В предыдущем репортаже мы с вами осмотрели плещущуюся на водной глади Вытегорского водохранилища дизель-электрическую подводную лодку Б-440 проекта 641 снаружи и успели пройти в ее первый торпедный отсек. Уступая настойчивым пожеланиям читателей, продолжим нашу экскурсию и пройдем в следующие три отсека.
Но вначале обновим в памяти ее общее устройство согласно прилагаемой схеме. История проекта и его ТТХ были
в предыдущем репортаже.
Схема подводных лодок проекта 641
1 - антенна ГАС активный тракт. 2 - антенна ГАС тракта шумопеленгования. 3 - антенна станции звукоподводной связи. 4 - цепной ящик якорного устройства. 5 - носовые торпедные аппараты. 6 - стеллажный боезапас. 7 - носовой аварийно-спасательный буй. 8 - торпедопогрузочный люк. 9 - баллоны ВВД. 10 - каюты офицерского состава. 11 - аккумуляторная яма 1 и 2 группы. 12 - боевая рубка. 13 - верхний рубочный люк. 14 - командирский перископ. 15 - РДП. 16 - газоотвод выхлопа дизелей. 17 - аккумуляторная яма 3 и 4 группы. 18 - кают-компания старшин. 19 - шумовая выгородка, пост управления дизелей. 20 - дизель. 21 - станция управления ГГЭД. 22 - ГГЭД. 23 - станция управления ЭД экономхода. 24 - кормовой аварийно-спасательный люк. 25 - станция системы гидравлики. 26 - ЭД экономхода. 27 - кормовой аварийно-спасательный буй. 28 - кормовые торпедные аппараты.
Источник схемы Лодка разделена переборками на 7 отсеков:
1 отсек - торпедный (здесь мы уже побывали).
2 отсек - жилой отсек, с кают-компанией. Под палубами - аккумуляторные батареи.
3 отсек - центральный пост.
4 отсек - жилой отсек, с камбузом. Под палубами - аккумуляторные батареи.
5 отсек - дизельный.
6 отсек - электромоторный.
7 отсек - торпедный.
На фото штатный люк в переборке между первым и вторым отсеками. На крышке отмечено давление 10 кг/кв см и объем отсека 118 куб м. Справа, на месте рубки гидроакустиков, сделанный для удобства посетителей проход между первым и вторым отсеками с пандусом. Не могу найти ответа на вопрос, почему со стороны первого отсека на штатном люке нанесено допустимое давление в 15 кг/ кв см. Может быть потому, что крышки две и они разной прочности?
Слева от "входного" люка в отсек расположен пост по управлению питанием двигателей лодки от аккумуляторов, который мы условно назовем "батарейный". На фото слева блок проверки контрольных устройств в аккумуляторной яме. По центру батарейный аппарат № 1 для передачи постоянно тока на главные гребные винты. Справа щит для отключения силовой цепи.
Во втором отсеке на верхней палубе находятся рубка гидроакустика и каюты офицеров: каюта командира, двухместная каюта офицеров, кают-компания офицеров, каюта старшего помощника командира, каюта помощника командира. Внизу на двух палубах аккумуляторные ямы 1 и 2.
Идем вдоль левого борта. Каюта командира подводной лодки
Каюты других членов экипажа офицерского состава
Подводная лодка Б-440 была заложена 1 июня 1970 года на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Спущена на воду 16 сентября 1970 года.
16 января 1971 года после сдаточных испытаний вошла в состав 211-й бригады подводных лодок 4-й эскадры подводных лодок Северного флота СССР. В 1971-1972, 1973-1974, 1977 и в 1983 годах выполняла боевые задачи в Средиземном море, в 1982 в Баренцевом и Норвежском морях, в 1984 в Северо-Восточной Атлантике.
Рубка гидроакустиков. Не помню точно, где она размещена во втором отсеке. Странно, но мне говорили. что она должна быть на том месте где прорезан новый вход в носовой части отсека, уничтоживший рубку. Но вот на этом фото она в целости и сохранности.
Офицерская кают-компания
В январе-июле 1988 года лодка осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО. 12 августа 1989 года на глубине 80 м Б-440 попала в трал норвежского рыболовецкого траулера «Орион» к юго-востоку от острова Медвежий. Сеть была снята силами личного состава судна, позднее лодка ушла в подводное положение, при переговорах голосом капитан национальную принадлежность скрыл. Основными причинами происшествия признаны безграмотное маневрирование и неоправданное сближение с целями.
Рядом с люком перехода в третий отсек еще один пост по управлению аккумуляторными батареями и подачей электричества на двигатели
Люк перехода в третий отсек - центральный пост управления подводной лодкой. Слева прорезан нештатный проход для экскурсантов
Ух, как тут много различных вентилей и приборов! Справа перископ для наблюдения надводной обстановки, или командирский перископ. Если я ничего не путаю, его шахта должна уходить вниз, но тут она закрыта какой-то заглушкой. Фото сделано через штатный люк.
В 1990-1995 гг. лодка проходила капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. В 1994 году перечислена в состав Балтийского флота и зачислена в состав 25-й бригады подводных лодок 4-й дивизии учебных кораблей. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации.
В 2003 году было принято решение установить подлодку в качестве музея г. Вытегра. В 2003 году началось переоборудование в музей на Кронштадтском морском заводе, что было завершено в 2005 году. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы - необходимое условие для приема судна, которое ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озёр. 10 декабря 2005 года подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков.
В центральном посту. Перископ для наблюдения надводной обстановки. Слева внутрикорабельная электрическая связь "Каштан". За перископом проход в штурманскую рубку.
Внутри штурманской рубки. Слева штурманский прибор для фиксации пройденного курса и автоматической прокладки нового курса
Прибор прокладки курса укрупненно. Обратите внимание на дубляж этикетажа на английском языке
Памятка вахтенному штурману. Может кому пригодится
Еще одна приборная панель автомата прокладки курса расположена сразу слева при входе в штурманскую рубку
Гальюн центрального поста лодки расположен в отдельной выгородке по соседству со штурманской рубкой у перископа. Обратите внимание, что даже это помещение насыщено всевозможными щитками, соединительными коробками и рукоятками управления механизмами.
Интерьер гальюна центрального поста
Пара кадров у перископа. За ним лестница в боевую рубку. К сожалению, нам туда попасть не получилось, буквально перед нами пришел в аварийное состояние замок люка и сотрудники музея не рискнули нас туда пускать, можно было остаться без пальцев.
Напротив перископа по правому борту расположено несколько приборов: репитер гиррокомпаса и дифферентомер, устройство визуализации управления погружения и всплытия, рукоятки управления вертикальным (ВР) и горизонтальными рулями (носовыми (НГР) и кормовыми (КГР)).
Репитер гирокомпаса и дифферентометр укрупненно
Вид на отсек центрального поста со стороны кормового люка
Основной воздушный пульт 9раздаточная колонка) предназначен для подачи воздуха высокого давления в различные цистерны для вытеснения воды. маховики клапанов цистерн быстрого погружения (ЦБП) - красные, цистерн главного балласта (ЦГБ) - черные, дифферентных цистерн - синие. Но есть версия что их тут не так покрасили - уж слишком много красных маховиков.
Пульт управления торпедной стрельбой расположен, если правильно помню, за штурманской рубкой по левому борту. Жалею, что не снял крупно шкалы. Как я понял это именно тот самый "Ленинград-641", которые вырабатыет данные для торпедной стрельбы.
В кормовой части отсека центрального поста расположен гирокомпас
Интересно, почему здесь на люке написано давление 1,5 кг/кв см, что как минимум в 10 раз меньше, чем на других люках? Объем отсека 118 куб м.
Проходим в четвертый отсек лодки. Под верхней жилой палубой расположены аккумуляторные ямы 3 и 4. На верхней палубе: каюты мичманов, рубка связи, пост специальной связи, рубка радиометриста, секретная часть, кают-компания мичманов, каюта заместителя командира лодки по воспитательной работе, буфетная и камбуз.
Проход в рубку связи
Пост спецсвязи с каким-то непонятным агрегатом под потолком. Внизу на столе макеты подводных лодок иллюстрирующие эволюцию их архитектурных типов
Рубка радиометриста и ее оборудование для определения надводных целей
Коридор на верхней палубе четвертого отсека. Вид в сторону кормы
Интерьер секретной части. У нас на КП спать в серетной части можно было только на бетонном полу под столом, свернувшить калачиком, т.к. даже по диагонали выгородка вряд ли превышала 1,60 м в длину. Здесь же для существования мичмана обеспечены вполне комфортные условия. почти как в капитанской каюте.
Камбуз
Вид на верхнюю палубу четвертого отсека со стороны комового люка
Использована справочная информация следующих ресурсов:
1.
Подводные лодки проекта 6412.
Проект 641 Foxtrot3.
Б-4404.
Проект 641 Навигация по всем материалам проекта Вкруг Онеги 2018
здесь Дзен-репортаж здесь...