Откуда растут уши у замков Западной Украины? От Ренессанса до Нового времени

Feb 04, 2022 12:20

Продолжаю публикацию статьи "Византийская схема планировки укреплений и ее влияние на планировку укреплений 16-17 вв. в Украине" в украинского исследователя фортификации Филиппа Гавриленко о влиянии византийской школы оборонного зодчества на генезис средневековых замков Западной Украины спустя некоторое время после падения Константинополя. В этой части мы познакомимся с примерами европейской византийской традии в эпоху ренессанса и с их откликами в облике замков Украины. Первая часть статьи была здесь.
*****
Византийские традиции европейских крепостей эпохи ренессанса и их влияние на облик замков Украины
Теперь переходим к более известному у нас Ренессансу. Схема обороны, подразумевавшая размещение главной оборонительной конструкции по центру, а не по бокам, применялась также во 2-й половине 15 в. К примеру, Франческого ди Джорджо Мартини, известный как изобретатель бастионов, в своих теоретических и практических проектах опирался также и на византийские наработки, и потому уделил достаточно внимания пятиугольным/клиновидным башням, заломам куртин, а также центральному размещению главных башен.

Замок в Кальи


Источник

У замка в Кальи (Италия), построенного в 1470-х - 1480-х гг., по центру одной напольной линии видим главную треугольную в плане башню, с другой - видим клин, образованный стенами, причём кончик этого клина фланкирован небольшими полубашенками, а, как мы знаем, похожая связка (залом стен, фланкированный ронделями) использовался в случае с рядом укреплений Подолья.

Клиновидная/миндалевидная главная башня замка Гавон (Италия), построенная ок. 1490 г., по центру напольной линии укреплений (кстати, облицовка в виде пирамидальных камней - это также отсылка к греко-византийским приёмам):


Источник

Список интересных деталей укреплений Мартини можно продолжать очень долго, поскольку мастер был довольно плодовит и не был склонен к радикальным экспериментам в фортификации, но, думаю, его наследие стоит более детально рассмотреть в отдельной теме.

Также интересно, что наиболее ранние экспортные образцы ренессансной архитектуры, построенные за пределами Италии, в своём облике содержат отсылки к византийским планировочным решениям. Ярким примером тому служит замок Грайн (Австрия), который считается самым старым из австрийских укреплений, построенных на основе симметричной ренессансной планировки, только речь не о привычной нам симметрии, а о византийско-имперской. Замок возвели в 1491-1495 гг. представители рода Прюшенков, приближённых к императору Фридриху III, и именно этим объясняется использование в планировке центральной симметрии, пятиугольной надвратной башни, боковых полигональных башен, углов, похожих на заломы, и т.д. - всё это вначале было частью византийского архитектурного стиля, а с конца 12 - 1-й половины 13 вв. также стало частью архитектурного стиля правителей Священной Римской империи, о чём в двух словах рассказал выше, когда упоминал деятельность Фридриха II.


Источник



Источник

У меня создалось впечатление, что византийский подход к планировкам укреплений оказывал влияние даже на отдельных военных инженеров, которые уже в 1-й половине 16 в. начали работать с бастионами. Этим бы можно было объяснить необычные планировки ряда ранних укреплений.

Приведу лишь несколько примеров.

В случае с замком Сан-Кастро в г. Сора (Италия), построенном в 1520 г., видим укрепление переходного периода. Его характеризует одновременное использование башен разных планировок (четырёхугольных, круглой, полигональной), а также расположенный по центру пятиугольный башенный выступ, в котором обустроили ворота. Очень необычная постройка с точки зрения классической ренессансной симметрии, но вполне обычная с точки зрения византийско-имперской симметрии:


Источник

В 1535-1536 гг. военный инженер Джан Джакомо дель Акайя построил в г. Акайя (Италия) оригинальный замок-цитадель. Он представляет собой два клина, фланкированных круглыми ронделями, причём один из этих клиньев усилен одиночным бастионом. Комбинация двух кругов, пятиугольника, заломов куртин и "центральной" симметрии вполне могли быть следствием влияния "византийской школы".


Источник

Или взять, к примеру, Микеле Санмикели, главного военного инженера Венецианской республики, который также не сразу пришёл к привычной нам симметрии в планировке бастионных укреплений. В построенных им городских укреплений Вероны видим непривычное для классической ренессансной фортификации чередование круглых (ронделей) и пятиугольных (бастионов) укреплений:


Источник

Или вот в случае с укреплением Задара (Хорватия), построенных уже полностью в рамках бастионной концепции, выбор был сделан не в пользу классического симметричного бастионного фронта, а в пользу объекта с "центральной" симметрией - по центру напольной линии был размещён мощный бастион-одиночка. Позднее, в ходе модернизации укреплений города, эта ранняя особенность планировки была в значительной степени снивелирована, когда существенно увеличили размеры соседних бастионов, изначально куда более мелких:


Источник

Примеры с бастионными укреплениями могут показаться притянутыми за уши, ведь где бастионная фортификация, а где какая-то Византия со своими устаревшими башенно-стеновыми укреплениями. Однако тут стоит учитывать, что не только в конце 15 в., но и в 1-й половине 16 в., когда начали использовать бастионы, классические и хорошо известные нам планировки укреплений только начинали завоёвывать популярность, но сразу не было очевидно, какие из планировок выдержат проверку временем и даже не было понятно, что именно пятиугольный бастион, а не круглый рондель является лучшим вариантом (что видно и на примере показанных выше укреплений Вероны), так что на этом этапе поиска идеального фортификационного рецепта вполне могли искать (и определённо иногда искали) вдохновения в классических планировках, в том числе и византийских, особенно с учётом того, как в это же время вырос интерес к греческо-византийскому пласту знаний.

Возвращаясь в Западной Украине:
После описания того, как выглядели заинтересовавшие меня классические планировочные решения Византии, взятые на вооружение императорами Священной Римской империи, а затем и теоретиками фортификации рубежа 15-16 вв., можно посмотреть, где следы этих схем могли проявиться в Западной Украине.

Сразу стоит сделать уточнение, что по ряду представленных ниже объектов всё ещё ведутся споры о том, когда именно были построены их укрепления. Вопрос датировок каждого из этих замков хочется разобрать в отдельных темах, так что здесь на нём не буду заострять внимание, лишь отмечу, что восприятие объектов через призму идеи о переработанных византийских планировках оказывает существенное влияние на датировки объектов, к примеру, не позволяя датировать появление пятиугольных башен в Клевани или в Меджибоже 2-й половиной или концом 15 в., как принято у отдельных исследователей, но этом ещё отдельно напишу чуть подробней.

Замок в Бережанах (Тернопольская обл.). В основе плана пятиугольник, три башни с разными планировками (пятиугольник, полукруг и многугольник), полукруглая башня по центру куртины, при этом пятиугольная и многоугольная башни как бы венчают заломленные линии других куртин, наличие чистого/треугольного залома куртины:


Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S.166.

Замок в Меджибоже (Хмельницкая обл.). Напольная линия усилена одной мощной пятиугольной башней, одновременное использование башен разных планировок (включая редкий пятиугольник), наличие угла без башни (?):


Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 184.

Замок в Язловце (Тернопольская обл.). Напольная линия усилена одной мощной клиновидной башней, наличие залома:


Источник: Guerquin B. Zamek w Jazłowcu. 1948. S. 23.

Замок в Клевани (Ровенская обл.). Центральное расположение пятиугольника в напольной линии, угол без башни:


Автор плана: Оксана Байцар.

Замок в Теребовле (Тернопольская обл.). Башни разных планировок (полигональные, округлые), залом куртины:


Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 205.

Замок в Раковце (Ивано-Франковская обл). Стена, выходящая на склон, усилена одной полигональной в плане башней, в планировке также есть башня треугольного/клиновидного начертания:


Источник: Polak T. Zamki na Kresach. 1997. S. 196.

Замок в Долине (Тернопольская обл.). Центральное расположение одиночного ронделя в напольной линии:


Источник: Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР, Том 4. С. 85.

К этой же истории, возможно, относится замок в Скале-Подольской (Тернопольская обл.), напольная линия укреплений которого усилена одной башней, расположенной по центру стены.

Замок в Кудринцах (Тернопольская обл.). Одновременное использование башен разных планировок (четырёхугольной, пятиугольной, шестиугольной, правда, последняя на плане ошибочно показана восьмиугольной):


Источник: Czołowski A. Dawne zamki i twerdze na Rusi Halickiej. 1892. S. 88.

Замок в Поморянах (Львовская обл.). Пятиугольная планировка комплекса, использование башен разных планировок (круглых, четырёхугольной, пятиугольных и восьмиугольной).


Источник

Список можно продолжить.

Разумеется, в каких-то объектах влияние выглядит более ощутимо (Пнев, Бережаны, Меджибож, Клевань), в других оно менее выражено (Раковец, Долина). Тут тоже может быть логическое объяснение - по мере продвижения к рубежу 16-17 вв. византийская планировка всё больше ассимилировалась классической симметрией, в результате чего могли появиться такие объекты, как замок в Кривче (Тернопольская обл.), который уже был довольно симметричен и башни у него были одинаковыми, но при этом для них была выбрана почему-то именно шестигранная форма. Или взять замок в Сидорове (Тернопольская обл.), который был защищён более-менее одинаковыми округлыми в плане ронделями, но при этом использовал архаический приём с заломом куртин.

Поскольку речь идёт о растянувшемся на целый век периоде (где-то с 1530-х и до 1640-х гг.), и поскольку все эти объекты проектировали разные архитекторы, на которых оказывали влияние разные факторы, то в случае с одними объектами (более ранними) влияние может выражаться в одновременном присутствии сразу нескольких признаков византийско-имперской планировки, а в других (более поздних) можем находить лишь отдельные детали. Для меня здесь важно не чётко указать на то, что архитектор, строивший тот или иной замок пребывал под влиянием малоизвестных у нас планировочных схем родом из Византии, а скорее в целом поднять вопрос о том, что такие схемы были и что часть укреплений Украины именно при взгляде на них через призму упомянутых схем приобретают более логичный и осмысленный вид.

Чтобы подытожить, выскажу такое черновое предположение. Когда речь заходит о фортификации с использовании заломов, полигональных башен (в особенности редких пятиугольных) и одновременного применения башен разных планировок, то несомненным кажется влияние в популяризации всего этого Византией. С 12-13 вв. большой вклад в раскрутку этих византийских планировочных решений сделали императоры Священной Римской империи, и с того времени подобные планировки как бы удваивают своё символическое значение, поскольку связь с Византией усиливается связью с немецкими императорами. Когда на рубеже 15-16 вв. начинается поиск идей для новой фортификации, то военные инженеры в очередной раз обращаются к греко-византийским наработкам, а также к их вариациям, построенными императорами Священной Римской империи. С конца 1520-х - 1530-х гг. в Западную Украину начинают пребывать первые носители идей ранней бастионной фортификации, но на тот момент классические схемы симметрии ещё только-только формировались у себя на родине, в Италии, в Украину же поступили ранние вариации артиллерийской фортификации (уже с первыми элементами бастионных укреплений в виде одиночных пятиугольных артиллерийских башен) в византийской обёртке, т.е. те приёмы, которые у нас принято воспринимать как чисто-ренессансные изобретения, на самом деле были переосмыслением и адаптацией куда более старых схем. Постепенно, по мере роста популярности классической планировки бастионных укреплений, к византийским планировкам прибегали всё реже и реже. Правда, и тут есть свои нюансы. Так, к примеру, создаётся впечатление, что первый всплеск внимания к византийским планировкам пришёлся на 1-ую половину - середину 16 в., затем пошёл некоторый спад, но уже в 1-й половине 17 в. к отдельным элементам планировок снова возвращались, что видно по замкам в Бучаче, Теребовле, Сидорове и некоторых других.

Также интересно, что с момента падения Константинополя в 1453 г. перестал существовать исконный владелец "авторских прав" на византийскую фортификацию, однако наследники не замедлили появиться - с одной стороны это не раз упоминавшиеся выше императоры Священной Римской империи, с другой стороны - турки, которые довольно долго и активно использовали планировочные решения, позаимствованные у поверженного врага. Причём такие детали, как любовь к многоугольникам и треугольным выступам в турецких укреплениях прослеживается вплоть до 18 в. (взять, к примеру, полигональные бастионы Хотинской крепости или планировку укреплений Арабатской крепости). Кстати, ещё до того, как через Италию, Австрию, Венгрию и Польшу переработанные и несколько переосмысленные византийские планировки попали в Западную Украину, на пол века ранее они уже были импортированы турками в Южную Украину, где были использованы в укреплении Аккермана (Одесская обл.), но этому стоит посвятить отдельную тему.

Отдельно стоит выделить мысль, что если в Западной Украине действительно использовались византийские планировки, то тут есть ещё и некоторый символический подтекст - Византия пала под натиском турок, но нашлись те, кто заняли её место, став на пути Османской империи, и вот уже далеко за границами Византии и спустя много лет после её окончательного падения на пути турок и их союзников татар встают укрепления, которые своей архитектурой, своим внешним "дизайн-кодом", как бы заявляют о начавшемся реванше, о том, что упавшее христианское знамя всё же было поднято.

Впервые статья была опубликована на форуме: Замки и крепости

Дзен-репортаж здесь...

Италия, Византия, Украина, Замки, Фортификация

Previous post Next post
Up