ИСУ-152 на постаменте в Куеде и последний бой танкистов братьев Кочевых под Кой-Асаном в Крыму

Sep 12, 2021 16:09

По случаю Дня танкиста мы с вами отправимся в небольшой районный центр Куеду, что на юге Пермского края аккурат у границы с Башкирией и осмотрим мемориал, посвященный погибшим в годы Великой Отечественной войны куединцам.
Казалось бы какая связь между Куедой и Керчью? Оказывается прямая. Основное наше внимание будет сосредоточено на установленной на постаменте самоходной артиллерийской установке ИСУ-152 в честь погибшего в феврале 1942 года на Керченском полуострове экипажа танка КВ-1 - братьев Кочевых.



Куединский райвоенкомат призвал за годы войны на фронт 13419 человек, похоронки пришли в семьи 2453 фронтовиков, 2162 человек пропало без вести, умерло от ран - 572. Чтобы увековечить память о погибших воинах, односельчане установили памятники. Мемориальный комплекс, посвященный погибшим землякам, расположен в Куеде, напротив стадиона, на перекрестке улиц Ленина и Гагарина. Не поленитесь, заедьте в этот небольшой райцентр, чтобы посетить мемориал и поклониться памяти отдавших свои жизни за нас.





На стеле высечены имена погибших в годы Великой Отечественной войны, а на постаменте замерла самоходная установка ИСУ-152. Мемориал был открыт в 1985 г., к 40-летию Победы. На пьедестале самоходной установки ИСУ-152 есть памятная надпись. Она гласит о подвиге братьев Кочевых из села Большая Уса Куединского района.




Дата установки ИСУ-152 на постамент достаточно спорна, т.к. она идентична ИСУ-152 в г.Чайковском, а там как известно памятник появился в 2000 году. В поселке Марковском (Чайковский район Пермского Края) ранее дислоцировалась 16-я гвардейская танковая дивизия, выведенная в 1993 году из Германии. После 1997 года дивизию расформировали, на базе части был организован учебный центр, а также парк хранения законсервированной техники и боеприпасов. Не исключено, что все появившиеся в "нулевых" в Пермском крае самоходки попали в Прикамье при выводе советских войск из Германии, а при расформировании части отправились сначала в парк хранения, а затем на постаменты. Всего в Пермском крае числится 7 ИСУ-152 из 40 сохранившихся (две в Перми и по одной в Октябрьском, Чайковском, Юбилейном, Куеде, Чусовом. В тех райцентрах, которым в свое время не досталось танков.).




Проезжаем мемориал и паркуемся на обочине, чтобы осмотреть его детально. Обратите внимание, на столбах закреплены щиты с краткой биографией ветеранов Куединского района



Отправляемся на площадку мемориала, а попутно вспоминаем историю братьев Кочевых



Каноническая версия истории танкистов братьев Кочевых выглядит так. В большой семье Кочевых росло шесть сыновей и две дочери. С первых дней войны старшие братья, не дожидаясь повестки, явились в военкомат и попросили, чтобы всех четверых направили в одну танковую часть и в один экипаж. Их просьба была удовлетворена. После короткого курса (около 6 месяцев) в учебном танковом центре, сформированном рядом с Челябинским танковым заводом, в январе 1942 года братья Кочевы отправились на фронт и были зачислены в экипаж танка КВ-1 из состава 229-го отдельного танкового батальона.

Старшина Кочев Иван значился механиком-водителем КВ-1, старшина Кочев Василий - командиром орудия (т.е. наводчиком), старший сержант Кочев Григорий - радистом. Про Алексея Кочева ничего не сказано, но, можно предположить, что Алексею досталась вакантная должность заряжающего орудия. Эта информация нуждается в проверке. Командовал танком командир взвода лейтенант Пичугин.
После успешной высадки советского десанта под Керчью 229-й отдельный танковый батальон в составе 16 КВ-1 был переброшен из Новороссийская на Крымский полуостров, где вошел в состав 51-й армии. Еще в январе 1942 года братья Кочевы приняли участие в своих первых боях на Керченском полуострове.

В бою 27 февраля 1942 года 229-й ОТБ безуспешно своими 11 танками КВ-1 поддерживал наступление 302-й горнострелковой дивизии с Парпачских позиций вдоль Парпачского хребта на д.Крым-Шибань и выс. 69,4 в районе Кой-Асан. Ныне в километре северо-западнее исчезнувшего села Кой-Асан, по другую сторону железной дороги, в ее изгибе находится послевоенное село Фронтовое, скорее похожее на деревню. Именно через него в феврале-марте 1942 года наступала 138-я СД, стремящаяся выйти к Владиславовке и подставлявшая свой левый фланг засевшим на Парпачском хребте немцам. Ныне по бывшим русскому селу Кой-Асан прошел Северо-Крымский канал и на его месте расположилась насосная станция. А расположенное в котловине татарское село Кой-Асан ушло на дно водохранилища Фронтовое заполнившего естественную котловину.

Карта района сел Кой-Асан. Развалины д.Крым-Шибань на высоте Парпачского хребта справа



Вид на село Фронтовое с северо-востока. Вот по такому ландшафту и в этом направлении пришлось наступать 138-ой СД, имея конечной целью Владиславовку.


Слева в лесозащитной полосе железная дорога Владиславовка-Керчь. На дальнем плане Крымские горы, перед ними скрытая от нас Владиславовка. Сразу за селом Фронтовое вдоль фронта наступления протекает безымянный водоток из Фронтового водохранилища в Сиваш. В феврале 1942 года в условиях распутицы он скорее всего был непреодолимым препятствием для танков КВ. Где-то за подсолнухами проходит сильно оплывший и распаханный Акмонайский вал, с античных времен пересекающий Ак-Монайский перешеек в самом узком месте.

Схема наступление 27 февраля 1942 года в районе Кой-Асан. Обратите внимание на подпись у кургана то ли Минаретн Горка, то ли Минометн горка. Там сейчас остатки большой советской молочно-товарной фермы и полевой стан. Курган сохранился.
И еще один очень интересный нюанс этого документа. Видите подпись внизу? На 99% документ подписывал тот самый полковник Ягунов, который в дальнейшем возглавил оборону Аджимушкайских катакомб. До марта 1942 года он был комдивом 138 СД, а с марта - начальником отдела боевой подготовки Крымфронта.



К сожалению, документов по действиям 302 ГСД, которую поддерживал 229 ОТБ мне не попадалось, надо специально рыть, но с учетом разгрома Крымфронта в мае вряд ли что-то удастся найти. Тем не менее можно сказать, что местность в полосе наступления 302 ГСД была более холмистой, а за Парпачским хребтом с д.Крым-Шибан на левом фланге скрывалась ловушка - болотистая котловина ныне заполненная Фронтовым водохранилищем.

Танки КВ-1 229 ОТБ с десантом на борту атакуют противника в районе Кой-Асан, март 1942 года. Источник фото: И.Мощанский. Военная летопись. Борьба за Крым. 2001



Безвозвратные потери батальона в бою 27 февраля 1942 года составили два танка КВ-1 с экипажами. Третий танк лейтенанта Тимофеева удалось деблокировать только в ночь с 14 на 15 марта, т.е. спустя 17 суток осады, когда части 302-й ГСД ночной атакой овладели высотой 69,4.

Чудом спасшийся героический экипаж лейтенанта Тимофеева.



А вот экипажам танков командира роты старшего лейтенанта Иванова и командира взвода лейтенанта Пичугина сильно не повезло. Они в полном составе пропали без вести. Судя по тому что с советской стороны на данный момент по их судьбе и судьбе их машин нет никаких документов, можно предполагать, что  машины, скорее всего остались на занятой противником территории, а экипажи погибли или попали в плен. А вот в немецких документах с большой вероятностью судьба именно этих машин прослеживается.

Так в немецком отчете об использовании нового вооружения по итогам боев в Крыму имеются фотоснимки застрявшего в грязи танка КВ-1, предположительно потерянного в боях февраля-марта 1942 года, в достаточно холмистой местности, похожей на современную котловину Фронтового водохранилища. В отчете указывается: "На поле боя были обследованы на предмет эффективности нашей стрельбы 10 КВ и 3 Т-34. Основная масса КВ и Т-34 была однозначно уничтожена снарядами 7,62 и 7,5-см. Особенно многочисленными были пробоины лба башни и бортов корпуса. Большинство танков сгорело. Кроме того, большая часть уничтоженных танков имела повреждения ходовой и вооружения в результате нашего огня". 7,62 см это "Мардеры". 7,5-см это Штуги и четверки с длинной дрыной.




Вполне возможно, что этот танк принадлежал 229-му отдельному танковому батальону. Как говорилось выше, 27 февраля 1942 года два танка КВ-1 из состава батальона прорвались в глубь немецких позиций и пропали без вести в районе Кой-Асан вместе с экипажами. Т.е. принимая во внимание все выше сказанное и считая эту версию правильной, можно говорить, что с вероятностью в 50% перед нами именно КВ братьев Кочевых из экипажа лейтенанта Пичугина.
На бейных аукционах всплыло еще две фотографии этой машины лучшего качества. Как видно, снаряды башню не пробили.



Судя по всему "..01-и" это тактический номер, а это значит что перед нами танк командира роты или взвода?



Никаких документов на погибших батальон семьям не выслал, но о судьбе братьев родные узнали спустя год из письма их сослуживца - командира танковой роты ст. лейтенанта Мороз. Согласно письму танк КВ-1 братьев Кочевых пропал без вести в районе "...деревень Парпач и Владиславовка". Ниже представлен скан письма из ОБД "Мемориал". Характерно что в письме нет канонической версии, приписываемой ст. лейтенанту Морозу о том, что "после восьмой за день атаки, израсходовав боевой запас, танк братьев Кочевых, уже объятый пламенем, таранил вражескую машину и взорвался". Или я невнимательно читал? Документы кликабельны.






До сих пор судьба братьев Кочевых и их командира лейтенанта Пичугина неизвестна. Может быть со временем всплывут какие-нибудь документы на "Подвиге народа" или в немецких архивах.

И еще такой момент по матчасти танков КВ-1 Крымского фронта который может помочь в определении застрявшей машины на немецком фото. Танки КВ прибывали в Крым двумя партиями - в конце января и в конце марта 1942 года. В конце января из Новороссийска в Камыш-Бурун были доставлены 36 танков КВ-1 39-й и 40-й танковых бригад, а также 229-го ОТБ. В конце марта по тому же маршруту прибыли еще 30 танков КВ-1 - 20 танков для 55-й и 56-й танковых бригад и 10 танков на восполнение потерь. А теперь вопрос. С какого времени пошла в производство на ЧТЗ литая башня танка КВ-1 как на исходном фото?

Несколько лет назад после первого репортажа о братьях Кочевых мне как-то в комменты написали о КВ на дне Фронтового водохранилища.  с оторванной башней. Ну типа все как всегда в этом архетипе. Однако, применение танков КВ в районе котловины Кой-Асан в последствии заполненной водохранилищем и эти фото застрявшего в грязи танка КВ-1 заставляют взглянуть на это сообщение под другим углом и повнимательнее присматриваться к дну высыхающего водохранилища. Не слышали, никто там танка нынче летом не находил?

А теперь мы вернемся к нашей ИСУ-152 на постаменте



Памятник всем хорош, за одним исключением. Почему-то архитекторы разместили постамент с самоходкой стволом аккурат на северо-восток и большую часть дня солнце находится позади самоходки, в результате чего ее достаточно трудно снимать при таком освещении. А в моем случае еще и дождь добавился.






Снимал с разных ракурсов, постепенно обходя самоходку против часовой стрелки



Мощно она конечно смотрится, как бы нависая над тобой огромной броневой глыбой












Традиционо из года в год сквозь ее траки прорастают деревца






Посмотрите на корму самоходки ИСУ-152. Видите кронштейны крепления для дополнительных баков с горючим по типу Т-54. Они установлены в ходе послевоенной модернизации САУ в замен оригинальных баков на надгусеничных полках. А это значит, что после войны данная САУ продолжала нести службу. Такие кронштейны - особенность чуть ли не всех "пермских" ИСУ-152









Я не решился вскарабкаться на постамент и боевую машину, чтобы отснять ее сверху и найти серийные номера на броне. За меня это сделали другие (ссылка в конце) и если посмотреть на их фото с верхних ракурсов, то становится понятно, что перед нами машина машина выпуска военных лет. Об этом свидетельствует наличие на крыше рубки только двух круглых люков и отсутствие командирской башенки. Вертлюг для турели пулемета ДШК установлен на командирском люке, расположенном впереди справа.


На кормовом люке боевой рубки от прибора наблюдения осталось отверстие, достаточно большое для того, чтобы в него можно было просунуть фотоаппарат, и сфотографировать внутренний вид боевого отделения.


Так же как и у ИСУ-152 в Юбилейном обращает на себя внимание наличие поршневого затвора 152-мм орудия и как минимум одной рукоятки его наведения.


По соседству с самоходкой расположен более скромный мемориал. посвященный труженикам тыла и погибшим в послевоенное время



Небольшое видео с ИСУ-152 на постаменте

image Click to view



На этом пока все, вроде бы ничего не забыл, за исключением видовых фото ладшафтов в районе села Фронтовое. Доложу как-нибудь еще

Использованные материалы:
1. ИСУ-152 в Куеде
2. Материалы по 229 ОТБ

Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

Дзен-репортаж здесь...

ВОВ, Крым, Танки, Немецкие фото, Памятники, Южный Урал 2021, Пермский край

Previous post Next post
Up