Дорога Пермь-Уфа. Первый день южноуральской кругосветки

Sep 25, 2021 23:38

В этом году так сложились обстоятельства, что вновь не было возможности куда-то далеко уехать. Азиатские границы по прежнему закрыты - привет Приаралье и мечта пересечь Кызыл-Кум в одиночку. Вторым вариантом был Дагестан и я даже оформил со второго раза пропуск на посещение погранзоны вдоль границы с Азербайджаном и Грузией, но половина отпуска ушла на семейные дела, а ехать туда на две недели смысла особого нет от слова совсем. Дагестан это месяц, а может быть даже два, чтобы прочувствовать. Ведь два года тому назад я уже был там на рекогносцировке и чтобы оценить масштаб бедствия. Хочу повторить, но в горных районах. Хотя может быть это и к лучшему, что я не поехал туда в этом году, ибо это направление было явно перегрето толпами жаждущих впечатлений туристов. Хорошо иметь третий запасной вариант.



Итак, в обед я, переделав последние дела, покидаю край гостеприимных инвестиций и беру курс на юг. Еду неторопясь и вспоминаю о том, что практически ни разу, ни в одном из своих путешествий не снимал выезд из Перми. Исправляюсь - держите. Стела из нержавейки с надписью "Счастливого пути" со стороны выезда и "Пермь" на въезде украшает Казанский тракт сколько себя помню.




С тех пор Казанский тракт существенно расширился и превратился из убитого проселка, где машина ныряет из лужи в лужу, петляющего по цепочке деревень: Хмели-Крохово-Большое Савино- Культаево и тд. в шестиполосную магистраль, причем недавно вновь перестроенную по какой-то дури местных чиновников.
Прощаясь с Пермью, дополнительно узнаю, что будущее оказывается начинается здесь. Не надо нам такого будущего с уничтоженным заводом Шпагина (под лужайки для отдыха пермяков и "культурный кластер"), закрытой Горнозаводской железной дорогой и недостроенным зоопарком (привет министру экономики России, который даже зоопарк построить не смог, а взялся руководить разваливающейся и без него экономикой бывшей державы).




Делаю техническую остановку на "аэродроме подскока" в 100 км от Перми и продолжаю свое движение дальше на юг. А вот и Барда.



На своротке в этот небольшой райцентр к выборам ведутся дорожные работы. Проскакиваю не заезжая.



Второй раз еду по этой дороге за последние годы и все хочу посетить Бардымское I городище, расположенное рядом с мостом через Тулву, но никак не получается. Так что только фото "из окна вагона".



Примерно в 1998 или 1999 году я побывал на этом городище в компании с Ольгой Казанцевой. Тогда с шоссе городище великолепно просматривалось и его не закрывали выросшие по берегам Тулвы деревья и кустарники. В береговом обрыве был виден выход штольни по добыче медистого песчаника. На площадке городища в его центральной части фиксировалась воронка на месте ствола шахты, а по краю площадки очень хорошо были заметны окопы времен Гражданской войны. Городище датируется IV-III в. до н.э. (ананьинская культура) и периодом раннего средневековья III-V вв. н.э. Кроме того, на площадке городища задолго до его возникновения существовала стоянка охотников и рыболовов эпохи мезолита.

Едем дальше. Великолепное шоссе ровной асфальтовой лентой ведет от Барды большим крюком через Чернушку в Куеду. Между крайними точками 113 километров. Из Барды в Куеду есть и прямая дорога, всего-то 67 километров длиной, но это грейдер. Второй раз выбираю асфальтовое шоссе, а как-то ездил и по грейдеру. Здесь трудно посоветовать что-то путешественнику на предмет выбора дороги. По асфальту конечно ровнее и спокойнее, но это 46 км перепробега. А по грейдеру короче, но медленнее и никогда не угадаешь какое у него будет состояние. Помню как-то было сильно грязно, а в сухую погоду гравий машину бил нещадно.



Речка Печменка и село Печмень



Свято-Троицкая церковь, расположенная на живописном холме между селами Печменка и Аксюл. Похоже сильно новодельная.



Дело к вечеру, а температура за бортом растет, наверное потому. что держу путь на юг



О! Уже 30 градусов Цельсия. На следующий день она будет стремиться к 40 и на неделю задержится у этой отметки. Август в этом году был аномальный не только на Южном Урале.



А вот и Чернушка. В райцентр не заезжаю, делаю только фото у аншлага на въезде и по объездной ухожу на Куеду



Куеда. Первая остановка у поселкового пруда. Куеда, за свою чуть более чем столетнюю историю успела побывать даже поселком городского типа. Ныне это всего лишь сельский населенный пункт (поселок) и административный центр одноименного района.



История возникновения посёлка тесно связана со строительством железнодорожной ветки Казань - Екатеринбург. В 1914 году на карте появилась станция Куеда по названию близлежащей деревни. В 1926 году в пристанционном посёлке Куединского сельсовета Куединского района Сарапульского округа Уральской области проживало 167 человек (82 мужчины, 85 женщин) в 50 хозяйствах (почти все - русские), имелись почтово-телеграфно-телефонная станция, кооператив. В 1926-27 годах построено новое здание железнодорожного вокзала.



В 1930-е годы посёлок быстро развивался, с 1931 года он становится центром Куединского района. В начале десятилетия появились трудовая артель инвалидов «Красное знамя», маслозавод, промкомбинат, пожарная часть, фотография, парикмахерская, в 1932 году открылось новое здание библиотеки. В 1935-37 годах строится больница по улице Красной (ныне Комсомольская), также в 1937 году построено двухэтажное здание начальной школы. С 1931 года издаётся районная газета (сейчас под названием «Куединский вестник»). В годы Великой Отечественной войны в посёлке Куеда находились госпиталь и школа пилотов.

Фирменный магазин Куединского мясокомбината у дамбы пруда



С 1957 года Куеда - посёлок городского типа. До 1960 года существовал кирпичный завод. В 1962 году началось строительство пивоконсервного завода, в 1963 году открылся маслозавод. К 1970-80-м годам посёлок становится крупным административным центром юга Пермской области. В тот период велось большое жилое и инфраструктурное строительство, работали крупные предприятия: межрайонное объединение «Сельхозтехника», леспромхоз, мясокомбинат, межколхозный лесхоз, пищекомбинат, нефтебаза, маслозавод, ПМК, «Пермсельхозмонтаж», СУ-4, ХРПУ, Сельхозхимия, межрайбаза, пивоконсервный завод, ДРСУ и другие.



С 1994 года Куеда - сельский населённый пункт (посёлок). В 2001 году открылся краеведческий музей. С 2006 года - также центр Куединского сельского поселения. Население на 2010 год - 9551 человек.

Где куединский музей я не знаю, было немного не до него, но одну из главных достопримечательностей Куеды я просто не мог не осмотреть, ибо в прошлый раз она была оставлена на потом. Именно поэтому нынче я заехал в этот поселок, а не проскочил его по объездной.



Мой путь лежал к перекрестку улиц Ленина и Гагарина.
А это эклектичный торговый центр в центре поселка по улице Гагарина, сочетающий в себе элементы готики и конструктивизма. И такое, оказывается, можно построить. Особенно мне понравился горжевой капонир на парадном фасаде.



Муниципальная администрация и стенд с портретами лучших людей района



Мемориал погибшим в годы Великой Отечественной войны и самоходка ИСУ-152 на постаменте в честь погибшего в феврале 1942 года на Керченском полуострове в районе села Кой-Асан (ныне Фронтовое) танкового экипажа братьев Кочевых. Подробно о мемориале и обстоятельствах того боя у меня недавно вышел большой репортаж. Читать здесь.


После того как я отснял мемориал, принимаю неверное решение. Выдвигаюсь по кратчайшему пути из центра поселка на трассу и попадаю в "ловушку" на переезде через железную дорогу Казань-Екатеринбург. Какой-то тепловоз таскал туда-сюда обрубок состава, а потом и вовсе замер в сотне метров от переезда, который не торопился открываться.



Будка дежурного по переезду "забронирована" стальными прутьями наверное еще с 90-х. Стою, жду открытия шлагбаума. Когда мое терпение кончилось, разворачиваюсь и через поселок еду на объездную, где спокойно и без задержки по виадуку пересекаю железную дорогу.



Маневр провел крайне удачно. Когда заправлялся на АЗС № 145 компании "ЛУКойл", в том месте где объездная соединяется с дорогой идущей от переезда, машин на последней не было видно. Видно еще долго стояли.

Эта последняя на пермской земле заправка меня расстроила. Мало того, что оборудование несмотря на звучный и всем известный бренд "ЛУКойл" было древнее древнего и я даже не сразу сообразил как его включать, дак еще и оператор АЗС обругала меня за то, что от пробки бензобака в моих руках пахло бензином и я ее занес в "контору". Помимо отвратного сервиса, бензин там продают по запредельным ценам. Проехав пять регионов я так и не встретил бензина дороже 95-го куединского разлива, который обошелся мне в 50 руб. 01 коп. за литр.
Забегая вперед скажу, что лучшим бензином за время путешествия мной был признан бензин "Башнефть", как самый дешевый и качественный. Минимальная цена была зарегистрирована в 47 руб. 45 коп.

Еду дальше и практически сразу пересекаю границу Пермского края и Башкирии. Ее я не отснял, так как в надвигающихся сумерках ехал уже быстро. Однако, вскоре, километров через 15, делаю еще одну остановку в Верхних Татышлах вот у такого памятника в виде прицепного грейдера.

Грейдер - достаточно редко встречающийся вид техмонумента. Наверное им в свое время делали прямую дорогу Барда-Куеда.



Памятник пропустить невозможно, он находится у выезда из села в сторону Уфы. Где-то за свою жизнь еще такой видел грейдер на постаменте, но где не помню.



Ворота Татышлинского ДРСУ, которые и установили грейдер у своротка к себе с шоссе.



Кстати, заправляться надо было не в Куеде, а в Татышлах, где есть заправка "Башнефть" с недорогим и вкусным башкирским бензином.

Следующий кадр сделан в Староболтачево у боксов автосервиса рядом с гостиницей "Уют".  Ну не мог я просто так взять и проехать мимо насаженного на столб "горбатого" желтого "Запорожца".



Далее я ехал уже в ночи. Промелькнули за окном огни Бураево, а затем Бирска. На развилке сделал ошибку и ушел на Благовещенск, вместо того, чтобы повернуть направо к мосту через Белую. Исправился - развернулся. Помню что там какой-то дурацкий перекресток был с непонятным приоритетом движения. Еще чуть-чуть и я в старинном русском селе Красный Яр ищу вписку.

Иду в прекрасную баню, общаюсь с родственниками и тираню Котю. Котя попалась верткая, поэтому только так.



За день не торопясь было пройдено 513 километров. На это ушло 11 часов с учетом технической остановки на "аэродроме подскока".


На этом пока все. Продолжение следует.

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить следующий репортаж.

Дзен-репортаж здесь...

Башкирия, Путешествия, Нива, Дороги, Южный Урал 2021, Пермский край

Previous post Next post
Up