Международному дню памятников и исторических мест посвящается
Так получилось, что World Heritage Day я провел в Эски-Бейнеу за осмотром пещерной мечети местного святого Бекет-Ата и крупнейшего древнего мусульманского некрополя Мангышлака. Годное занятие даже несмотря на то, что через 45 минут я почти околел на пронизывающем ветру.
По своим размерам этот некрополь наверняка входит в тройку-пятерку наиболее известных исторических кладбищ Средней Азии, но примечателен он другим. На его примере можно познакомиться со всеми основными типами разнообразных надмогильных сооружений народов населяющих Мангышлак за последние 300-500, а то и более, лет. Особенно ценно, что здесь, на сравнительно небольшой и легкодоступной территории, можно проследить эволюцию погребальных сооружений. Наличие переходных форм из одного типа в другой позволяет это легко сделать даже не специалисту.
Сначала познакомимся с топографией и планировкой кладбища.
На космосъемке Google хорошо видна рядовая планировка и сотовая структура кладбища обусловленная наиболее широко распространенными и заметными из космоса типами надмогильных сооружений - саганатамами и мавзолеями. Территорию кладбища в направлении запад-восток на две неравные части рассекает балка в останце которой вырублена мечеть Бекет-Ата. Наиболее древние захоронения находятся на восточном мысу северного плато. Это место фиксируется по проплешине и нарушенной рядной структуре захоронений.
Сухое русло реки отделяет город мертвых от зимнего кочевья адайцев - Эски-Бейнеу. Остатки поздних построек на месте которого также видны в правой части космосъемки. Такое расположение поселения и кладбища "через реку" типично для многих народов и верований.
В поздней и современной части кладбища надмогильные сооружения образуют вытянутые в мередианальном направлении ряды. Ориентировка подавляющей части захоронений в основном запад-восток с поправкой на магнитное склонение. Однако в наиболее древней части кладбища стройные ряды распадаются, сбивается и ориентировка захоронений. Вероятно, это связано с группировкой по родовому принципу, не устоявшейся исламской обрядностью и особенностями рельефа. Западная часть кладбища зарезервирована на будущее.
Чисто ради удовлетворения своего любопытства я не поленился и сравнил площади трех крупнейших древних некрополей Средней Азии на которых удалось побывать. Считал площади достаточно грубо и данные не претендуют на точность, но, тем не менее, годятся для сопоставления. Вот что из этого получилось:
1. Некрополь в Эски-Бейнеу имеет площадь в 18 га и еще примерно такую же пригороженную площадь на вырост. Как видим он самый маленький, но вполне возможно, что в масштабах Мангышлака самый крупный.
2. Некрополь Миздакхан со знаменитыми "Часами Апокалипсиса" занимает площадь в 68-70 га, что как минимум в три раза больше Эски-Бейнеу. Это крупнейший древний некрополь Средней Азии и Хорезма.
3. Некрополь Самарканда на городище Афросиаб. Его площадь подсчитать не просто. По моим прикидкам она составляет не менее 50 га без учета обособленных кладбищ и тех частей, которые не видны на космосъемке. Где-то в его недрах скрыта могила коня Александра Македонского, а может быть его самого.
4. Для сравнения, крупнейший современный некрополь Восточной Европы - современное кладбище города Перми имеет площадь в 210 га.
Вид с запада, с площадки старой части некрополя на останец с вырубленной внутри мечетью Бекет-Ата. Цементная "нашлепка" изготовлена при восстановлении мечети и предохраняет ее от дальнейшего разрушения. На дальнем плане современная Верхняя мечеть культурного центра Бекет-Ата в Эски-Бейнеу.
Короткое видео с панорамой некрополя, снятое с макушки останца в котором вырублена мечеть Бекет-Ата
На протяжении всего средневековья в степях Мангышлака посменно кочевали: огузы, кипчаки, ногайцы, башкиры, туркмены и родо-племенные группы Младшего Жуза казахов - адаи, тама, табыны, кете, серкеши, берш и другие, а также в первой трети XVIII в. - калмыки. И все эти уочевые народы оставили после себя только погребальные сооружения, если бы конечно здесь не появился Бекет-Ата.
На сегодня в некрополе Эски-Бейнеу, приуроченному к зимним кочевьям, сохранилось до 800 (из них 500 только в древней части) мавзолеев и надгробий XVII-ХХ веков всех возможных местных видов и типов, начиная от менгиров и каменных "ящиков" (не только тавры использовали такой тип гробниц) и до вполне себе монументальных сооружений последних десятилетий в виде мавзолеев.
Еще с сакских времен, в полупустынях Мангышлака и Северного Приаралья древнейшие дошедшие до нас погребальные сооружения кочевников представляли собой курганы, зачастую с выложенной из дикого камня погребальной камерой или каменной обкладкой.
Сарматский каменный курган V-IV вв.до н.э. Макет из
краеведческого музея в Бейнеу.
Во время экспансии Хорезма на север, вне земледельческих районов, характерный для государственной религии зороастризм с его своеобразным погребальным обрядом не прижился в среде кочевников, которые по прежнему продолжали совершать грунтовые захоронения и отмечать их камнями. Хотя кто его знает как у них там было при Хорезме. Дахмы или "башни молчания" с осуариями на Мангышлаке не известны, но ничто не мешало оставлять своих умерших сородичей просто в степи в специально отведенных местах, подобно монголам. Так или иначе, с приходом ислама мусульманский погребальный обряд причудливым образом наложился на местные тюркские кочевые традиции и использование камня (благо в нем недостатка не было) в надмогильных сооружениях. В результате получилась та линия развития которую мы можем сейчас наблюдать.
Но вернемся в Эски-Бейнеу и по выложенной каменными плитами дорожке от мечети Бекет-Ата отправимся в саму древнюю часть "города мертвых". Самые первые надмогильные сооружения с которыми мы встречаемся это уже знакомые нам каменные столбики - кулпытасы и каменные "ящики" - сандыктасы двух разных типов.
На переднем плане два сандыктаса. Справа классический каменный ящик сандыктас из поставленных на ребро крупных плоских каменных плит. Слева - архаичный, выложенный из более мелких плит, уложенных горизонтально. Мне кажется, что эта простейшая конструкция слева в дальнейшем трансформировалась в более крупные сооружения типа саганатамы, характерные именно для этого региона.
Сандыктасы (каменные ящики - саркофаги) широко распространены на Мангышлаке, Устюрте и Эмбе и представляют собой надмогильные сооружения из крупных плоских каменных плит, имеющие вид прямоугольного ящика с крышкой. Иногда на крышке ставили каменный шлем, если это была могила воина. Различаются архаичные (из слабо обработанных плит) и архитектурно-художественные сандыктасы.
Скорее всего сандыктасы первоначально ставились отдельно, а позднее в сочетании с кулпытасами и койтасами. На некоторых из них присутствуют родовые тамги. Имеется немало примеров удачного сочетания сандыктаса с другими типами малых форм. В одном случае сандыктас из крупных каменных плит контрастно сочетается с богато декорированным койтасом, в другом с кулпытасом и койтасом. Смысловое значение такого сочетания для меня осталось загадкой.
Классический сандыктас с родовой тамгой адайцев в виде широкого наконечника стрелы с коротким черешком и маленьким менгиром перед ним
Тамга в виде стрелы укрупненно. Дополнительно на верхнем крае плиты для красоты вырезаны ушки, образующий замок с расколотой крышкой
Соседний сандыктас с тамгой в виде мавзолея или стремени (нет, это точно не навесной замок) и стрелой по центру. Кажется на предыдущем сандыктасе тоже прослеживается на этом же месте мавзолей.
Чуть подальше в глубину площадки сильно руинированный сандыктас архаичного типа из необработанных камней, огороженный белым штакетником. Вполне вероятно, что это одно из древнейших захоронений некрополя
Кулпытасы - еще один тип малых форм широко распространен на всей территории Казахстана. Сравнительное изучение кулпытасов разных эпох показывает, что наиболее ранние из них, как правило имеют шарообразную форму завершения столба, напоминающую человеческую голову. На основе этого факта и сведений литературных источников считается, что прообразом кулпытасов были древне-тюркские каменные изваяния человеческих фигур, которые под влиянием установок ислама постепенно утратили свои антропоморфные признаки. Основная масса кулпытасов Мангышлака представляет собой вертикальные, квадратного и восьмигранного (ранние) или прямоугольного сечения, каменные столбы-стелы, высотой 0,7-3,7 м, разбитые по высоте на три части: пьедестал в виде массивной плиты, ствол, обычно декорированный плоскорельефной орнаментальной резьбой, и фигурно обработанную венчающую часть. Пропорциональное построение частей бывает различно в зависимости от желания заказчика или от вкуса мастера-строителя.
Источник Каменные стелы кулпытасы на задворках первых двух, осмотренных нами, сандыктасов. Плоские кулпытасы прямоугольного сечения появляются в XIX веке и имеют сплошную орнаментацию с эпитафиями на арабском (в нашем случае внизу еще добавлена родовая тамга адайцев). К поздним формам относятся и плоские кулпытасы фигурной формы без орнамента.
Кулпытас как правило устанавливался либо сам по себе, либо с западной стороны могилы (надмогильной насыпи, койтаса, сандыктаса). Встречаются как внутри, так и снаружи мавзолеев и саганатамов. Кулпытас обычно изготавливался из цельного камня, изредка верхняя часть включает нескольких каменных блоков, скреплённых деревянными штырями. Форма кулпытасов разнообразна: это может быть простая плита, слегка расширяющиеся снизу-вверх с округлым или треугольным завершением; столбы, завершающиеся шаром; столбы со сложным завершением из многих элементов и т.д. Типичный орнамент - растительный (вьющийся стебель), используются также геометрические узоры - круги, ромбы, треугольники, сердцеобразные и мандалообразные знаки, вихревые розетки. На кулпытасах часто высечены тамги, изображения бытовых предметов, животных и оружия (сабель, кинжалов, пик, ножей). Точная датировка ранних кулпытасов неизвестна, так как древнейшие из них сильно разрушены. Появление традиции их установки относят ко 2-й половине XIV века.
Вид на кулпытасы с тыла
Происхождение кулпытасов - предмет научных споров: Многие учёные прослеживают древнетюркское происхождение: «регрессивное явление от скульптуры каменных баб к простому каменному столбу с шишкой на верху» (И. А. Кастанье). А. Г. Медоева предполагает, что кулпытасы произошли от оленных камней и менгиров. С. Е. Ажигали принадлежит гипотеза о близости кулпытасов к деревянным культовым столбам-коновязям.
Еще один сандыктас на фоне санганатамов. На этом фото видно как постепенно увеличивались размеры сооружения. Блоки пиленого известняка говорят нам о том, что кто-то тут собрался отстроиться
Руинированный сандыктас архаичного типа из необработанных камней
Следующий тип надмогильных сооружений - саганатамы (дословно саркофаги или мавзолеи), по всей видимости выросшие из сандыктасов методом масштабирования в большую сторону. Саганатамы, называемые в народе «керегетамы» представляют собой четырехугольные (редко многогранные) в плане каменные ограды, сооруженные из тщательно опиленных каменных блоков и плит, очень редко из жженого кирпича, с декоративной обработкой стен. Это сугубо казахский вид надмогильных сооружений. Основной ареал - Мангышлак, Устюрт, Эмба, Сагыз.
На весьма архаичном сандыктасе (сандыктас ли вообще это?) из положенных плашмя плит поставлены две башенки - торткулаки, обычно венчающие углы саганатамов. На заднем плане явно современный четырехгранный антропоморфный кулпытас изготовленный по образцу старых. Обратите внимание на сочетание символа ислама - полумесяца с родовой тамгой. Спереди прислонен еще один кулпытас, не пропадать же добру. На дальнем плане саганатамы.
Установившийся тип саганатамов обычно представляет собой прямоугольный параллелепипед без перекрытия, фасадная и задняя стены которого делаются несколько выше, чем боковые, для того, чтобы подчеркнуть их архитектурную значимость. В более высокой западной стене прорезается окно. По сравнению с купольными мавзолеями возведение саганатамов менее трудоемко и проще в техническом отношении, чем видимо объясняется широкое распространение этого вида мемориальных сооружений.
Большинство изученных саганатамов построено в конце XIX - начале ХХ веков. Однако они известны с периода средневековья и, возможно, в виде т.н. торткулакты-тамов, строившихся также без перекрытия, но имевших на четырех углах небольшие башенки торткулаки.
При общности объемной композиции саганатамы различаются по характеру архитектурной обработки фасадов и декора и могут быть условно разделены на три основные группы: 1) саганатамы, характеризующиеся рельефными вертикальными и горизонтальными членениями плоскостей наружных и внутренних стен; 2) надгробные сооружения отличающиеся оформлением верха парапета главного фасада блоками цилиндрической формы; 3) самая многочисленная группа саганатамов с гладкими стенами фасадов, высокими парапетами и иногда декоративными порталами. В дальнейшем она трансформируется в мавзолеи.
Источник Саганатам Бекена (1825-1859) из казахского рода Байжарык с современной табличкой и кулпытасом на переднем плане. Тамги сейчас не вырезаются, в вверху таблички указывается племя (дословный перевод слова "руы"), внизу - эпитафия. Хозяин этого сооружения явно застал строительство русскими в 1833-34 годах
Ново-Александровского укрепления неподалеку от Эски-Бейнеу.
Тут я уже сильно замерз и пальцы почти ничего не чувствовали, пронизывающий ветер продувал матерчатые перчатки, которые я к своему счастью нашел в машине. Голова и уши тоже замерзли. Не ожидал я такой погоды. По причине холода я стал плохо соображать и проглядел местную достопримечательность - священный шуметек. Так что делюсь фото от
varandej Наиболее известный анатомически правильный шуметек хранился у пещерной мечети Шопан-Ата по дороге в Босжиру, но... Как стало известно в феврале этого года - в апреле года прошлого шуметек из Шопан-Ата пропал. В это каменное изваяние и в наши дни заливали бараний жир или растительное масло, а после «вымаливали» зачатие и рождение детей. Также в расположенное в нужном месте отверстие засыпали мелкие монетки, пшено, как ритуальное подношение, чтобы усилить мужскую силу.
Смотрелся обмазанный жиром шуметек внушительно и жутко одновременно.
Постановлением Совета министров Казахской ССР от 26 января 1982 года некрополь и мечеть Шопан-Ата были приняты под государственную охрану. Однако из-за политических соображений символ фаллического культа не был взят на учёт специалистами, не был задокументирован и на него не составлялась учётная документация. По одной из версий камень уничтожили исламисты, по другой - шуметек украли в лечебных целях, ну или еще там для чего.
ИсточникОчень жалею,что комплекс Шопан-Ата мы по уважительной причине бездарно проскочили примерно в километре стремясь ко второй мечети Бекет-Ата в Огланды.То что в Эски-Бейнеу находится маленькая копия шуметека из Шопан-Ата вполне закономерно, ведь Бекет-Ата считал Шопан-Ата своим духовным наставником, хотя жили они в разное время.
Отправляемся по дорожке дальше на кончик мыса. Скопление сандыктасов с кулпытасами
«С незапамятных времен овцеводство было основной среднеазиатского хозяйство, и нечего нет естественнее, чем овца - радость, богатство, жизненный нерв номада, - доставляющая ему буквально все необходимое для питания и других потребности, играющая первенствующую роль в его рассказах и суевериях, и в его искусстве является главным мотивом»
Немецкий исследователь Р. Карутц. 1903 год
Сандыктасы, а на переднем плане еще одна малая скульптурная форма - койтас или камень-баран. Справа на дальнем плане - второй.
Койтасы - это культ барана, дословно "камень-баран", надгробное сооружение малой архитектурной формы в виде постамента с помещенным на него зооморфным "телом" различной конфигурации (параллелепипед, цилиндр, трапеция и т.п. Койтас представляет собой декорированный резьбой монолитный каменный блок. Если памятники этого типа выстроить в ряд, то крайние точки этого ряда займут реалистическое изображение барана и в общем-то совсем не похожий на барана декорированный цилиндр (полуцилиндр).
Койтас еще более-менее похожий на барана. Хотя я бы сказал - похожий на седло. Это надгробие я не заметил, фото
varandej По одной из версий с установкой койтасов связывались представления людей о том, что удача, благодать не исчезнут из рода вместе с ушедшим из жизни человеком, а останутся, воплотившись в каменное изваяние. Возможно установка скульптуры барана над погребением связана с древними представлениями или трактовкой барана, как жертвенного животного. Я бы конечно поставил в первую очередь на эту версию.
Наиболее известные и выразительные скульптуры баранов, хорошо сохранившиеся на Мангышлаке, установлены на каменных трех-, а иногда и более ступенчатых пьедесталах. Особо подчеркнута сила животного, внизу обязательно изображено оружие. Больше половины сохранившихся на Мангышлаке койтасов имеют стилизованный характер. В основном это только четыре столбика по углам памятника, корпус с подсечкой снизу, головная часть с выделенными орнаментально или солярной розеткой роговидными деталями. Композиция и пластика, соотношение деталей, орнаментация бесконечно варьируются, не имеют установившихся форм и типов.
Сколько здесь койтасов вы видите? А кулпытасов?
Каждый мастер создавал свой вариант койтаса. При этом памятники, созданные в XIX веке, по пластике и орнаментации гораздо интереснее более древних.
Ранние койтасы имеют вид скульптурного изображения барана и покрыты рисунками бытовых предметов, изображениями секир, сабли и др. Койтасы позднего периода представляют собой целый блок, покоящийся на земле или пирамидальной возвышенности, завершение которого имеет округлую форму в виде полуцилиндра и покрыто орнаментальной резьбой.
Эти бараны больше походят на каменные скамьи. Справа какая-то непонятная белая штукенция, похожая на шуметек. Или это тоже баран?
По мнению многих исследователей, этнографов скульптурное изображение барана под влиянием ислама утратило свои реалистические черты. В XIV - XV веках, когда исламизация только набирала силу, на погребениях воинов устанавливали каменные, реалистически выполненные фигуры баранов. Изваяния были покрыты рельефными изображениями. В более позднее время, в XVII - XIX веках, под влиянием запрета ислама изображать живые существа, скульптуры баранов над могилами воинов сменили горизонтально расположенные каменные стилизации - койтасы.
Их форма очень отдаленно напоминает баранов или вообще не имеет с ними никакого сходства, но идея сакральности, святости этого животного осталась. На некрополях Устюрта и Мангышлака сохранилось лишь несколько каменных баранов, выполненных в реалистической манере. К сожалению, большинству из них мусульманские ортодоксы отбили головы...
Источник На одном фото: койтас, кулпытас, сандыктасы и саганатамы. На дальнем плане семейка мавзолеев
Иногда на крышку сандыктаса укладывалось несколько плит и получались трех- или пятиступенчатые конструкции - уштасы и бештасы (троекамни и пятикамни). Потом пошли по пути упрощения ликвидировав ящики и оставив одни плиты (вероятно этому еще предшествовали попытки ставить ящики друг на друга), а затем увеличили размеры до ступенчатых мавзолеев-зикуратов. Ранние уштасы и бестасы не имеют декоративного оформления, за редким исключением на них встречаются рельефные изображения кривой сабли, а поздние сплошь покрыты орнаментальной резьбой и расписаны.
Источник К сожалению, в Эски-Бейнеу я таких форм не встретил
Ну разве что вот это ступенчатое надгробие типа уштаса на втором плане. Или все-таки это баран на ступенчатом постаменте? На переднем плане точно баран, или вы сомневаетесь? Иногда койтасы устанавливают на покрытие сандыктаса, но здесь я такого симбиоза не видел.
Классический саганатам. Благодаря тому, что он развалился, видно, что внутренняя основа сооружения выполнена из дикого камня, а внешняя отделка из тщательно обработанных и подогнанных друг к другу плит. Кстати, окошечко тут, как мне кажется смотрит почти на юг, а не на запад, как положено.
Еще один саганатам аналогичной конструкции. Если бы не его разрез вскрывающий имитацию крупных монолитных блоков, то своей "циклопической" кладкой сооружение вполне бы напоминало античные постройки где-нибудь в Анатолии, да и от готики что-то в нем есть.
Отойдем чуть от края обрыва к давно примеченному мавзолею. С первого взгляда становится понятным, что его форма выросла из саганатама путем строительства покрытия над оградой в виде купола. Интересно, это так сразу было задумало и поздняя надстройка? Ориентация у него явно опять не задалась. Рядом более скромные саганатамы с более верной ориентацией окном на запад, послужившие прототипом сооружения .
Самый красивый из встреченные мной в Эски-Бейнеу саганатам с росписью. Белые вставки - последствия реставрации. Все правильно сделано, новодельные участки на месте утраченных отличаются от подлинных
Выходим в самую северо-восточную часть некрополя. Древнюю его часть с севера активно подрезает современная застройка.
Современные саганатамы из пиленого известняка с темными лентами раствора и венчающими углы торткулаками смотрятся несколько нелепо как гаражи из силикатного кирпича на фоне сталинок.
На месте правильно сориентированного на запад окошечка установлены таблички с именами хозяина домика. Такой вот попсовый ренессанс погребальных памятников XIX века. В этом саганатаме покоится Тугелбай (1945-2018) из рода Новый Коскулак. Его сосед - Каным из другого рода также умерший в 2018 году. Это наблюдение показывает, что сейчас захоронения группируются не по родовому принципу, а по хронологическому.
Взгляд на уходящую на север, а затем поворачивающую к Каспию балку с пересыхающим водотоком
Отправляемся обратно пересекая древнее кладбище в центральной части. Еще один выросший из саганатама мавзолей
Постепенно "застройка" становится плотнее и чувствуется "давление" на старую часть современных насельников. Вдалеке три однотипных саганатама с вертикальным членением фасадов
Саганатамы и современные мавзолеи на дальнем плане. Один мавзолей имеет не купол, а сводчатое покрытие
Постепенно выходим к тому месту, где мы от мечети Бекет-Ата поднялись на плато. Один из купылтасов ранней четырехгранной формы
Я не удержался и немного вернулся к саганатаму с вертикальным членением фасада "классического дорического ордера"
Исходя из выше изложенных наблюдений у меня сложилось четкое представление, что в строительстве надгробных сооружений не было единой эволюционнной линии и одни формы не сменяли другие в последовательном хронологическом порядке. И как это не странно звучит, разные формы не связаны с разными этносами или родами. Дарвинизмом и типологией Оскара Монтелиуса здесь и не пахнет. Такая сборная солянка чем-то сродни современной теории антропогенеза, когда разные виды предков человека сосуществуют на одной территории в одно и тоже время и даже скрещиваются друг с другом. Подобное разнообразие надмогильных сооружений на некрополях Мангышлака при достаточно поверхностном взгляде я бы объяснил модой, социальным статусом и материальным положением. Безусловно, в рамках одного вида сооружений конечно присутствует эволюционная изменчивость с элементами внезапного ренессанса или регресса. В общем все как и на наших кладбищах: для нас все надгробия одинаковые, для стороннего человека или специалиста - разные.
Мешанина и старых и современных саганатамов и мавзолеев.
Здесь на фасаде четко видна датировка саганатама этого уважаемого человека по фамилии Санторе (1903-1994) из рода Адай, прожившего 91 год. Вероятно это фамильная усыпальница. Помимо патриарха здесь похоронены: жена Тастемира, невестка Кебеса - Кенжебек Кызы Сэнторе и Кенжибек улы Сансызбай (1926-2006) из рода Косай Тиней Туркменадай. Почему такое странное сочетание нам не известно.
Слева санганатам выполнен из плит со странными кавернами. Я было даже изначально подумал, что это бетонные тротуарные отливки. Но скорее всего это сделано специально для скрепления кладки.
Вы наверняка хотели узнать, что же находится внутри саганатама? Давайте заглянем через парапет. Там... ничего нет
Но иногда внутри встречаются погребальные носилки с ножками, которые по здешней традиции кладут на могилу. То же делают и в Каракалпакии несколько южнее
Выходим на край балки с мечетью Бекет-Ата и мимо современных саганатамов устремляемся в южную часть некрополя, там виднеется нечто примечательное. Как вы уже наверное заметили, традиция устраивать мавзолеи расцвела пышным цветом в Казахстане в последние 30 лет. Все хотят чтобы было побогаче... Но на Мангышлаке с ними успешно продолжают конкурировать традиционные и более бюджетные саганатамы, правда не такие красивые, как в XIX веке, а похожие на гаражи из пеноблоков или силикатного кирпича.
Из верховьев балки бросим взгляд на пещерную мечеть Бекет-Ата где мы уже побывали
Следующий участок кладбища встречает нас двумя высохшими столбами-деревьями похожими на священные столбы - пир и двумя могилками за белым штакетником. Приблизимся.
Эти обособленные могилки выделяются на фоне современных саганатамов
В первой могиле под пирамидальной конструкцией типа уштаса покоится Аманбай-Ата (1848-1930) из рода Коскулак-Тогызак - известный в Казахстане суфий и провидец. По преданию перед смертью он сказал: «Власть русских продержится еще 70 лет. Но после этого срока сама по себе распадется, без кровопролития. Пока это правительство не укрепится, оно будет обещать, что поможет бедным и сиротам, но после политика изменится... Только после распада этого правительства Казахстан станет суверенным государством, люди вернутся к своим истокам, к своей традиционной религии, наступят благостные времена. Дальше я уже не вижу, стар уже. Прощайте». Из странного, согласно единственному встреченному мной тексту на тему Аманбай-Ата его годы жизни 1830-1932, проживал в землянке на территории Актюбинской области, умер на Мангышлаке в ауле Науирзек местности Мешитсу, что в 70 км от Огланды, где он похоронен. Как могила суфия оказалась в эски-Бейнеу я честно не понимаю...
Рядом с могилой суфия еще один примечательный монумент. Здесь под уштасом с обелиском и звездой покоятся останки Нацирзека Цигирбая из рода Адай-Коскулак, родившегося в 1920 году, призванного из Туркменской ССР в 1943 году, сражавшегося в составе 144-ой стрелковой дивизии и погибшего 4 февраля 1944 года в бою за деревню Павлюченко Витебской области. Примерно там же и в то же время где погиб мой дядька
Беларуская земля принесена на это кладбище или перенесена с братского кладбища 8 августа 2009 года? Я не очень силен в казахском. Получается. что могила кенотаф?
На этом я заканчиваю экскурсию по удивительному некрополю Эски-Бейнеу. Побежал греться в машину. А в завершении несколько черно-белых вариантов фото.
На этом пока все. Надеюсь вы не сломали себе глаза об неудобопроизносимые названия?
Предыдущие репортажи этого дня:
1.
Ворота в Эски-Бейнеу и карьер Баксыйык2.
Пещерная мечеть Бекет-Ата в Эски-Бейнеу Навигация по материалам моего Большого Средне-Азиатского путешествия здесь Дзен-репортаж здесь...