Конец апреля - начало мая время традиционного старта автотуристов на Мангышлак или куда еще дальше и южнее в жаркие страны. Например, в Узбекистан, с его тройкой главных туристических центров: Хива, Бухара, Самарканд. В мае там высокий сезон - еще не так жарко, но людно, все цветет и зеленеет. В этот период в былые времена гостиницы древнейших городов Средней Азии были забиты туристами со всех концов мира. Как сейчас не знаю, но могу предположить, что далеко не доминирующая доля россиян ныне существенно сократилась по причине внезапной постановки на прикол большей части российского парка гражданской авиации и выросших цен на перелеты.
Так по данным Министерства транспорта Узбекистана, до пандемии UzAirways выполняла еженедельно 87 рейсов в города России, российские авиакомпании - 97 рейсов в города Узбекистана. Сейчас прямые рейсы в Ташкент выполняет UzAirways. Авиабилет в марте из Москвы и обратно обходился в 58-60 тыс. рублей с багажом. UzAirways также совершает рейсы в Ташкент и обратно из Петербурга, Казани, Сочи и Новосибирска. Возможно, как и раньше, осуществляются рейсы из Москвы в Нукус, Ургенч и в только что построенный международный аэропорт Самарканда, способный принимать до 120 рейсов в неделю, но сомневаюсь, что это будут российские авиаперевозчики.
Остается любимый мой вариант - ехать своей машиной, что собственно я и проделал три года тому назад. И проделывал бы еще не один раз, если бы не сложившиеся обстоятельства из-за которых весной 2020 года сухопутные границы Казахстана и Узбекистана были закрыты для въезда российских туристов на личном автотранспорте. Следом прекратилось автобусное и железнодорожное сообщение с этими странами.
Однако, есть и на нашей улице праздник.
С 16 марта 2022 года Узбекистан полностью открыл для россияк свои сухопутные границы. Въезжать можно как и ранее при наличии загранпаспорта, виза на срок свыше 60 дней не требуется. Есть лишь одно условие: ныне въезд разрешен по одному из документов, подтверждающих отсутствие коронавируса: результат ПЦР-теста (срок действия не более 72 часов с момента взятия анализа) или сертификат вакцинации (одобрен Спутник V). Границы то Узбекистан открыл, но ведь у него нет общей границы с Российской Федерацией...
И только спустя месяц 11 апреля 2022 года границы открыл транзитный Казахстан. Ныне через казахстанскую границу пустят только при наличии действующего ПЦР-теста (72 часа). Важно помнить, что пока договора о признании российского сертификата вакцинации Спутник V со стороны Казахстана нет. Поэтому: даже если у вас есть прививка - вас не пустят. Ну а загранпаспорт при пересечении границы тут не обязателен.
Важно понимать, что все эти процедуры существенно усложняют путешествие к святыням Средней Азии и обратно. Чего только стоит дамоклов меч 72-х часов на ПЦР-тест. Если у вас не сделана прививка, то его вам придется сдавать как минимум три раза в придорожных забегаловках по коммерческой цене, которую я даже затрудняюсь назвать (тут возникает вопрос, а надо ли сдавать ПЦР-тест при пересечении границы РФ на обратном пути?). Можно конечно сдать заранее и сильно ускориться на преодолении отрезка пути до конечной точки маршрута, но тогда придется только мечтать о возможности вырулить на запыленной машине на пункт пограничного контроля прямо из пустыни, проведя до того там несколько дней.
Итак, после обширного отступления вернемся к моей истории. 20 апреля 2019 года я проснулся рано утром вот в этом самом месте что на фотографии ниже у стационарного поста ГУБДД (ГАИ) Узбекистана в пгт. Каракалпакстан, что в 15 километрах от МАПП "Тажен" - "Даут-Ата" казахско-узбекской границы. Границу я пересек ночью и это
было весьма занятно.
Я первый раз в эту поездку ночевал в "Ниве". Не могу сказать, что мне это понравилось. Все-таки она коротковато для меня, но как показали последующие события тут дело в привычке. Ночью температура упала ниже нуля, до - 5, если правильно помню, а ветер был такой силы что шатал машину. Это была последняя ночь с минусовой температурой. С рассветом я несколько озяб, но зато яркое солнце меня рано разбудило и выгнало из машины полного сил и энергии. Умылся, наскоро закинул вовнутрь легкий завтрак и в 07-35 утра двинулся в дорогу.
Стационарный пост ГУБДД "Каракалпакия". На посту надпись по-каракалпакски - "Счастливого пути". Каракалпакстан это единственная республика в составе Узбекистана, пользующаяся значительными правами автономии.
В самом начале пути делаю несколько кадров. Как вы догадываетесь, солнечный Узбекистан при свете дня я еще не видел и все мне было в диковинку.
Пустынная ночью трасса начинает оживать и вокруг поста ГУБДД уже кучкуются нагруженные как верблюды машины. Как вы поняли, это такая местная традиция с риском растерять скарб на неровной дороге.
Останавливаюсь сразу после выезда на трассу и начинаю снимать местные диковинки. Интересно, что в указателе на Кунград буква Г написана зеркально. Это так и должно быть? В других местах мне попадалось написание QUNGRAD
Мне понравились два остановочных павильона в виде больших зонтов. Ни где больше таких не видел. Поселок Каракалпакия и последняя на ветке в Россию одноименная станция на железной дороге слева. На горизонте виднеется последняя на территории Узбекистана компрессорная станция газопровода "Средняя Азия-Центр"
А это вид на пост ГУБДД с юга. Перед фурами пылит такой же номад как и я, только на байке.
Поехали. И без того страшная в ночи дорога с восходом солнца не добавляла оптимизма. То тут, то там на обочинах попадались машины с пробитыми колесами, а дорогу изредка переходили караваны верблюдов.
Интересно, но три месяца спустя мне примерно в этом же месте вновь попались верблюды уныло бредущие в этом же направлении
Унылые верблюды бредут на восток в сторону Аральского моря
Как я уже отмечал дорога представляла собой убитый грейдер. Возможно когда-то здесь и был асфальт, но ныне от него не осталось следа и машины ныряли из лужи в лужу. Езда становилась мучительной. На обратном пути мы поступили по другому - мчались параллельно трассе глотая пыль. Получалось значительнее быстрее, увлекательнее и безопасней. А тогда, в апреле, после прошедшего циклона с трассы было лучше не съезжать - размокшая глина.
Вскоре и у меня случилась беда. Сзади раздался характерный бум, а затем что-то зашкрябало по дороге. Так и есть - оторвался приваренный еще в Перми перед дальней дорогой глушитель. Что-то аргоно-дуговая сварка подкачала. Оторвался он крайне удачно, если так можно сказать. Подводящая труба осталась на кронштейне и отделить глушитель от машины окончательно была пара пустяков. Жду когда он остынет, перекладываю вещи из багажника в салон, запихиваю теперь бесполезную железяку туда и еду дальше. Я переживал, что из-за отсутствия глушителя у меня будут проблемы с ГУБДД, но как оказалось, что здесь такое в порядке вещей и на меня никто не обращал внимания даже в столице Каракалпакии - Нукусе, где я его наконец-то приварил неделю спустя.
Пока глушитель остывал снимаю проходящие машины
В планах у меня был быстрый проскок на 140 километров до Жаслыка, осмотр инфраструктуры одноименного полигона испытания химического оружия времен СССР и далее через его огромную территорию по азимуту без дорог выход к западному берегу Аральского моря, а потом через Судочье на Муйнак. Получался значительный крюк, но именно этот маршрут я и реализовал, сгоняв еще вдоль берега моря на 80 км к северу на бывшую базу снабжения еще одного секретного полигона на острове Возрождения.
Если бы приоритеты были расставлены по другому, я бы наверное пренебрег полигоном и примерно на полпути ушел с трассы по целине на восток через заброшенный кишлак Белеули (6 км от трассы по прямой на восток) к известной достопримечательности Шелкового пути - руинам караван-сарая Белеули XI, по другим данным XIV века, (24 км от трассы по прямой на восток). Ну а потом от него кратчайшей дорогой вышел к Аралу.
Макет караван-сарая Белеули в краеведческом музее Бейнеу
Надо понимать, что движение в этом месте возможно только по трассе Бейнеу-Нукус на которую нанизываются в наше время все ростки цивилизации как когда-то нанизывались на Великий Шелковый путь, проходящий здесь параллельно. Вне трассы дорог нет от слова совсем и ехать придется по целине, а точнее по глинистой пустыне Устюрта, иногда ловя попутные колеи прошедшего здесь лет 20-50 тому назад армейского грузовика. По таким колеям, оставленным в размокшей глине и затем окаменевшим на солнце ездить то еще удовольствие. Ну и да, в пустыне как бы никто не живет и случись что, будет некому придти на помощь.
Не имея на тот момент опыта пустынных покатушек и исходя из погоды я стремился на сколько это возможно сократить пустынный ралли-рейд и выждать, не прекращая движения, когда глинистая поверхность начнет подсыхать и можно будет без боязни съезжать на нее с трассы.
Еще один не реализованный и самый рациональный вариант маршрута пролегает от погранперехода вдоль границы к берегу Аральского моря и затем вдоль него на юг. Он интересен тем, что в том месте, где граница выходит к морю находится крупное скопление аранов - видных из космоса огромных древних ловушек на копытных. Но у него тоже есть свои недостатки - он целиком проходит по не населенной территории, требуется согласование с пограничниками и, возможно, егерями заказника "Сайгачий", а также сухая погода. Белеули и Жаслык остаются за кадром. В любом случае для осмотра всех достопримечательностей этой части плато Устюрт придется метаться зигзагами, что я в меру возможностей и делал.
Схема моего пути по трассе Бейнеу- Нукус от пгт. Каракалпакстан до пгт.Жаслык с нанесенным местом расположения караван-сарая Белеули
Так или иначе я приближался к пгт.Жаслык и одноименной станции. Ветер и солнце подсушили дорогу и я на пробу съехал к какой-то "луже" помыть машину, проверить как глина держит машину и перекусить. Глина держит, а то после заезда с казахскими пограничниками желание кататься по пустыне после дождя и снега у меня пропало. Попутно испытываю "ядерный прямоточник" на камеру. Без глушителя машина рычит распугивая сайгаков и верблюдов. Наверное поэтому первых я так и не встретил на своем пути.
На горизонте показался Жаслык, дорога значительно улучшилась. До столицы Каракалпакии города Нукус еще 300 км, но нам пора сворачивать к Аральскому морю. После 200 км убитой дороги из Бейнеу я обрадовался этому указателю как родному. Здесь я планировал приварить глушитель и взять 30 литров бензина про запас, т.к. собирался уйти на несколько дней в пустыню и пройти по ней около 700 километром в отрыве от баз снабжения и мест проживания людей.
Указатель на Жаслык на своротке с трассы
На перекрестке у перекрытой шлагбаумом уходящей налево бетонки в бывший военный городок химического полигона стоял серьезный блокпост с не менее серьезным стражем порядка внутри. Направо уходила перегороженная в шахматном порядке бетонными плитами дорога на Жаслык. Решив вначале приварить глушитель в поселке и раздобыть там немного бензина, а потом пробиваться на полигон, я повернул направо. Тут же раздались крики паренька, торговавшего на обочине баклашками с водой и свисток из будки. В беседе со стражами порядка выяснилось, что Жаслык закрытый город, мне туда нельзя. Дорога в военный городок и на аэродром полигона для меня тоже закрыта и у меня будут большие проблемы если я туда попаду. Бензин можно нелегально купить у парниши по цене более 1 доллара за литр 80-го, а глушитель приварить только в Кунграде...
Слева блок-пост и за ним свороток к городку полигона. Справа свороток в Жаслык и парниша на перекрестке пытается что-то продать залетному водителю
Нельзя сказать, что я не расстроился, не получив желаемого и самый короткий и простой доступ к аэродрому полигона, но я знал один не маловажный лайфхак как достигнуть запланированного. Сажусь в машину и еду дальше по трассе к расположенной примерно через 5-6 км чайхане "Альян". Справа от шоссе на окраине Жаслыка высятся корпуса компрессорной станции "Тулей" на газопроводе "Средняя Азия- Центр".
У хозяина Чайханы Фархада для установления контакта покупаю пару пачек доширака, а затем, втершись в доверие, беру в добавок к оставшимся 64 литрам еще 30 литров 80-го бензина по доллару за литр, дешевле ну никак не получилось. Здесь все понимают, что в радиусе 200 километров АЗС нет от слова совсем. Причем бензин продается вместе с пятилитровыми канистрами из под автола. Говорят, что в Узбекистане 80-ый бензин даже лучше 92-го. Я это особо не ощутил, но на всякий случай стал мешать его пополам с высококачественным и дешевым казахским 95-ым. Еще раз уточняю дорогу и получаю информацию о том, что на аэродром и к бывшему военному городку лучше не соваться. Почему? Об этом
в следующем репортаже о полигоне.
Наконец, чуть вернувшись назад выбираю нужное направление на северо-восток и оставляя примерно в километре стороной зловещие сооружения полигона ухожу к Аральскому морю.
На этом пока все.
Продолжение здесь.
Подписывайтесь на мой Дзен-канал, если понравилось. Для меня это важно. Там я публикую материалы полностью в первую очередь, а здесь через месяц.
Репортаж о том как я переходил казахстанско-узбекистанскую границу здесь. Навигацию по моим репортажам о Большом Средне-Азиатском путешествии смотрите в моем ЖЖ здесь.Дзен-репортаж здесь...