходной, он использовался при замене ракет. На счет непроходного пути можно поспорить. Мы ведь в отличии от служивших здесь можем обойти здание с другой стороны и осмотреть его изнутри.
Еще один вид под углом на сдвижные ворота северного фасада
Предупреждающие надписи на въезде
Обойдем корпус № 1 с востока. Здесь у нас отдельный двухэтажный пристрой со своим собственным входом. В него мы отправимся в следующем репортаже
Вид на сооружение № 1 с юго-востока. Странные плиты справа, мы к ним еще вернемся.
Вид на сооружение № 1 с юга. Наверх ведет лестница по которой мы с вами поднимемся, но это будет уже в следующем репортаже
Интересно, что глядя на южный фасад замечаешь, что анонсированные здесь сдвижные ворота все же заменены на распашные. Причем они друг другу явно не мешали. Возможно это поздняя модификация. Зато на фото при отсутствии мостков и механизмов хорошо видно, что въездные проемы одинакового размера. Также видно что вторые ворота все-таки были проездные.
Западный фасад здания с вибитыми окнами и железо-бетонной панелью. Это произошло при попытке спилисть кран-балку внутри сооружения
Внутри сооружения № 1 был размещен 100 тонный кран-балка с двумя крюками на 100 и на 25 тонн. После ввода сооружения в эксплуатацию, как пишут ветераны 52-ой РД, кран-балку полгода настраивали. Крюки могли работать одновременно.
Это сооружение неоднократно посещали инспектора США (примерно 8-10 раз). Самое сложное было для них - подсчет боевых блоков. В последние четыре года существования ППД в этом здании демонтировали 12 БЖРК. Наши, а также из Костромы и Красноярска, плюс 2 учебные пусковые установки. А потом наступил период безвременья. Этот абзац я пишу специально для тех кто в очередной раз завопит, что я выдаю какую-то военную тайну. Впрочем это бестолку, все равно завопят.
Вид на сооружение № 1 с ЮЮЗ
Вид на сооружение № 1 с юга, с бывших железнодорожных путей, ведущих к сооружению № 2. На фото, а также на космосъемке видно, что обе железнодорожные линии через корпус пронизывали его насквозь. Ныне они полностью раобраны.
К сожалению, примерно в 2019 году сооружение № 1 было полностью разобрано. Причем, похоже, даже фундаменты были вырыты. А ведь какой был объект! Космосъемка Google
Фото мои и
Дмитрия Шелехова 16 июля 2014 года.
Продолжение следует.
Предыдущие материалы о ППД БЖРК 52 РД были здесь (в порядке публикации):
1.
Станция "Лесная" В тупике для ядерных поездов номер "ноль"2.
ДОТ на башне3.
Военный городок ТРБ 52-ой РД4.
Техническая ракетная база ТРБ 52-ой РД5.
Депо для ядерных поездов номер "ноль"6.
Что мы нашли на заброшенном складе ППД БЖРК7.
На задворках ППД ядерных поездов8.
РТБ 52-ой РД. Сооружение № 19.
ППД БЖРК. Сооружение 1. Прощальный визит10.
ППД БЖРК. Сооружение 2. Что мы нашли там с девушкой? Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.
Дзен-репортаж здесь...