В тот день в Бухаре для меня было много удивительного. Выставка вооружений армии Узбекистана, всеобщее ликование и русские песни Победы в центре древнего города, но наибольшее впечатление на меня произвело масштабное действие, определить жанр которого я сильно затруднился по ряду причин.
Это не привычная нам военно-историческая реконструкция, не выставка и даже не театрализованное представление. Пожалуй наиболее точно его характер передает словосочетание - анимированные инсталляции, что в посконно-русской традиции будет звучать примерно как ожившие вещи и, естественно, не передавать всю суть явления.
Не знаю откуда берутся корни такого способа представления, может быть из какой-то восточной традиции помещать людей среди предметов интерьера на которые приходят поглазеть дорогие гости? Как тут не вспомнить традиции бухарских ханов, царей Мавераннахра или даже китайских мандаринов? В отличии от современной европейской моды на вовлечение в совместное действо здесь на поверхностный взгляд при всей внешней схожести проходила какая-то незримая линия, которая четко отделяла зрителя от предметов с расставленными между ними людьми...
Милые девушки на входе в тыловую зону у стенда рассказывающего о бытовых предметах прошлого: от громкоговорителя с голосом Левитана до проигрывателя грампластинок
Я не культуролог и не в состоянии грамотно описать в соответствующих философских категориях специфику этого явления с отсылкой к цитатам классиков, за меня это лучше сделают фотографии и специалисты, если конечно возьмутся. В любом случае мне кажется, что такая традиция массового выноса в публичное пространство музейных артефактов вместе с их хранителями, которые сами превращаются в экспонаты, должна зайти и на просторах нашей необъятной родины. Кстати, подобные вещи практиковали в прошлом десятилетии различные беларуские музейчики, но до бухарского масштаба и размаха им конечно было очень далеко.
Легкая промышленность Бухарской области в годы войны и, в частности, пошив обмундирования стали благодатной и и самой легкой темой для реконструции
Само действо Дня памяти и Почестей, как здесь называют 9 Мая, раскинулось на огромном пространстве в парке Расулзаде, что своим северным торцом выходит Хокимияту Бухарской области, а боковой западной стороной тянется вдоль фасадов гостиничного комплекса "Бухара" и Дома культуры. Парк относительно молодой, деревья еще толком не выросли и обширные аккуратно постриженные газоны, неуловимо напоминающие пермскую эспланаду, представляли собой идеальное место для мероприятия.
В Узбекистане практически в каждой семье есть швейная машинка, зачастую еще и первой половины прошлого века
Размах народного творчества был таким, что в парке все это великолепие не поместилось и даже выплеснулось на сопредельные улицы. Я старался отснять почти все. Помимо инсталляций и чисто армейских площадок было много уголков где танцевали и что-то еще делали различные детские и молодежные коллективы. Об этом уже были мои репортажи, ссылки на них в конце поста.
Все для фронта!
Так получилось, что я зашел в парк Расулзаде от выставки военной техникой и долго не мог понять логики расположения площадок, пытаясь разгадать ее с конца. И только структурируя фотографии к этой статье наконец ее схватил. Главный вход в парк, если конечно такое слово было уместно, предполагался с севера, со стороны областного Хокимията. Именно оттуда в формате живых инсталляций разворачивалась логика повествования с самого начала Великой Отечественной войны Советского народа и объявления мобилизации до окончательной победы в Берлине.
В силу не развитости военно-исторической реконструкции как жанра в Узбекистане это было сделать очень не просто, но все старались. Об этой части я расскажу в следующий раз, а ныне сосредоточусь на сменяющей военную тему - теме "Тыл-Фронту", помните такие почтовые марки времен войны? Тыловую тематику удалось мощно вытянуть, да так, как и не снилось россиянам, благодаря музеям, домам творчества и различным творческим коллективам. Чувствуется, что многие площадки участвовали в подобном не в первый раз и их инсталляции универсальны.
Из Бухары - фронту!
"Тыл-Фронту" плавно перетекал в современные вооруженные силы Узбекистана, творчество молодежи, народные промыслы и этнографию, где-то соседствуя с ними, а где-то располагаясь чересполосно. Самой южной точкой пространства была композиция воздушного боя, призванная символизировать окончание войны и на фоне которой надлежало фотографироваться. К ней мы еще вернемся.
Как я уже отмечал, с востока пространство ограничивала выставка военной техники армии Узбекистана, а с запада плотные шеренги узбекских военных в финале исполнившие песню "День Победы" на русском языке.
Что характерно, обошлось без всякого модного у нас трэша в виде "Деревни дураков", горящего здания Рейхстага и детей изображающих могилы солдат (свежий тренд этого года). Также я не видел шествий с палками и портретами. О том как в Узбекистане хранят память о почти 700 тыс. не вернувшихся с фронта узбекистанцах я уже рассказывал в другом репортаже (ссылка в конце).
Как известно текстильная промышленность не может существовать без сырья. На пошив обмундирования нужно много хлопка и шерсти. А еще больше хлопка нужно нужно для изготовления взрывчатки и других компонентов боеприпасов. УзССР в годы войны стала настоящей хлопковой житницей страны.
Под тему хлопководства целый газон засадили кустиками с растущими на них ватными шариками, которые женщины собирали в специальные переметные сумки и потом на кусках ткани стучали палочками по собранной вате
Похожую на солому кучку каких-то стеблей на заднем плане за плакатами я не понял
Битва за урожай сродни битве за Родину (Ватан учун). На краю хлопкового поля представлены орудия обработки почвы под посевы хлопчатника и исторические фотографии как это делалось в прошлом
Три вида плугов и пахари. Наиболее архаичный вид плуга в центре. Вероятно это какие-то специфические виды плугов под хлопчатник
Здесь обрабатывали шерсть для производства ткани. Интересно, что не было видно ни одной прялки или ткацкого станка, или я просто их не заметил
Узбекистан в годы войны это еще и производство продовольствия в замен потерянных житниц страны - Украины и Беларуси. На этом огромном газоне только что выкопали картошку и собрали урожай капусты для фронта
Раненный из госпиталя пришел посмотреть на сбор урожая картошки, капусты и лука
Как известно, госпиталей в Узбекистане в годы войны было много
Поставки на фронт меда и масла. Масло наверняка хлопковое
Это кажется различный урюк
Второй по значимости продукт для фронта из Советского Узбекистана был хлеб, который был нужен фронту также как и оружие. Слева гирлянды перчиков, а справа беляши что ли?
Провеивание зерна
И на другой площадке веют и просеивают зерно
А здесь с помощью ручных жерновов из зерна делают муку. Кстати, в Бадахшане во время гражданской войны вновь возродились водяные мельницы, однако урожайность пшеницы и отсутствие пригодной для ее выращивания земли не позволяют полностью обеспечить этот регион хлебом за счет своих ресурсов.
Крупорушка. Самый примитивный способ получения крупы или грубой муки
Вспашка целины на волах и сельскохозяйственные орудия для обработки почвы
Отбивка заступа. Кстати, здесь я не увидел традиционной узбекской лопаты с двумя рожками, к которым привязывается веревка. А то мне тут в комментах писали, что не возможно лопатой копать если ты босиком. Странные люди...
Женщины отбивают заступ и точат ножи. Валяющиеся под столом ведра и лопата в коростах раствора создают ощущение, что прямо сейчас женщины пойдут по своим делам. Кто-то возделывать землю, а кто-то на стройку
А стройка (курилиш) рядом. Кто-то пилит бревна двуручной пилой, кто-то кладет кирпич. Не хватает только площадки по производству кирпича
Здесь мужчины сверят бревно и готовятся его тесать. Интересно, тяпка это универсальный инструмент, который используют и как тесло и как тяпку при обработке почвы?
Тут тяпают бревно на фоне штаба строительства все-таки каким-то специфическим инструментом типа тесла
Отгадайте, что строят все эти люди? Ну конечно же школу ибо Знание приносит счастье, как написано над классной доской
А еще, для тех кто не разглядел пионерские галстуки на школьниках, сообщаю, что в Узбекистане не стыдятся демонстрировать на 9 Мая портреты Ленина и Сталина под знаменем которых мы шли к Победе над фашизмом. И был бы здесь мавзолей Ленина, то его бы уж точно стыдливо не драпировали по праздникам как в современной России
Детские рисунки на тему войны и опять какая-то стройка
Здесь целиком бытовые сценки. Хлебные лепешки, вязанка хвороста, который в Узбекистане можно собирать бесплатно, приготовление еды на костре, швейная машинка, стирка и сушка белья. Возможно это иллюстрация жизни в эвакуации
Знаменитая бухарская арба с набором керосиновых светильников. Именно такие арбы Фрунзе принял за пушки и в результате разбомбил Арк
Еще одна арба более изящной конструкции и поизукрашеннее. На переднем плане мешки с различными злаковыми и вкуснейшим машем
Опять различные вкусняшки, которыми кормили эвакуированных в Узбекистан
ГАЗ-69А
ГАЗ-69 с двухдверным кузовом в какой-то комплектации для Почты или МВД
Не знаю что за мотоцикл, наверняка какой-нибудь Днепр
И вновь мы возвращаемся к инсталляции воздушного боя советского самолета, похожего на Ил-2 и немецкого, похожего на Мессершмита с символом зороастризма на хвосте
Итог закономерен: Мессер врезался в землю и на его фоне фотографируются горожане и военные в ядовито-зеленых гимнастерках, а советский самолетик лихо удирает на запад в торону поющих День Победы военных
Вид чуть с другого ракурса
На этом пока все. Как вы поняли, в Узбекистане 9 Мая это не наше быдляцкое "Можем повторить" (повторить убийство 25 млн. своих сограждан?) на стекле кредитного мерседеса. Это что-то такое теплое, ламповое, с советской спецификой и отсылкой к глубинным многовековым азиатским традициям. Этот феномен еще ждет своего изучения. В общем мне понравилось. Посмотрим во что это действо превратится еще лет через 10-20. И я не уверен, что сюда надо экспортировать технологии военно-исторической реконструкции выполняющие в России идеологические функции. Узбекистан сегодня не страдает комплексом имперской неполноценности. Это мирная страна, которая строит сильнейшую в Азии армию для защиты своего суверинетета и чтит павших в той страшной войне.
Другие репортажи на тему 9 Мая в Бухаре:
1.
Памятник Скорбящей в Бухаре. |
Дзен |
Пульс |
ЖЖ2.
Выставка вооружений самой закрытой армии пост-советского пространства |
Дзен |
Пульс |
ЖЖ3.
Празднование Дня Победы в Бухаре |
Дзен |
Пульс |
ЖЖ4.
День Победы в Бухаре.Живые инсталляции "Тыл - Фронту" | Дзен |
Пульс | ЖЖ
5.
Армия Узбекистана. Саперы |
Дзен |
Пульс |
ЖЖ Репортаж на моем Пульс-канале здесь