Пираллахи - остров контрастов в Азербайджане

Oct 03, 2020 10:26

Несмотря на свои скромные размера и площадь в 10 кв. км, Пираллахи это второй по размеру и, наверное, самый интересный остров Азербайджана. Такого в России нигде не увидишь. Отделенный от восточной оконечности полуострова Апшерон одноименным проливом и омываемый водами Каспийского моря, во времена СССР остров носил гордое имя большевика Артема и являлся центром нефтедобычи.
В современном Азербайджане Пираллахи позиционируют как место паломничества, зону отдыха или даже как туристическую достопримечательность. Море и сухой средиземноморский климат этому благоприятствует. Однако, экологические и социальные проблемы, которые здесь предпочитают не замечать, а старательно прятать за высокими и красивыми заборами, со времен СССР никуда не делись, а скорее всего даже усугубились.
Этот репортаж против обыкновения не будет подробным рассказом об острове, за один раз все не расскажешь, детали оставим на потом. Это будет отраженное в четырех десятках фотографий первое впечатление, по своему передающих особый островной дух в формате блиц-знакомства.




Я ничего не знал про Пираллахи. Знал только что там обязательно надо побывать и просто взглянув на карту, свободный от каких-либо предрассудков и установок, отправился на небольшой клочек суши с одноименным поселком городского типа.




После бакинской "Рублевки", в которую превращена значительная часть полуострова Апшерон, а особенно его северо-восточное побережье с дворцами, виллами и ресторанами (Вы когда-нибудь видели ресторан размером с квартал небольшого города?), после пыльных нефтяных полей с качалками, после камышей Апшеронской косы, мне хотелось провести вечер в уединении на живописном морском взморье. А может быть даже там переночевать, сначала вволю накупавшись на закатном солнце, а потом посидеть у костра с фруктами и вином. Перед дальней дорогой домой душа хотела романтики.

Так или иначе, мы с Белкой по роскошному шоссе с идеальным асфальтовым покрытием как на крыльях спустился к Апшеронскому проливу. День выдался пасмурным, раскрашивая фотографии в причудливые цвета сквозь дымку и стирая тени.


Когда-то, при Советской власти, остров для нужд нефтедобычи при помощи дамбы соединили с материком и даже проложили по ней электрофицированную железнодорожную ветку из Баку, с конечной островной станцией Артем (позже Пираллахи). Но времена изменились, в 2016 году дамбу разомкнули, соорудив мост, с возможностью прохода под ним небольшим судам. Трудно сказать насколько эффективен этот проект и что полезнее для экономики Азербайджана - проход под мостом катеров  или железнодорожное сообщение с островом. Со строительством моста ландшафт пролива стал чуть более радовать глаз и материковый берег начал активно застраиваться виллами, несмотря на продолжающееся обмеление Каспия. Когда-нибудь, вместо пролива здесь будет болото и камыши. Все возвращается на круги своя, в далеком прошлом остров был частью Апшеронского полуострова и соединялся с ним естественным перешейком, но после подвижек земной коры отделился от материка.




Я не удержался и съехал под мост, чтобы сфотографировать опоры в виде гигантских букв П. Вероятно, отсюда их скопипастил Артемий Лебедев для Перми. Размер и пропорции идеально совпадают. Надо только их выкрасить в ярко красный цвет.



Поснимав рыбаков, затонувшие баржи, дачу президента Азербайджана и военно-морское управление, об этом расскажу в другой раз, я, любуясь пейзажами и мостом, выехал на северную сторону дамбы.



Вдалеке остров Пираллахи, а под мостом на обширной площадке дамбы впору устраивать open-air фестивали



Вид на скалистую возвышенность Апшеронского полуострова с Апшеронским маяком 1859 года постройки. Его я снимал в дождь ранним утром следующего дня



За маяком каскадом спускается к проливу какая-то дворцово-парковая территория. Сразу скажу, она сильно охраняется и на следующий день охрана мне запретила снимать не только там, но и у маяка. Да и вообще посоветовала побыстрее уезжать. Я было решил что это какой-либо правительственный дворец или военная база, но все оказалось довольно таки прозаично.



Оказывается, это построенный в нулевых годах Президентский лагерь "Нуротан". Нечто похожее на российский "Орленок". Правда детей я там не заметил и не в меру не дружелюбная охрана все-таки наталкивала на мысли, что сейчас лагерь используется не по прямому назначению, несмотря даже на наличие детского музея.



Чуть повошкавшись под мостом я вернулся обратно на трассу, пересек по мосту пролив и мимо роскошной зоны отдыха мправа от шоссе углубился на территорию острова. Обратите внимание на эти радующие глаз свежие посадки хвойных деревьев по обе стороны дороги. За посадками прячется безрадостная пустыня и вертодром со зданием аэровокзала



На смену посадками по обе стороны дороги приходят глухие заборы из профнастила. За ними скрывается Парк высоких технологии, еще не начатый строительством. Чуть ранее я проскочил не заметив дивизион ЗРВ с С-175-2ТМ на вооружении



Въезжаю в поселок городского типа Пираллахи по проспекту Камиля Рзаева и проезжаю его насквозь. Первый попавшийся заброшенный многоэтажный недострой резко контрастирует с фонарями, ровным асфальтом и свежей разметкой. Что ни говори, а дороги в Азербайджане отменные



Устремляюсь к северной оконечности острова. Справа муниципалитет Пираллахинского района и более крупное здание районной полиции. Эта часть поселка выглядит современно. Обратите внимание на фигурку человека на фото. Она задает масштаб. Деревья и кустарники в сквере низкорослые и здания рядом с ними смотрятся большими, но на самом деле они всего в два или три этажа.



Глухие заборы здесь любят как и на всем Апшероне. Некоторые весьма художественны и архитектурно богаты. На этом заборе росписи с сюжетами нефтедобычи закрывают частные владения, которые могут быть намного беднее выставленного на показ забора



Проезжаю несколько новых многоквартирных домов и на этом для меня дорога заканчивается упираясь в КПП со шлагбаумом за Парком Космонавтов. Ну не парадокс ли? Разворачиваюсь и иду договариваться с охраной. КПП перегораживает проезд в северную, наиболее интересную часть острова с месторождением "Нефтяные пески" и прочим техногеном. Прошу меня пропустить, но охрана остается непреклонна. Возвращаюсь в машину и, наблюдая за действиями охраны через зеркало, ищу по навигатору пути объезда. Дорог в обход КПП много, кто ж знал, что парадный проезд будет закрыт? Благоразумно решаю не соваться в северную часть острова, я уже привлек к себе внимание, а вернутся обратно и уйти из центра поселка на восточное побережье, открытое в сторону большого Каспия.



На прощание фотографирую монумент из нержавейки посереди кругового движения у Парка космонавтов



Почти сразу ныряю в какую-то улочку в разрыве забора напротив большой новой девятиэтажки и, оставив Белку у телевышки, отправляюсь с камерой посмотреть старую застройку поселка



Эти дома построены еще при СССР. Странные проекты, не качественный кирпич и не качественная кладка. Такой архитектуры не увидишь в Крыму, да и, пожалуй, в Средней Азии. Такое впечатление, что это дома вахтового поселка нефтяников периода 30-х годов прошлого века.



Даже двухэтажные многоквартирные дома здесь окружены глухими заборами с прилепленными к ним изнутри сарайчиками и гаражами. Можно подумать, что здесь живут беднейшие слои населения Пираллахи. На самом деле это не так, - окна выдают. Обратите внимание на черные рамы в обрамлении облезлой побелки. Это не выбитые стекла, а тонированный стеклопакет и еще с солнце- или дождезащитными козырьками



Второй дом с традиционными балкончиками. Вроде бы дома идентичны, но, приглядевшись, понимаешь, что фасады сильно отличаются. Может быть их хозспособом строили как когда-то коровники в деревнях?



Из центральной части поселка от единственной АЗС, на которой я впервые заправился азербайджанским бензином, а до этого все жег казахский, поворачиваю на восток и практически сразу попадаю в другое измерение. Здесь и начинается настоящий трэш. В воздухе летают какие-то пакеты и обрывки полиэтилена, вокруг разбросан мусор, бутылки и ПЭТ-тара - обычная для Азербайджана вне центров крупных поселений картина.



За этой изгородью из проволочной сетки - озеро. Оно так и подписано на картах как озеро.



Его берега покрыты толстым слоем нефти. Я даже стал думать что и само озеро состоит из нефти. Ее запах ни с чем не спутаешь.



Въезжаю в какой-то "шанхай" или самострой. Я так и не понял, люди здесь живут или это дачные участки?



Если я не ошибся это заброшенный хлебозавод



Первые качалки. Их здесь очень много. В отличии от России в Азербайджане нет традиции оборудовать кустовые площадки. Что такое наклонное бурение здесь тоже не знают. Скважины и качалки ровным слоем и в произвольном порядке покрывают те места где есть нефть, а это большая часть Апшеронского полуострова и окрестностей Баку.



Вот так выглядит берег Каспийского моря в этом месте. В очередной раз бросаю Белку и отправляюсь гулять с фотоаппаратом. Что такое водоохранная зона здесь похоже тоже не знают. Скважины расположены на самом берегу моря, на пляже и в море.



Никакой обваловки на случай техногенной аварии. Подтеки нефти просто поступают в грунт. Судя по всему мелкие разливы нефти просто закапывают или их смывает море. А мы еще удивляемся: куда это каспийский осетр пропал?



Честно скажу, больших разливов нефти я сам не видел, ну разве что озеро на предыдущих фото и вот этот квадратный бункер, заполненный нефтью,  рядом с качалкой. Тут же на помосте хранятся обсадные трубы, после ремонта скважины их не убирают. Возможно потому что никому не придет в голову их воровать. Кстати, почему? На некоторых месторождения на скважинах оставляют необходимые для обслуживания и ремонта вышки, как на дальнем плане, и нефтяное поле, утыканное вышками, полностью меняет свой вид. В Росси КРС-ники обычно используют передвижные ремонтные вышки.



А вот и городской пляж. Давление в "самоваре", что на переднем плане похоже есть, несмотря на разомкнутый фланец.



Пляж находится в шаговой доступности от ближайших новых домов Пираллахи. Хотя не все они еще достроены и не известно будут ли?



Еще одна скважина по дороге к пляжу. Здесь нефть идет самотеком или наоборот закачивают воду в пласты



Сначала мне этот вид напомнил набережную Брайтона с его знаменитыми пирсами. Но пирс Пираллахи оказался элементом инфраструктуры месторождения. Туда мы еще пройдем.



Будущее Азербайджана






Прохожу на пирс. Про его устройство расскажу отдельно. А пока зайдем в здание на платформе и осмотримся. Ряд окон с выбитыми стеклами произвели на меня неизгладимое впечатление. Их хотелось снимать, снимать и снимать. Можно было снимать все три окна, каждое окно в отдельности или вид из каждой ячейки рамы со старой советской расстекловкой. Посмотрите на эту фотографию и вы поймете что я прав. Ее хочется разрезать на части. Вид через каждое выбитое стекло наполнен особым неповторимым смыслом и здесь можно найти массу аллегорий.



Как мне показалось, ранее на платформе был водозабор для закачки морской воды в пласты. Сейчас агрегаты демонтированы, но какое-то слабое давление в системе кое-как проложенных по верху платформы труб еще есть. Теплая соленая вода вяло вытекает из фланца и, оставляя ржавые лужи, растекатся по платформе. Так, наверно, будет везде, когда человечество вымрет. А потом природа возьмет свое. Пока же ей очень печально.



Иду к машине и тут у Белки и брошенного кем-то велосипеда меня встречает стая злых и голодных собак. Пришлось повысить на них голос. Стая разбежалась, но две ощенившиеся сучки (bitches on the beach) остались на пляже. Поняв, что они были не правы, псины даже пытались мне позировать на фоне морского прибоя и торчащих из воды свай изаржавевших нефтяных платформ. Очень романтичное место для ночлега. То что я хотел, направляясь на Пираллахи. Великолепный пляж, чистый песок и кристально прозрачная вода могут сделать отдых здесь незабываемым. Обязательно надо приехать сюда с девушкой.




Пока я раздумывал, стоит мне или нет тут сейчас купаться, за моей спиной послушалось какое-то движение. Сучки опять забрехали, но уже не на меня. Оглянувшись я почуствовал как мурашки побежали по спине. Мимо меня пробегала собака-зомби. Несчастное животное когда-то провалилось в нефтяную лужу. Нефть сожгла всю кожу и выела глаза. Животное было обречено на медленную и мучительную смерть...




Это жуткое фото запрещено для публикации на Яндекс.Дзен и не вошло в репортаж, хотя косвенно историю я там упоминаю. До сих пор мучает мысль, чем ему можно было помочь. К сожалению, наверное уже ни чем. Гуманнее было пристрелить, прекратив е страдания навсегда. В Азербайджане, как в любой мусульманской стране, нет служб помощи животным попавшим в беду, а тем более собакам.
От увиденного у меня пропало все желание здесь ночевать, я сел в машину и поехал на материк.

Покидаю не гостеприимный и странный остров Пираллахи. Еще один вид на Апшеронский пролив, Апшеронский маяк и Президентский лагерь "Нуротан"



С этого ракурса хорошо виден, расположенный на нижней терассе Государственный дворец молодежи и, чуть дальше от береговой черты, летний кинотеатр.



Неподалеку от маяка я и встал на ночлег еще засветло. А утром меня застал дождь, который с перерывами преследовал практически до дома. Кажется это был первый дождь за три месяца.

Навигация по материалам моего большого путешествия 2019 года здесь.

Дзен-репорт здесь

Экология, Нефтянка, Путешествия, Азербайджан

Previous post Next post
Up