Продолжим рассказ о 30-ой батарее Севастополя с помощью фотографий, сделанных немцами, после взятия ее в июне 1942 года. В прошлый раз мы остановились на фотографиях
трансформаторной подстанции, которой по мнению многих диванных комментаторов не могло существовать в природе или она была вообще снята в другом месте.
В этот раз обратим внимание на орудийный блок батареи в районе военной улицы и входов во внутренние помещения. Не так давно диванные эксперты мне писали, что невозможно пробить пулей броневые двери батареи. Могу с уверенностью сказать что внутренние двери на раз два. А вот внешние, входные, действительно затруднительно, особенно если знать, что их от дураков и взрывной волны прикрывает специальное устройство входа типа сквозник, что хорошо видно и сейчас и на немецких фото. Собственно немцы про это знали и особо во внутрь через них не лезли, тем не менее замена в послевоенный период входных дверей позволяет предположить их непригодность для дальнейшего использования.
Для начала посмотрим как выглядела 30-я бронебашенная батарея Севастополя, когда бои уже закончились. От воздействия артиллерийского огня и бомбежек бетонный массив батареи частично потерял свою обваловку и обсыпку грунтом, но пробит был только в одном месте в помещении воздушных фильтров (чего кстати, я как не старался не разглядел на фото). Военная улица, проходившая в горжевой части батареи, была полностью засыпана грунтом и бетонными обломками, превратившись в узкую тропинку. Напротив обоих входов валяется большое количество горелого имущества, частично сброшенного под склон. Его происхождение не известно. С 6 июня батарея подвергалась обстрелу 615-мм мортирами типа "Карл". С выходом немецких частей на соседние высоты точность корректировки возросла и обе башни были выведены из строя.
В эти дни 78 лет тому назад 15-противник силами от двух до четырех полков с танками 132-й пехотной дивизии проводил наступление (силы противостоящих советских войск составляли не более полутора-двух полков) рассчитывая захватить деревню Буденовку и окружить батарею № 30. При этом просочившаяся 15 июня в район совхоза Софьи Перовской группа немецких автоматчиков перерезала воздушную и подземную линии связи батареи № 30 с городом. 16 июня перестала действовать и радиосвязь, так как были уничтожены все антенны, а попытки связаться с помощью подземной антенны не увенчались успехом. 17 июня батарея №30 была окончательно блокирована противником.
За время третьего штурма батарея успела сделать 656 выстрелов по противнику.
В этой цифре уже кроется ответ "патриотам" - любителям духоподъемных легенд о 30-ой батарее навечно вбитых в анналы омериканской Википедии. Их смысл в различных вариациях сводится к тому, что и 30-я батарея (с 17 июня) по исчерпанию снарядов стреляли по противнику "болванками" и даже жгла наступающего врага пороховыми газами.
Ничем кроме как глупостью такие сочиненные в советское время и раздуваемые в наши дни истории не назовешь. К 17 июня все орудия 30-ой батареи были приведены к молчанию, то что осталось от башен представляло собой груду металлолома, не способную не только стрелять, но и повернуться в сторону противника.
Неудачная попытка доставить боезапас на батарею или наоборот вывезти излишки под угрозой окружения?
Боекомплект батареи составлял 800 снарядов (вместимость погребов) на 4 орудия. К началу третьего штурма запас 12" снарядов в Севастополе был доведен до 270 шт. на одно орудие, что было предельным для остаточной живучести стволов. Как мы видим, 30-я батарея даже не успела расстрелять имеющийся в погребах боезапас. На 35-ой батарее дела обстояли несколько загадочнее. Каким-то образом, при выходе из строя одной башни снарядов стало не хватать и их, в последние дни обороны, штучно доставляли авиацией. Тем не менее, батарея была подорвана имея некоторое количество боеприпасов (не практических) в остатке, о чем свидетельствую
их наличие в казематах до строительства там мемориала.
Но вернемся к орудийному блоку, а точнее к его горжевой части, выходящей на военную улицу. Здесь развернулись драматические события июня 1942 года с попытками прорыва блокированного гарнизона батареи к своим. Как видно из приведенного ниже чертежа, орудийный блок имел два прикрытых сквозниками входа, примерно одинаковых по конструкции: основной на правом фланге и запасной на левом. Оба этих входа хорошо выделяются на съемке, сделанной во время облета батареи.
Чертеж орудийного блока 30-й батареи (1932 г.) из статьи: Н.В. Гаврилкин (Москва), Д.Ю. Стогний (Севастополь). Батарея №30. 70 лет в строю. Цитадель №№ 12 и 13, 2005 и 2006 гг.
17 июня 1942 года в 4 часа 30 минут немецкие саперы в результате нескольких повторных попыток достигли сильно обороняемых главных входов, для заграждения входов были установлены пулеметы. В результате этих действий советский гарнизон был заперт в орудийных блоках.
В помещениях окруженной батареи осталось около 250 человек личного состава, бойцов 95 стрелковой дивизии и морских пехотинцев. В соответствии с указаниями командования береговой обороны, в случае блокирования батареи противником, личный состав батареи должен был вырываться из окружения тремя группами, причем последняя группа должна была взорвать батарею. Первая группа в количестве 76 бойцов во главе с инструктором политотдела береговой обороны Калинкиным вышла, но частью была перебита немцами, части группы удалось прорваться и доложить командованию Береговой обороны о положении на батарее. Остальной личный состав затянул выход, при этом противник, обнаружив выход первой группы, усилил свой огонь по выходам из массива батареи и сделал дальнейший прорыв невозможным.
Ночная попытка гарнизона 18 июня прорваться к своим войскам также потерпела неудачу. [Гаврилкин Н.В., 2006]
Левофланговый (западный) вход в артблок батареи. Правый проем сквозника использовался для загрузки боеприпасов, левый для входа расчета. Над входными проемами хорошо видна копоть внутренних пожаров. Пространство перед входом завалено мусором с покрытия блока. Вероятно не очень ранняя фотография, т.к. экскурсантами уже набита солидная тропа.
После серии подрывов башенных установок, и применения горючих веществ для выкуривания защитников батареи из казематов, началась постепенная сдача гарнизона в плен.
19 июня немецкие саперы поместили 500 кг взрывчатки на глубину 6 метров под западную башенную установку [очевидно, башня № 1]. Взрыв отбросил броневую крышу башни на 5 метров в сторону, поднял одно из орудий на 45° вверх и перекосил всю башню.
Вскоре после этого семеро русских солдат сдались в плен. Немного позже, когда взрывные работы продолжились, кавказец, который немного говорил по-немецки, предложил свои услуги в переговорах о сдаче гарнизона в плен. В ответ на обещание сохранить пленным жизнь, 117 советских солдат, в том числе 2 лейтенанта, вышли из казематов - все совершенно черные, некоторые с серьезными ожогами. По их словам, еще 114 человек, в том числе майор, комиссар, несколько офицеров, 6 медсестер и один ребенок, остались внутри - из них примерно половина ранены, половина убиты [так в тексте; в других источниках - половина ранены или убиты]. По рассказам пленных, взрывной волной в казематах выдавлены все двери, но работают аварийное освещение и телефонная связь с командованием в Севастополе (с дверями и связью они явно приврали, прим. мой).
Вид на левофланговый вход. На дальнем плане опора ЛЭП на покрытии трансформаторной подстанции
На следующий день немцы продолжили свои усилия по «выкуриванию» остатков гарнизона. Когда саперы опустили по 230 кг взрывчатки на 13 метров вглубь каждой башни и приготовили горючее для заливания в щели, защитники батареи произвели встречный взрыв в глубине западной [ ? ] башни, который привел к воспламенению горючего и взрыву заложенных саперами зарядов. Один немецкий офицер погиб, еще три человека были ранены, из них двое смертельно.
230 кг взрывчатки в восточной [ ? ] башне сдетонировали по плану, вызвав внутри батареи пожар и сильное задымление. В 18:00 послышались яростные удары у восточной входной двери, но в ответ на призыв сдаваться, выкрикнутый одним из пленных, раздались выстрелы.
Один из левофланговых входов, снятый из огромной воронки на месте военной улицы
Утром 21 июня два совершенно почерневших солдата вышли из восточного выхода. Они сообщили, что пожар на верхних этажах цитадели продолжается, и что около 120 солдат, офицеров, а также женщины и ребенок сгорели или задохнулись. Солдаты сказали, что хотели открыть двери раньше, но были остановлены выстрелами изнутри батареи. [Svein Olsen, 2001].
Собственно вот одна из цитат о внутренних разборках среди гарнизона, которую как-то у меня выпрашивали комментаторы-"патриоты", не поверив в свое время на слово.
Воронка перед левофланговым входом. На дальнем плане видна дымовая камера со сбитым жестяным оголовком. В воронке лежит что-то похожее на раскуроченный автомобиль
25 июня 1942 г. командир батареи майор Г.А. Александер, отрезанный от основного массива на КП, вышел с группой бойцов через водосток и на следующий день был захвачен в плен, а затем расстрелян. 26 июня при зачистке казематов батареи были пленены 40 последних защитников батареи.
Немецкие экскурсанты на прогулке. Слева и на закрытом сеткой входе в блок что-то похожее на таблички, запрещающие проход вовнутрь. На дальнем плане хорошо видна дымовая камера.
Вид на левый фланг орудийного блока. Румынский король Михай осматривает захваченную 30-ю батарею (2 августа 1942 г.)
Источник Левый входной портал в наше время. Видно понижение рельефа на месте воронки (?) перед входом.
Источник фото Левый портал
Переходим к главному, правофланговому входу в орудийный блок. Судя по количеству обломков и мусора, это одни из самых ранних фото.
Правофланговая входная группа. На дальнем плане хорошо видна дымовая камера и целая стенка помещения воздушных фильтров. На каком-то участке она завалилась вовнутрь от близкого разрыва боеприпаса, но этого на фото не видно. Может быть починили? Обратите внимание на камрада в белых штанах с карабином за плечом.
Правый вход, Перед проемом для загрузки боезапаса виден валяющийся снаряд. Похоже монорельс сохранился до сих пор.
Правый входной портал в наше время.
Источник фото Обратите внимание на табличку рядом со входом в сквозник
На переднем плане много какого-то горелого хлама. Как версия, это остатки процесса "выкуривания" защитников блока с помощью дыма, но проходы в сквозник здесь не носят следов пожара в отличии от левого портала. Чуть позже весь этот мусор был сброшен вниз и его хорошо видно на фото с самолета
На этом фото вход в орудийный блок приведен в порядок, ступени подметены, вероятно, в ожидании высоких гостей. Но справа стоит запрещающая табличка.
Фото сделано во второй половине дня, когда солнце лучше освещает вход. Что расположено в проеме не совсем ясно.
Табличка рядом с главным входом гласит:
Ни одной пяди чужой земли
не хотим. Но и своей земли,
ни одного вершка своей
земли не отдадим никому.
Сталин
После войны она была сбита.
Еще одно фото, кажется из книги "Борьба за Севастополь"
Портал главного входа в наше время. Монорельс на своем месте, место таблички не угадывается совсем
Немецкие солдаты над порталом входа
Для меня так и осталось загадкой куда делись останки советских бойцов. По официальной версии они были захоронены в братской могиле при въезде на территорию батареи при ее восстановлении. Сейчас рядом с братской могилой стоит часовня. По какой-то причине немцы не захоронили всех защитников батареи. Есть свидетельства, что окончательное захоронение уже скелетированных останков из казематов производилось местными женщинами в начальный период восстановления батареи. Что несколько странно, ведь батарея была посещаема официальными делегациями, помещения батареи тщательно обследовала комиссия немецких инженеров, да и при обороне Севастополя в 1944 году они использовалась немцами как склад/убежище. Могил на начало 50-х годов было две. На одной из них справа от дороги в нулевые годы был построен дом. Вполне возможно, что это было санитарное захоронение 1942 года. На фото этот дом за правым обрезом кадра где стоит бульдозер.
Фото 2005 года
Фото 2016 года
Еще одна загадочная фотография из моего архива. Похоже на раскадровку кинохроники. У меня она почему-то подписана как 30-я батарея. С большой долей натяжки могу предположить, что это эпизод у стрелкового бруствера, идущего вдоль военной улицы. Что делают немцы и что торчит за плечом одного из них, похожее на запасные ствол к пулемету, не ясно. В Die Deutsche Wochenschau я этого кадра не увидел.
Использованы источники:
1.
http://www.bellabs.ru2. Гаврилкин Н.В. (Москва), Стогний Д.Ю. (Севастополь). Батарея № 30. 70 лет в строю. Цитадель №№ 12 и 13, 2005 и 2006 гг.
3. Svein Wiiger Olsen. BATTERY MAXIM GORKII I. Приложение к The Four Battles for Kharkov. "After the Battle" #112, 2001
Рассказ о 30-ой батарее в наши дни
был здесь Дзен-репортаж здесь