Министр в лаптях

Aug 29, 2011 09:14

В Хохловке прошел пилотный проект «Путешествие в крестьянский мир». Пермская общественность уже привыкла к тому, что краевой министр культуры Николай Новичков появляется перед публикой одетый, мягко говоря, не по протоколу, соответствующему его министерскому статусу. Так, все лето он проходил в футболке с логотипом «Белые ночи в Перми» типа живой рекламы, на пресс-конференциях и торжественных мероприятиях он появляется в мятой рубашке и бесформенных джинсах. Его внешний вид стал уже притчей во языцех.  И в нашем случае, о котором мы сейчас вам расскажем, министр вновь удивил всех своим внешним видом.




Машина времени
Проект «Путешествие в крестьянский мир» был организован пермской туристической фирмой и краевым музеем. Министерство культуры выступило лишь как промоутер, то есть, как организация, которая, не вкладывая в проект ни копейки, должна помочь фирме раскрутить свое начинание. Эта функция  входит в задачу минкульта; чиновники считают, что главное в их работе - не столько придумать что-то новое, необычное, или, как они говорят, креативное, самим, сколько не дать заглохнуть инициативе снизу. А потом выдать как бы за свою идею.
И первым гостем, который по доброй воле на одни сутки заделался крестьянином XIX века, то есть, словно на машине времени совершил путешествие в тогдашний крестьянский мир, стал министр Николай Новичков со своей семьей из трех человек.
Перед журналистами он появился в холщовой рубахе, повязанной красным кушаком, полосатых, как пижама, портках и новехоньких лаптях. В онучи, то есть портянки, он обуваться не стал, объяснив это тем, что в носках из козьего пуха ему сподручней, точнее, сподножней, так как лапти «ему вот-вот, почти в самый аккурат», а с портянками будут малы.
Но особенно понравились ему подштанники. По деревенскому двору он выхаживал, словно фотомодель на подиуме, вертясь, как в кадрили, перед камерами фотографов. Одно, что не плясал вприсядку под «Камаринскую».

- Карманов нет, они здесь не были предусмотрены, из цивильных вещей вот взял  только платок носовой, заткнул его за пояс, - признался министр.
Ну а поскольку сотовых телефонов в те далекие патриархальные времена не было и в помине, он выложил его в избе администрации музея и не пользовался им в течение суток.
Зато он под наблюдением достаточно большого количества работников музея косил траву, запрягал лошадь в телегу, рубил дрова, доил по вечерней зорьке козу, молотил цепом в амбаре снопы, рубил сечкой капусту для щей и пельменей, доставал ухватом из печки горшки, заквашивал тесто в опаре, водил хороводы с крестьянскими девками за околицей, играл на гуслях-самогудах и балалайке.
Примерно то же самое делали и остальные участники-добровольцы этого туристического проекта. Под стать министру в яркие сарафаны и строгие головные платки с венками из полевых цветов вырядились и городские интеллигентные барышни.
Девушки подшивали на швейке рукотер (тряпку, что-то вроде кухонного полотенца или рушника), ткали половики, взбивали в кринках масло из сливок, ходили в лес за ягодами, грибами, травами для чая, и с коромыслами наперевес гуртом шествовали за водой к колодцу.

Научным тыком
Всего для эксперимента были определены пять семей. Проживали семьи на территории музея в домах-усадьбах зажиточных купцов. Эти дома расположены недалеко от главного входа. Лошадь для этой показухи пригнала семья коневодов-заводчиков, а пять коз специально привела старуха из соседской деревни. Несколько дней она выводила их гулять и кормиться на хохловские музейные поля-пастбища, чтобы бородато-рогатая скотина сумела привыкнуть к местной траве и не пугалась «крестьян».
Единственное, что было запрещено новоявленным «хозявам», это разжигать печи, даже самовар дорогим гостям выставили электрический. Дело в том, что на территории «Хохловки» все музейные усадьбы имеют декоративный вид, привезены из разных мест Прикамья и собраны на месте наполовину из нового материала, и печки в них существуют лишь для красоты. Но если все пройдет удачно, заверяют организаторы, то для этой цели специально выложат новые печки в домах-новоделах, которые возведут неподалеку для этой цели.

Кому нары, кому Канары
Такого проекта в Прикамье действительно еще не было. По задумке организаторов, потенциальные туристы, которым надоело путешествовать по Ниццам и прочим заграницам, смело ринутся на хохловские просторы и, пересев с иномарок на облучки деревенских телег, променяв пышные будуары на жесткие полати, а мягкие кресла на шершавые лавки, хотя бы на несколько дней преобразятся в заскорузлых крестьян и дородных румяных баб. А пример Новичкова в роли бородатого крестьянина - что-то вроде рекламы.
Начинание, вообщем-то, хорошее и заслуживает внимания. Только пока оно напоминает какую-то игру в школьную самодеятельность.
И все это чем-то похоже на нечто среднее между хождением в народ русских дворян и масленичными празднествами с ряжеными.
Если все удастся, то проект этот будет запущен уже в следующем году, и тогда, «попробовав на себе радости и заботы уральских крестьян, зрители и посетители будут лучше понимать, как жили эти искренние, верившие в Бога, трудолюбивые и простые люди», считают организаторы.
Для Новичкова, по его словам, это «хождение в народ» - многопрофильный проект, он преследует несколько целей, но самая главная из них - это не столько не дать забыться старинным традициям, сколько разнообразить жизнь и досуг жителей края путем таких вот игрищ на свежем воздухе. Для музея - это одна из новых форм работы, для турфирмы - новые клиенты и, соответственно, новые доходы.

Екатерина Оборина
http://www.alpha.perm.ru/sosedi/txt.php?n=3597

Пермский край, Культура

Previous post Next post
Up