Ровно четыре года тому назад прославленный тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" пройдя Гибралтар традиционно дымил в неудержимом порыве по возвращению в родную гавань. Первое в истории боевое применение единственного авианосца современной России закончилось весьма неоднозначно. Рейд в Сирию произвел неизгладимое впечатление на западных журналистов, еще задолго до прибытия в позиционный район. Жители туманного Альбиона своими глазами могли наблюдать черный столб дыма, вырывающийся из самой большой трубы ВМФ России. Конечно они сильно волновались на предмет того, не просрочен ли у "Кузи" сертификат соответствия на Евро-4. Но позже их успокоили, сказав, что все норм, так и было задумано и никакого вреда экологи этот "ноев ковчег" не нанесет, содержание вредных примесей в выбрасываемых продуктах горения соответствует нормам, а мусор по традиции 90-х валят не в море, а в каюты где-то на нижних палубах.
Потом была длительная боевая работа авиационного соединения по сбрасыванию гуманитарной помощи голодающим женщинам и детям Сирии. О подробностях официальные лица и выгодополучатели умалчивают, но, надеюсь, получатели гуманитарки по достоинству оценили оригинальность способа доставки грузов. Всего было совершено 420 боевых вылетов, из них 117 ночью. Отмечено 1252 случаев адресной точечной доставки.
По разным оценкам данная операция обошлась российским налогоплательщикам в 7,5-10 млрд. руб. В эту сумму вошли и два потерянных самолета.
Так 14 ноября 2016 года во время захода на посадку на борт корабля прервал тренировочный полет из-за технической неисправности МиГ-29КР. Летчик катапультировался, был обнаружен спасательной службой в нескольких километрах от авианосца и доставлен на борт. По мнению "Независимой газеты" Незадолго до выхода в дальний поход авианосца «Адмирал Кузнецов» появилась информация о незавершенности цикла испытаний самолетов МиГ-29КР/КУБР и едва начатой подготовке пилотов для них. Корабль традиционно нес самолеты Су-33 и Су-25УТГ из состава 279-го ОКИАП Морской авиации Северного флота. В начале июля самолеты этого полка прибыли на авианосец после прохождения подготовки на Наземном испытательно-тренировочном комплексе (авиационном) НИТКА в крымском городке Саки. А вот истребители-бомбардировщики МиГ-29 из недавно сформированного 100-го ОКИАП авианосец должен был принять позднее, поскольку они находились в городе Ейске (Краснодарский край), где во времена принадлежности Крыма к Украине начали строить другой - российский комплекс НИТКА.
МиГ-29КР/КУБР. Фото пресс-службы АО «РСК «МиГ»
Перед походом "Кузнецова" Минобороны распространило сообщение с цитатами из доклада главе ведомства начальника морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина. «Строительство трамплина и разгонного участка закончено, они готовы к сдаче в эксплуатацию, - говорил генерал. - На сегодня готовность аэрофинишеров составляет 90%. Их строительство будет завершено в мае… Весь комплекс будет сдан полностью к концу этого года». А 6 сентября 2016 года информагентства распространили более подробные пояснения Кожина: «Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания - это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».
Ясно, что полностью цикл испытаний самолеты МиГ-29КР/КУБР не прошли к началу дальнего похода в середине октября. Но нет точных данных о том, сколько именно «мигарей» 100-го ОКИАП принял все-таки на борт авианосец перед дальним походом и в каком техническом состоянии они находятся. А еще не понятно, сколько летчиков прошли полноценную подготовку к полетам с палубы «Адмирала Кузнецова». Они начали такие тренировки уже по приходу в Средиземное море… По официальным данным, в Саках прошли подготовку к полетам на МиГ-29КР/КУБР всего семь летчиков, включая военных и гражданских летчиков-испытателей, а также пилотов 100-го ОКИАП. Поэтому, скорее всего, именно человеческий фактор привел к падению МиГ-29 у берегов Сирии.
Источник Истребитель Су-33 во время боевого вылета с палубы тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» Снимок с видео Минобороны РФ/ТАСС
Второй случай произошел менее чем через месяц. 5 декабря 2016 года при посадке на корабль, из-за обрыва троса аэрофинишера, был потерян Су-33. Пилот успел катапультироваться и доставлен на борт.
После многотрудной, полной невзгод и опасностей службы у берегов Сирии наш "Кузя" отправился домой на достойный отдых, ремонт и техническое обслуживание. Но как оказалось, главные злоключения поджидали его не на войне, а в родной гавани. Сначала в ночь на 30 октября 2018 года под ним затонул плавучий док, прощальным привет от которого послужило падение 70-тонного башенного крана на палубу авианосца. А спустя чуть более года 12 декабря 2019 года на авианосце возник пожар на площади 600 кв. м, ущерб от которого до сих пор толком не подсчитан. После этого российские СМИ по какой-то причине потеряли интерес к авианосцу "Адмирал Кузнецов".
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" у причала 35-го судоремонтного завода в Ленинском округе Мурманска в январе 2021 года
В прошлом году у меня вышел цикл репортажей посвященных особенностям службы на авианосце в лихие 90-е годы, дыму из трубы и всему-такому прочему, что в информационном вакууме вызвало неподдельный интерес у аудитории Дзена. Более того, меня стали спрашивать в директе на предмет свежих фото авианосного крейсера "Адмирал Кузнецов" (не иначе омериканская разведка). Особо предложить мне было нечего, но тут как никогда кстати натолкнулся на самый жир на одном известном в узких кругах канале. В конце обязательно дам ссылку.
Эти фотографии по всей видимости были сделаны в дни новогодних каникул и наверное являются не только самыми свежими, но и достаточно информативными с легким налетом художественности.
ТАВКР "Адмирал Кузнецов" у причала 35-го судоремонтного завода в Ленинском округе Мурманска в январе 2021 года. На фото хорошо виден целый вахтовый поселок строителей и судоремонтников, построенный в ВПП авианосца. Его можно долго и в деталях разглядывать, пытаясь понять назначение построек и разбираться в лабиринтах, соединяющих их коммуникаций.
Авианосец "Адмирал Кузнецов" просто огромен, даже в сравнении с буровой платформой на дальнем плане
Больше всего меня удивил не городок на палубе корабля, те строительные леса, которые возведены вокруг надстройки "Кузи". Такое впечатление, что ее как какой-нибудь памятник архитектуры, собираются реставрировать методом полного сноса, чтобы потом построить заново из стекла и металла, повесив табличку: "Охраняется государством".
На этом фото хорошо видна сложная конструкция строительных лесов
Еще раз строительные леса на борту "Кузи" укрупненно. Не ожидали, наверное, такого увидеть?
Использованы фотографии из Инстаграма Ланы Сатор
@lanasator Заходите по ссылке, там есть еще фото "Кузи" и много чего любопытного. У хорошего человека и Инста на пользу дела сгодится.
Предыдущие мои репортажи на тему ТАВКР "Адмирал Кузнецов" можно выудить вот
по этой ссылке Дзен-репортаж здесь...