"Дон" - малый морской танкер Черноморского флота

May 13, 2020 13:03


Ко Дню Черноморского флота ВМФ России
Жители и гости Севастополя до недавнего времени могли наблюдать этот небольшой корабль в Южной бухте Севастополя, как с окрестных холмов, так и с борта экскурсионных суденышек. Обычно, на суда вспомогательного флота мало кто обращает внимание. Тем не менее, хоть наш кораблик не грозный, но он имеет примечательную историю и несколько боевых походов в своем активе.

Вид на Южную бухту и суда вспомогательного флота у причальной стенки из Сквера Интернационалистов



Для того, чтобы рассмотреть корабль поближе, пройдем на территорию воинской части и поднимемся на его борт.

Танкер "Дон" и морской буксир МБ-23 послевоенной постройки (в строю)



Обеспечение советских плавучих ракетно-технических баз (пр.323) топливами и окислителями баллистических и противокорабельных ракет первого поколения (которые не имели ампульного хранения компонентов) потребовало создания специального танкера небольшой грузоподъёмности пр.1541 (около 357 т окислителя и 152 тонн спецтоплив).
Проект танкера был разработан Приморским ЦКБ. Головной танкер построен в на судостроительном заводе в Выборге в 1962 г. Всего построено 9 танкеров. Переход отечественных баллистических ракет к ампульному хранению компонентов привёл к приостановлению дальнейшего строительства подобных танкеров. Два танкера данного проекта были переоборудованы по пр.1852 ("Дон" - на ЧФ, "Аламбай" - на ТОФ).

Танкер "Дон" у причальной стенки. Поднимемся на его борт


Малый морской танкер "Дон" был построен на ССЗ № 363 в пос.Понтонный в Ленинграде по исходному пр.1541 (заводской № 750) в 1966 году. В июне 1967 года по внутренним водным путям прибыл в Севастополь. Начал свою деятельность с обеспечения противолодочных крейсеров "Москва" и "Ленинград" авиакеросином, затем обеспечивал сдаточные испытания всех тяжелых авианесущих крейсеров, в том числе и ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов".

ТТД:
Водоизмещение: 1540 т.
Размеры: длина - 62,5 м, ширина - 10,7 м, осадка - 4,3 м.
Главная энергетическая установка - одновальная дизельная мощностью 1000 л.с.
Скорость полного хода: 12 узлов.
Дальность плавания: 4000 миль на 10 узлах.
Автономность: 10 суток.
Силовая установка: дизельная, 2000 л.с.
Грузоподъемность: 510 тонн.
Экипаж: 40 чел. (4 офицера).

Для начал пройдем в носовую часть корабля и осмотрим емкости для хранения топлива. Эти нержавеющие танки были установлены в 1979 году в процессе модернизации, когда стало уже понятно что КРТ танкеру не возить.







В январе 1970 года танкер впервые вышел в Средиземное море на боевую службу для обеспечения ПКР "Москва". Затем ежегодно дважды, а в 1973 году трижды выходил на боевую службу, участвовал в учении "Океан". Участие в боевых службах закончил в 1974 г., совершив заходы в Александрию, Порт-Саид и Мерса-Матрух.
В 1979 году танкер "Дон" был переоборудован по пр.1852 в Севастополе на заводе имени Серго Орджоникидзе, для обеспечения испытаний подводного аппарата пр.1906. Интересной характерной деталью переоборудования стали новые танки судна, выполненные из нержавеющей стали, что позволяло подавать топливо самого высокого качества.

Пройдем еще дальше в носовую часть по трапу между рядами цистерн и оборудованием подачи топлива и оглядимся вокруг



Прямо по курсу у причала № 94 Судоремонтного завода "Персей" новый сухогруз "Vesta", спущенный на воду 8 марта 2006 года на китайской верфи Тайчжоу и спустя пять месяцев уже проходящий какие-то работы по покраске корпуса. Ходит под флагом Белиза, в 2016 году переименован в "Balat".




Примерно курсом в 45 градусов у причала 247-го отдельного дивизиона подводных лодок пришвартованные ПЗС-50 и "Алроса"



Справа по борту пришвартованы буксиры МБ-103, МБ-304. За ними прячется гидрографическое судно "Донузлав" 1983 года постройки. Все корабли в строю



Слева по борту красавица "Ангара". Спущенный на воду в 1938 году в Гамбурге, корабль использовался в качестве штаба кригсмарине. На нем побывала вся верхушка III Рейха. После войны достался в качестве трофея СССР, использовался как правительственный, представительский и штабной корабль. В настоящее время передан частной структуре. От корабля остался один ржавый корпус... Так у нас относятся к истории флота. За "Ангарой" прячется килекторное судно "КИЛ-158", а перед ним торчит нос катера связи "КСВ-1754".




Если я не ошибся, практически вплотную к танкеру "Дон" был пришвартован морской транспорт вооружения ВТР-94, предназначенный для транспортировки, хранения и передачи на плаву или у причальных сооружений торпедного боезапаса боевым кораблям различного класса. ВТР-94 спущен на воду в 1971 году и до сих пор в строю. Кажется это боевой соратник нашего танкера и наверняка какое-то время они работали в спарке. Интересно, зачем люки в трюм имеют такую фигурную форму?







А теперь вернемся к нашему танкеру и пройдем в рубку. Здесь много любопытного. Не замечаете ничего необычного?



С 1984 года танкер "Дон" обеспечивал сдаточные испытания ТАКР "Адмирал Кузнецов". С 1986 года танкер перевозил автомобильный бензин в Донузлав, порты Измаил, Одесса, Херсон, Николаев и Поти. Участвовал в учении, в ходе которого выполнял показное мероприятие в пункте Поморце (Болгария) для начальников штабов МО государств Варшавского Договора по заправке с танкера бензином отмобилизованного из резерва моторизованного полка.
В 1992-1993 годах танкер принимал участие в обеспечении бензином беспричальным способом гудаутской группировки российских войск и эвакуации Потийской ВМБ. После этого обеспечивал дизельным топливом корабли и части Черноморского флота.

Рабочее место рулевого. За давностью лет я многое уже подзабыл, так что сильно не бейте, а лучше помогите в определении устройств поста управления. Как я понял, слева от рулевого расположено устройства управления ходом судна, прямо перед рулевым - гирокомпас. А вот привычного всем штурвала то и нет...




Штурвала нет потому, что управление судном осуществляется с помощью вот этого рычага на рулевой колонке. Не привычно?



Рулевая колонка крупным планом



Вверху прибор определения угла отклонения руля с табличкой "не  работает", ниже переговорная труба и второй гирокомпас (?). Справа инструкция рулевому.



Машинный телеграф - кажется так называется это устройство управлением хода судна



В правом углу рубки расположено странное устройство похожее на гиперболоид инженера Гарина и рентгеновский аппарат одновременно. Мне кажется это прибор для управления судном по радиолокатору в условиях плохой видимости.



Без преувеличения сказать - уникальный прибор, кренометр. Примечательны здесь шильды и военные годы выпуска неким кооперативом. Вот что удалось разобрать: ВСЕКОПРОМСОВЕТ РАДИОЛАБОРСОЮЗ ниже Кооплаб...рургия, еще ниже 1942 г. № 1016 Надеюсь он жив где-нибудь в частной коллекции.




Танкер "Дон" свои последние годы жизни входил в состав 3-й группы 205-го отряда управления вспомогательного флота, с базированием на Южную бухту Севастополя. 05.09.2017 г. на малом морском танкере "Дон" был спущен флаг вспомогательного флота, и судно было исключено из списков флота. После этого судно находилось на отстое в Южной бухте Севастополе, а 16.05.2018 г. было отбуксировано в Стрелецкую бухту для демонтажа оборудования.

А фото для тех кто в теме - Дмитрий Стогний, благодаря которому стала возможна эта экскурсия



Пока мы вошкались в рубке, а время у меня было крайне ограничено ибо наверху кое-кто меня ждал, вокруг танкера начались странные маневры. Морской буксир МБ-174 выполнял полицейский разворот мене чем в 10 метров от пришвартованных судов.






Разворот прошел успешно, буксир упыхтел по своим делам, а я пошел по своим, не отказав себе в удовольствии пройтись вдоль всей причальной стенки до Графской пристани и отснять еще кораблей себе для коллекции. Но об этом в следующий раз

Использованы материалы сайта "Черноморский флот"
Все фото мои, 16 августа 2006 года.

Дзен-репорт здесь...

Крым, ВМФ, Севастополь, Черноморский флот

Previous post Next post
Up