Продолжим экскурсию по советской океанской дизель-электрической подводной лодке Б-440 проекта 641 (Foxtrot). Впереди нас ждут кормовые отсеки, а пока чуть вернемся к истории строительства.
Подводная лодка Б-440 была заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде, спущена на воду 16 сентября 1970 года и вступила в строй 25 декабря 1970 года. Я специально повторно заостряю внимание на этих деталях, т.к. многие мои читатели не умеют считать, а когда им удается правильно вычесть из одной цифры другую, то удивляются - как так, спустили на воду за три с половиной месяца? Действительно цикл строительства подводных лодок от закладки до вступления в строй составлял зачастую всего 6-7 месяцев. Тут стоит оговориться, что спуск на воду не означал полную достройку корабля. Работы продолжались уже на плаву до ввода в строй.
Такие высокие темпы строительства были возможны благодаря применению отработанного на предыдущем 613-м проекте поточно-секционного метода (как бы сейчас сказали модульного), скопированного у гитлеровской Германии, с широким с использованием автоматической сварки с рентгенографическим контролем сварных швов, применялась широкая унификация комплектующих и материалов. Лодка по своей конструкции была двухкорпусная, цельносварная с использованием стали АК-25 толщиной 22-35 мм.
Всего на трех заводах Ленинграда было построено 75 подводных лодок пр.641 разных модификаций (изначально планировалась постройка 160 шт). Предыдущий проект 613 был реализован в количестве 213 единиц при 340 по плану. Представляете сколько только дизельных подводных лодок было в СССР без учета атомных?
Вновь обратимся к схеме общего устройства подводной лодки проекта 641. На этот раз нас интересуют отсеки с пятого по седьмой. Это особенно интересно, т.к. в подводной лодке Б-307 более позднего проекта 641Б эти отсеки закрыты к посещению. Для сравнения остается только лодка Б-413 в Калининграде - первая из музеефицированных лодок проекта 641. История проекта и его ТТХ были
здесь.
Как уже говорилось, лодка разделена переборками на 7 отсеков:
1 отсек - торпедный (здесь мы уже побывали).
2 отсек - жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами - аккумуляторные батареи.
3 отсек - центральный пост.
4 отсек - жилой отсек, с камбузом. Под палубами - аккумуляторные батареи.
5 отсек - дизельный.
6 отсек - электромоторный.
7 отсек - торпедный.
Схема подводных лодок проекта 641
1 - антенна ГАС активный тракт. 2 - антенна ГАС тракта шумопеленгования. 3 - антенна станции звукоподводной связи. 4 - цепной ящик якорного устройства. 5 - носовые торпедные аппараты. 6 - стеллажный боезапас. 7 - носовой аварийно-спасательный буй. 8 - торпедопогрузочный люк. 9 - баллоны ВВД. 10 - каюты офицерского состава. 11 - аккумуляторная яма 1 и 2 группы. 12 - боевая рубка. 13 - верхний рубочный люк. 14 - командирский перископ. 15 - РДП. 16 - газоотвод выхлопа дизелей. 17 - аккумуляторная яма 3 и 4 группы. 18 - кают-компания старшин. 19 - шумовая выгородка, пост управления дизелей. 20 - дизель. 21 - станция управления ГГЭД. 22 - ГГЭД. 23 - станция управления ЭД экономхода. 24 - кормовой аварийно-спасательный люк. 25 - станция системы гидравлики. 26 - ЭД экономхода. 27 - кормовой аварийно-спасательный буй. 28 - кормовые торпедные аппараты.
Источник схемы Перейдем из четвертого отсека в пятый где расположены дизеля. Первое помещение куда мы попадаем это небольшой герметичный подотсек откуда осуществлялось управление дизелями. Это сделано специально для снижения уровня шума и загазованности при работе дизелей на экипаж. На кормовой стенке здесь расположены приборы контроля и управления дизелями.
Интересно, что на лодке Б-413 набор аппаратуры здесь несколько иной. Почему так, я не понял. Да и командирский перископ там почему-то выдвигается из боевой рубки, а не центрального поста как здесь. На нашей лодке в рубку проход был временно закрыт (люк не исправен и мог обрубить пальцы) и сравнить не получилось.
Источник фото Заходим в отсек с дизелями. На фото вид в сторону кормы. Большая часть дизелей с валами отбора мощности скрыта под палубой, а центральный дизель вообще демонтирован для удобства прохода экскурсионных групп. Еще ниже дизелей расположены топливные и топливо-балластные цистерны. Это когда на место солярки по ее израсходованию набирается морская вода, а потом все это сливается море.
Силовую установку лодок проекта 641 составляли три двухтактных дизеля 37Д с газотурбонаддувом мощностью по 2000 л.с. При эксплуатации лодок был выявлен ряд недостатков, в том числе снижение поперечной остойчивости в подводном положении и отсутствие запаса по водоизмещению для модернизации. Поэтому на последних лодках, которые строились на Ленинградском Адмиралтейском объединении дизеля были заменены на 4-х тактные дизели 2Д42 Коломенского завода мощностью 1900 л.с. при 500 об/мин (работали с системой дистанционного управления ДАУ-2Д42 и имели массу на 8 тонн меньше, чем 37Д) или 2Д42М мощностью по 2000 л.с. как в нашем случае и у до сих пор действующей лодки Б-435 ("Запорожье") . Дополнительно был полностью перекомпонован четвертый отсек и лодки получили новые аккумуляторные батареи повышенной емкости 48СМ.
С двух оставшихся дизелей сняты верхние крышки благодаря чему стал виден механизм газораспределения и образовалось удобная для витрин поверхность
Помимо дизелей в отсеке расположена система кондиционирования, два дизель-компрессора, вдувные и вытяжные вентиляторы, система вывода отработанных газов. Над выходом из отсека в кормовую часть закреплены три круглых бочкообразных агрегата у центрального из которых демонтирована нижняя часть. Жалею, что не заглянул внутрь. Это захлопки системы вывода отработанных газов дизелей за борт. Выхлопные трубы оборудуются специальными захлопками, выдерживающими большое давление забортной воды и работающими в автоматическом режиме. Захлопки обеспечивают безопасность в режиме работы двигателей под водой (РДП) и не допускают случайное попадание забортной воды внутрь лодки в случае если захлестывает шнорхель, а также в режиме подводного хода. Знаете, наверное, что наиболее частый случай утопления подводных лодок это незакрытые отверстия забора воздуха или выхлопных труб? От дизелей к захлопкам сейчас идут только фрагменты выхлопных труб. Ниже захлопок расположена два компрессора, скорее всего с электрическим приводом (?). Не похожи они на дизельные.
Все три элемента конструкции левого борта в комплексе: захлопка, компрессор, дизель. Надеюсь подводники в комментариях пояснят, если я где-то ошибся, а также что и как работает.
Захлопка правого борта крупным планом. Видно что она рассчитана на большое давление забортной воды, а также может приводиться в действие вручную
Примерно также выглядит дизельный отсек на лодке Б-413 в Калининграде, только тут центральный дизель на месте и крышки не сданы в металлолом.Труб здесь сохранилось больше, равно как и приборов по стенкам отсека. Центральная захлопка в целости и сохранности, не разобрана. Над бортовыми дизелями расположены стеллажи, наверное для запасных частей и агрегатов.
Источник фото Вид в носовую часть дизельного отсека. Верху вентиляторы системы кондиционирования? И да, интересно, а на воздуховодах к ним есть захлопки и где они?
Переходим в следующий отсек номер шесть - электромоторный. На верхней палубе расположена станция управления главными электродвигателями подводного хода, пост управления двигателем подводного экономичного хода, электротехнические шкафы ходовых станций (центральный шкаф удален), гальюн, компрессоры. На фото вид в сторону кормы. Справа две койки для отдыха экипажа.
Подводный ход лодки обеспечивали два электродвигателя подводного хода ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. для бортовых валов и один электродвигатель подводного хода ПГ-102 мощностью 2700 л.с. для центрального вала. Также на одном валу с ПГ-102 был размещен электродвигатель экономического подводного хода ПГ104 мощностью 140 л.с. Они расположены под палубой.
Еще один вид в сторону кормы. На дальнем плане слева выгородка гальюна, проход в седьмой отсек и (справа) электрокомпрессор левого борта. Для чего интересно?
Пройдем чуть дальше. Ходовая станция станция электродвигателя экономхода демонтирована
Вот так выглядит пост управления левым электродвигателем на торце шкафа главной ходовой станции левого электродвигателя. К сожалению, шильдики не читаются, а крупнее я не снял. Зачем нужен штурвал в центре и велосипедный руль внизу? Это же электродвигатель. Поставили бы выключатели или рубильники. Или педаль как в троллейбусе.
Приборы рядом. Справа гидравлическая машинка клапана вентиляции балластной цистерны № 8. Слева неизвестный мне прибор. По всей видимости он служит для управления расположенным ниже компрессором
Электрокомпрессор ЭК10-1 левого борта. Для чего он используется я не знаю
Напротив компрессора в специальной выгородке помещения гальюна и умывальника. Обратите внимание сколько всевозможных агрегатов расположено в гальюне. Свободное пространство на лодке стараются использовать по максимуму
Перед гальюном со стороны носа трап на палубу ниже - к электродвигателям подводного хода. В режиме зарядки аккумуляторов они работают как генераторы. Туда для посетителей проход почему-то закрыт, но я, исхитрившись, сделал несколько кадров вниз. Правда не совсем понял, что на них попало. На электродвигатель правового борта это плохо походит. Одно несомненно, это какой-то агрегат, расположенный между электродвигателем и гребным валом. Точнее гребной вал с ним соосен и через него соединяется с электродвигателем.
Интересно, что дизельные подводные лодки обладают существенным преимуществом перед атомными. Их гребные электродвигатели менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных подводных лодок. Это одна из причин, почему в СССР параллельно с атомными подводными лодками продолжали строить дизельные.
Тоже самое будет, если посмотреть в другую сторону на центральный и левый агрегаты. Электродвигатели должны быть где-то за ними, ближе к носу. А это скорее всего какие-то соединительные муфты между электродвигателями и гребными валами. Как они работают и для чего нужны я не понял. Или они выполняют функции сцепления?
Проходим в седьмой кормовой отсек. Он достаточно длинный. В нем расположены: станция системы гидравлики, приводы рулей управления, четыре кормовых торпедных аппарата, люк аварийно-спасательного выхода, откидные койки для отдыха экипажа, а под палубой электродвигатель экономхода. Здесь же оборудована небольшая экспозиция водолазного снаряжения и техники. По правому борту отсека прорезана дверь для удобного выхода посетителей, закончивших осмотр музея
Движителем подлодки служили три винта изменяемого шага. Рули вертикальный и кормовые горизонтальные имели гидравлический привод, электрический и резервный ручной. На ПЛ использовался стабилизатор глубины "Мрамор" (автоматическое управление плавучестью лодки и горизонтальными рулями).
Вид на верхнюю часть отсека. Там можно заметить балки и тали. Для чего они? Очень похоже на устройства загрузки торпед в торпедные аппараты. Но вот чего я не понял, - как сюда подавали боезапас торпед? Люка загрузки торпед здесь нет. Загружали через трубы торпедных аппаратов? Был ли запасной боезапас? По всей видимости нет. Но зачем тогда эти тали и балки?
Справа при входе в отсек нас встречает "чучело" водолаза в вентилируемом водолазном костюме. Интересно, что в лодке Б-413 в Музее мирового океана в Калиниграде тоже экспозиция водолазного снаряжения расположена в кормовом отсеке
Водолазная станция или ручной водолазный насос для подачи воздуха водолазу в костюме что слева от него. На дальнем плане гидравлические насосы привода рулей
Сразу при входе в кормовой отсек, сверху, можно увидеть люк аварийно-запасного выхода. Кормовой отсек служит убежищем для команды в случае возникновения аварийной ситуации. Покинуть его можно через этот люк, оборудованный резиновым рукавом. Не совсем понимаю зачем он здесь нужен. Если наличие такой насадки оправдано при выходе через рубочный люк, чтобы во время шторма вода не разлеталась по лодке. То тут, в случае аварийной ситуации, когда до люка можно добраться только при заполнении отсека водой (трап отсутствует) ее назначение мне не совсем понятно. Или она в расправленном виде превращает отсек в водолазный колокол, создавая воздушную подушку вверху? Тем не менее гибель части экипажа Б-37 в седьмом отсеке произошла из-за невозможности добраться до этого люка когда отсек был заполнен продуктами горения, а не водой. Допрыгнуть было не всем по силам.
Напротив водолазной станции расположена витрина со спасательным снаряжением подводника. Куда входит спасательный гидрокомбинезон подводника СГК-60 и изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59. Гидрокомбинезон предназначен для защиты подводника при аварийном покидании лодки с глубины от 100-120 метров и других аварийных ситуациях. Вес 16 кг. ИДА-59 - аппарат дыхания с замкнутым регенерационным циклом. расчетное время действия 2-2,5 часа. Вес 14 кг. В комплекте с гидрокомбинезоном служит для аварийного покидания лодки.
Небольшая экспозиция одежды водолазов и сварочного оборудования для подводной сварки. На витрине знаменитый водолазный свитер, кальсоны, водолазная феска и чулки.
Из сварочного оборудования представлены: электродержатель ЭПС-2 для сварки и резки стали под водой (слева) и электро-кислородный держатель ЭКД-4-60 для резки стали под водой. СССР, 1983 г. (справа). На заднем плане какой-то корпус. сильно напоминающий корпус гирокомпаса. зачем он здесь?
Заканчиваем с водолазным и спасательным снаряжением и устремляемся к торпедным аппаратам
Четыре торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм. Их нумерация продолжает нумерацию носовых аппаратов. Правда здесь крышки не такие красивые и не украшены звездами, как в носовом отсеке. Лодка могла осуществлять торпедную стрельбу с глубины до 80 метров.
Между торпедными аппаратами расположен стрельбовый прибор
Слева по правом борту баллоны со сжатым воздухом для запуска торпед. Какие-то они скромные по размерам. Неужели их объема хватит, чтобы вытолкнуть торпеду из аппарата?
Здесь все торпедные аппараты закрыты крышками, а вот в Калининграде на лодке-музее Б-413 один аппарат в кормовом отсеке открыт и можно посмотреть, как он выглядит внутри. Интересно, не правда ли?
Источник фото Стрельбовый аппарат или как тут написано на этикетажке - блок автоматики управления торпедными аппаратами
Стрельбовый аппарат и вид от торпедных аппаратов в сторону носа. Сверху спускается кожух люка аварийно-запасного выхода. Это чтобы понимать. сколько до него надо прыгать. У меня просто фобия какая-то развилась, даже сон потом снился в котором я не мог допрыгнуть.
Покидаем внутренности "железного кита" и по наружному трапу поднимаемся на верхнюю палубу подводной лодки. Что мы там увидели, будет в следующем репортаже ко Дню подводника.
Использована справочная информация следующих ресурсов:
1.
Подводные лодки проекта 6412.
Проект 641 Foxtrot3.
Б-4404.
Проект 641 Навигация по всем материалам проекта Вкруг Онеги 2018 и предыдущим репортажам о подводной лодке Б-440
здесь Дзен-репортаж здесь...