Знаменитый монумент "Мужество" в Брестской крепости. Непростая история строительства

Jun 20, 2021 22:01

Всем известен главный монумент Мемориального комплекса "Брестская крепость-герой" творения известного советского скульптора А.П.Кибальникова под официальным названием "Мужество". Второе неофициальное название памятника, как это часто бывает со скульптурами соцреализма и не только, - "Голова", также широко разошлось в устном народном творчестве.

Семь лет тому назад по поводу этой скульптуры, попавшей в рейтинг самых уродливых памятников по версии CNN, разгорелись нешуточные баталии. Масла в огонь подлил известный российский дизайнер и фрустратор ортодоксальных скрепоносцев Артемий Лебедев. Рассерженные вопли последних об оскорблении памяти и чего-то там еще полностью девальвированы и выглядят крайне комично на фоне того, что они стараются упорно не замечать.




Например, проложенную прямо перед главным входом в Мемориальный комплекс "Брестская крепость-герой", трассу Западного обхода Бреста. В результате шестиполосным шоссе был навсегда отрезан от города главный вход в Мемориал и поставлен крест над продуманными еще советскими архитекторами визуальными и пространственными связями в створе главной магистрали Бреста - проспекта Машерова. Или вот возьмем незаконное строительство нового въезда в Брестскую крепость с легкой руки брестских чиновников в 2013 году уничтожившего участок вала Кобринского укрепления Брестской крепости - символа стойкости советского солдата в июне 1941 года. Это типа норм, а вот монумент это для нас святое, его обсуждать нельзя.

Мы же с вами поступим по умному, оставим тему оценки монумента искусствоведам, а сами посмотрим на скрытые от взгляда простых людей его внутренности, предварительно познакомившись с историей создания скульптуры и ее внешним обликом.
Да и вообще, есть ли смысл критиковать то, что было построено в 1970-х годах в несуществующей ныне стране, при утраченных идеологических установках, а сейчас уже перешло в разряд культурного наследия? Тем более, что в наши дни и в России и в Беларуси появляются в массовом порядке куда более уродливые формы монументального искусства, а Мавзолей Ленина вообще по праздникам закрывают тряпочно-фанерой драпировкой.

Настроиться на соответствующую волну, чтобы прочувствовать величие подвига советского солдата, насмерть сражавшегося с вероломным врагом в твердыне над Бугом, за два года до этого также вероломно отжатой под шумок у Польши, помогает 15-минутная пешая прогулка от автобуса. Сейчас от автобусной парковки до монумента это 850 метров, а ранее это был почти километр пешего маршрута вдоль восточных валов Кобринского укрепления.
Нынешний посетитель мемориала Брестской крепости, преодолев Западный обход и пройдя через вынесенную на задворки истории "Звезду" парадного входа, практически сразу в перспективе своего движения сразу замечает главный монумент - "Мужество", образующий единую композицию с установленным рядом обелиском "Штык".

Слева на фото, кстати, не вал, а обвалованный пороховой погреб.



Вес штыка - 620 тонн стального каркаса и титановых пластин облицовки. Высота - 104,5 м. Это всего на 18,5 метров меньше чем знаменитый шпиль Боширова и Петрова. Поверьте, посмотреть этот штык в Бресте намного проще чем специально ехать в Британию - таращиться на шпиль в Солсбери в тесной мужской компании. Хотя кому как, есть много разных способов заслужить признание своего народа, да и проще не значит интереснее провести время.
Как видно из приведенного чертежа, устройство штыка не такое простое как кажется на первый взгляд. Обелиск имеет подвальный этаж, через который обеспечивается проход вовнутрь конструкции. Говорят, загадочные обломки бетона на газоне рядом со штыком это остатки взорванной неудачной бетонной отливки ДОТа, призванной дополнять композицию, но забракованной худсоветом.




После пересечения правой протоки Мухавца, перед, попавшим на остров с расположенной на нем Цитаделью крепости Брест-Литовск, экскурсантом во всем своем грандиозном великолепии предстает главный комплекс Мемориала.
На переднем плане перед Площадью Церемониалов расположены руины церкви Петра и Павла монастыря ордена базилианцев. Это здание в начале ХХ века носило название "Белый дворец" и в 1918 году именно в нем был подписан Брестский мир с немцами. 22-23 июня 1941 года здание служило одним из очагов обороны советских солдат гарнизона. В послевоенные годы руины Белого дворца не восстанавливались и по быстрому были разобраны на кирпичи благодарными потомками в лице местных жителей и советских солдат.




Мы с вами пройдем сегодня не через площадь, а, приняв чуть правее, подойдем к монументу со стороны главной музейной экспозиции, расположенной в чудом сохранившемся от разборки северо-восточном сегменте кольцевой казармы Цитадели. Справа от нас восстановленный из руин Свято-Николавский гарнизонный собор (бывший костел, бывший в течении чуть менее двух лет красноармейским клубом). Именно в нем достаточно долго оборонялись и в итоге были спасены первые ворвавшиеся в крепость и попавшие в ловушку австрийцы из 45 пд вермахта.




Еще в январе 1946 года в правительстве Белоруссии состоялось заседание "По вопросу увековечения знаменательных мест и событий, связанных с Великой Отечественной войной на территории БССР", на котором председательствующий Иван Ильюшин напомнил о тогда еще не самой известной странице истории: "В Бресте два месяца в крепости держались наши войска. Немцы уже были под Москвой, а там держались наши войска, пока до последнего не погибли. (Как известно около 60% сдалось в плен, причем большинство 23-24 июня. Прим мой.) Это же невиданный героизм...  Когда этот вопрос будет поднят на должную высоту, то и все ученые устремятся сюда. Этот пробел, известный в истории науки, у нас восполнится".

С этого ракурса монумент предстает перед нами как форштевень гигантского бетонного корабля



Восполнился пробел не сразу. В феврале 1949 года из политотдела Брестского облвоенкомата в политуправление Белорусского военного округа и Брестский облисполком докладывали, что "необходимо увековечить постройкой памятника и мемориальной доской память героев-воинов, защищавших крепость. Необходимо срочно дать указания Брестскому КЭЧ о запрещении разбирать крепостные постройки на кирпич".
Как видим, крепость и постройки древнего Берестья как памятники истории и архитектуры никого особо не интересовали, но через героизм защитников крепости их можно было еще успеть сохранить и избежать участи быть снесенными "в ноль" советскими солдатами, как это произошло с Бобруйской крепостью.

Перед главным монументом расположены руины костела и коллегиума иезуитов постройки XVII века, так же разобранные на кирпичи после войны, а на уровне фундамента включенные в композицию монумента в качестве "политых кровью защитниками крепости руин"



В феврале 1955 года вышло распоряжение Совмина БССР за подписью Кирилла Мазурова о разработке проектов памятника защитникам и Музея обороны Брестской крепости. С этого момента отсчитывается история уже не идей, а конкретных действий по созданию мемориала.
В ноябре 1956-го, в программе конкурса на проект памятника был формулировался его главный смысл: памятник должен был быть виден издалека, "просматриваться с далеких точек автомагистрали Москва - Варшава". Размеры памятника не ограничивались. Жюри возглавил первый секретарь Брестского обкома КПБ Петр Машеров, будущий глава Компартии Белоруссии.

Плиты с названиями городов-героев перед главным монументом и законсервированные остатки кладки иезуитского коллегиума. Фото: Андрей Иванов



Вид на монумент "Мужество" со стороны Церемониальной площади. Справа плиты с именами защитников Брестской крепости и их захоронениями. Новые находки останков защитников подзахораниваются в склепы под плитами. Вечный огонь отсюда не просматривается. С этого ракурса голова советского солдата смотрит очень грозно Взгляд из-под сильно насупленных бровей суров и колюч. За спиной солдата развивается бетонный советский флаг с серпом и молотом. Фото: Андрей Иванов



Наконец, в июле 1966 года Совет Министров БССР принял решение: "В связи с тем, что решением жюри заказного конкурса ни один из представленных проектов не был признан годным к осуществлению в натуре, поручить окончательную разработку проекта памятника творческой группе в составе товарищей: Кибальникова А.П., Короля В.А., Бембеля А.О. (руководство группы); Волчека В.М., Занковича В.П., Казакова Ю.И., Стаховича О.А., Сысоева Г.В. Художественным руководителем группы назначить Кибальникова А.П.".
Как вспоминают современники, когда наконец скульпторами был найден требуемый образ, Кибальников был в восторге. Он всё говорил, торжествуя: "Ну, нет, каков русак получился!". Хотя в Брестской крепости воевали 33 национальности, за собирательный образ солдата был взят образ русского человека.

Если подойти ближе, то глаза солдата кажутся более открытыми и голова менее набыченной



20 января 1967 года комиссия ЦК КПБ обсудила разработки коллектива во главе с Кибальниковым: "Все выступившие на комиссии товарищи единодушно высказались за то, что основной задачей творческой группы должно быть создание такого памятника, который бы раскрывал образ воина, вставшего насмерть, чтобы победить".

Попытаемся встать перед лицом монумента. Не совсем обычный ракурс, но и с него он хорош. Фото: Андрей Иванов



В марте 1969 года Бюро ЦК КПБ решило "разработать генеральный план превращения всей территории Брестской крепости в мемориальный комплекс "Крепость-музей", предусмотрев в нем очередность и сроки сооружения архитектурно-скульптурной части комплекса, консервации отдельных зданий и руин крепости". Под документом подпись: секретарь ЦК КП Белоруссии П. Машеров.
Строительство монумента начали в мае 1968 года. Строители работали в две смены, а после и круглосуточно. К 150-180 специалистам из «Стройтреста № 8» присоединилось столько же из других организаций Бреста.
Завершили работы, как и планировалось, к 30-летию героической обороны крепости, но не к 22 июня, а несколько позже. Торжественное открытие монумента состоялось 25 сентября 1971 года. А в 1972 году в крепости побывали более 1,5 миллиона человек, что в 10 раз больше туристического потока до строительства монумента. Источник

Здесь можно получше рассмотреть руины коллегиума с более поздними кирпичными вставками, ограничивающими проход в подвалы. Кирпич оригинальной кладки нового времени сильно отличается от современного.



На первый взгляд главный монумент - скульптурное изображение головы воина на фоне знамени, кажется высеченным из одной глыбы камня или отлитым бетонным монолитом. Но на самом деле это не так. Монумент имеет сложную конструкцию.
Существует брестская городская легенда, что по первому проекту монумент должен был быть солдатом с автоматом, который на левую руку набросил знамя. Такой вариант брестские скульпторы отправили в Москву Кибальникову. Но молодые скульпторы не предусмотрели, что гипс нужно было или укрепить, или аккуратно засыпать какими-нибудь опилками. В результате до Москвы уцелевшей доехала только голова, остальное рассыпалось. Кибальников ругался, но нашел решение - вырубил голову в граните.




Есть версия, что финальное макетирование в масштабе 1:1 было применено для того, чтобы убедить начальство принять именно этот вариант скульптуры. С другой стороны этот макет позволял лучше понять визуальные связи до проведения дорогостоящих бетонных работ на начальном этапе строительства мемориала. Глядя на это фото хочется пожелать современным архитекторам работать также, а не рисовать презентации мало имеющие отношения к конечному варианту.

Фанерный макет монумента в натуральную величину на штатном месте.  Источник фото



На самом деле огромная по своим размерам скульптура, состоящая из 200 частей (при линейных размерах в плане до 54 м и высоте более 30 м), возводилась в виде тонкой бетонной оболочки, которая опиралась на внутренний металлический каркас сотовой структуры с ячейками из колонн и поперечных балок размерами 6x6 м (?). Правда глядя на восьмиэтажную каркасную конструкцию на фото ниже мне кажется, что что-то напутано либо с размерами ячеек, либо с общей высотой монумента.

Строительство каркаса монумента "Мужество". Источник фото


Тонкая оболочка скульптуры отливалась из бетона горизонтальными слоями по мере установки опалубки из гипсовых форм с креплением её к наружным лесам. Для изготовления этих форм в одном из цехов Брестского завода железобетонных изделий была отлита гипсовая форма монумента в масштабе 1:7. С неё снимались отпечатки формы в виде квадратов размером 40x40 см, которые здесь же увеличивались до натуральной величины 280x280 см, перевозились к памятнику и устанавливались на место.

Внутренняя поверхность форм тщательно зачищалась и обрабатывалась, так как она становилась наружной поверхностью монумента отпечатываясь в бетоне. Внутри формы устанавливалась арматурная сетка, которая крепилась к каркасу с отступом в 20-30 см внутрь. На определенном расстоянии от фигурной поверхности форм ставилась внутренняя деревянная опалубка более простой конструкции и пространство между опалубкой и формой заливалось бетоном. Этот метод гарантировал качество монолитной оболочки, её разноразмерную толщину и минимальный вес.

Заключительный этап строительства - очистка монумента. Источник фото



Толщина бетонной оболочки скульптуры составила от 20 до 80 см. Утолщения до метра создавались только в местах отдельных деталей и выступов. В оболочку Главного монумента уложено почти 4000 м3 бетона, а на все сооружение конструкции было потрачено 2.5 тысячи тонн металла. В конце строительства бетон очищался пескоструйным способом от остатков гипсовых форм. Источник

Фотография сделана мной в январе 1985 года. Скульптуре всего только 14 лет, но уже видны пятна кальцинирования и трещины на бетоне


Современный вид практически с этого же ракурса. Растительность явно сменилась


Осмотрим тыльную сторону скульптуры. Здесь нанесены барельефы на тему героической обороны Брестской крепости: атака, партсобрание, последняя граната, подвиг артиллеристов, пулеметчики и связка гранат под танк. Последний  чисто "панфиловский" сюжет конечно вызывает вопросы, но пусть будет.  Фото: Петр Цвигун



Еще раз взглянем на лицо головы с близкого расстояния и сравним его с фотографией января 1985 года. Фото: Андрей Иванов



К не малому удивлению можно увидеть существенные отличия. Скульптура не только во время последней реставрации 2004-2005 годов покрылась защитной краской но сильно изменила свой первоначальный облик.

Фотография января 1985 года


Первым делом бросаются в глаза скрытые краской естественные пятна и многочисленные трещины бетона. Их обязательно надо было заделать, чтобы предотвратить утрату скульптуры в следствии разрушения под действием осадков, температурных перепадов и усталости конструкций. Однако, во время последней реставрации сильно изменили фактуру поверхности, добавив много мелких деталей отсутствующих первоначально. Изменилась даже форма ушной раковины, подбородка и ключицы. Более того, современные реставраторы зачем-то добавили родинку у правой брови солдата.
Так что, скульптура далеко не статична, как принято считать, а живет своей жизнью в соответствии с веяниями времени.

Продолжение о том что мы увидели внутри "Головы" читайте в следующем репортаже здесь

Дзен-репортаж здесь...

Монументы, Брестская крепость, Брест, Беларусь

Previous post Next post
Up