Псков. Лагерь советских военнопленных на кожзаводе

Apr 12, 2020 10:10

Ко Дню освобождения узников фашистских лагерей и в юбилейный год Победы собрал материалы об еще одном лагере советских военнопленных на окраине Пскова.
Лагерь на кожзаводе, а точнее отдельная рабочая команда, был расположен в Андрохновском лесу по Ленинградскому шоссе. О нем есть только скупые строки в архивных документах и совсем нет упоминаний в современной прессе и литературе. Причина проста, история лагеря на кожзаводе была заслонена историей трагедии Андрохновского леса, где во времена фашистской оккупации 1941-44 годов проводились массовые расстрелы гражданского населения Пскова.



Да собственно и о самом Андрохновском лесе с салотопкой сейчас предпочитают не вспоминать. Тема в Пскове запретная, т.к. на месте расстрелов секретарем регионального политсовета "Единой России" Алексеем Севастьяновым при поддержке Администрации Псковской области обустраивается Парк развлечений "Раздолье", а веревочный парк "Город мечты" уже действует. К этой теме мы еще вернемся.

Как я уже говорил, о лагере есть только отрывочные упоминания, в основном при привязке массовых захоронений гражданских, расположенных вокруг него. Тем не менее этот исторический эпизод достоин отдельного упоминания.
Впервые я оказался на территории так называемого лагеря на кожзаводе летом 2008 года, тогда, после осмотра территории вокруг салотопки мы решили проехать через лес и случайно заехали на территорию бывшего кожзавода. К нашему удивлению, место оказалось обитаемым, а на обширном дворе мы увидели какую-то хозяйственную активность. Тогда мы даже не могли предположить, что видели подлинные постройки лагеря, решив, что это какая-то послевоенная контора.
Все это время я переживал, что до конца не доточил тему. Случай представился спустя десять лет в 2018 году, когда мы с Юрием Алексеевым отправились смотреть локомотив развития туриндустрии Пскова - стройку Севастьянова на месте расстрела жителей Пскова у дома Павловой. Об этом у меня был подробный репортаж здесь. Потом, выбравшись из-за забора, в оставшееся время, решили осмотреть территорию кожзавода.
Для понимая того как тут все расположено приведу схему из предыдущего репортажа. На ней ареалами показаны места максимальной концентрации массовых расстрелов и захоронений гражданских жителей, нанесенные по архивным данным и натурным осмотрам. Однако, судя по тем же архивным документам, расстрелы и захоронения проводились бессистемно на всей территории Андрохновского леса и даже на другой стороне Ленинградского шоссе.



Припарковавшись у домика на месте бывшего кожзавода мы решили осмотреть его снаружи. Хозяев на месте не оказалось. Сразу стоит оговориться, что на кожевенный завод данная довоенная контора не тянула. По всей видимости, это было нечто среднее между живодерней и заготконторой. Наличие салотопки в 500 метрах севернее как бы на это намекает. Да и в документах кожзавод зачастую проходит не как завод, а как склад кожсырья или даже кожживсырья. На довоенных и немецких картах в этом месте обычно обозначена пара кирпичных строений.



Дом не производил впечатление шибко старого, а то строение к которому он был пристроен тыльной стеной не производило впечатление жилого. Скорее оно походило на какое-то промышленное здание, возведенное, как обычно говорят, хозспособом.



При ближайшем рассмотрении обращаем внимание на окна. Такие большие окна в жилых домах не делают. Меньший объем походил скорее всего на здание сельмага, чем на чью-то дачку.



У большего объема окна напротив были несоразмерно маленькими. Такие обычно бывают у коровников или у складских помещений.



Увидев силикатный кирпич на фронтоне здания мы почти потеряли к нему интерес, но тем не менее решили осмотреть с другой стороны на пути к салотопке



Объезжаем кожзавод с запада. Через густую растительность и всякие скворечники мало что видно



Тут самое время вспомнить скупые архивные строчки из дел, хранящихся в Государственном архиве Псковской области. Это протоколы допросов местных жителей, в период оккупации проживавших в Пскове и ставших свидетелями "злодеяний" или в силу тех или иных обстоятельств активно пытавшихся выступить в качестве свидетелей. К таким документам надо подходить осторожно, я отобрал только наиболее достоверные. Свидетелей допрашивали по делу о расстрелах в Андрохновском лесу, но некоторые из них попутно упоминали и лагерь на кожзаводе.

Из протокола допроса Артемьева Матвея Михайловича, 13 марта 1945 года: «На кож.заводе был лагерь для военнопленных. Рядом с этим заводом был их склад трофеев, т.е. разные машины, снаряды, орудия.» [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 12. Л. 40-41]. Не совсем понятно какой склад трофеев он имеет ввиду. Тот который был на станции Березка или другой?
Из протокола допроса Павловой Надежды Никандровны 1890 г.р., 15.05.45, Андрохово: «Дом мой стоял невдалеке от склада кожжев-сырья. На складе кожживсырья, на всей его территории с 1941 года по 1942 год находился лагерь советских военнопленных и вся складская территория обнесена колючей проволокой.» [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 12. Л. 57]
Здесь мы имеем точное указание на размещение рабочей команды военнопленных на кожзаводе в период с 1941 года по 1942 год

Из протокола допроса свидетеля Рогозиной Надежды Михайловны 1945 года марта 8 дня, место жительство п.Андрохново: «...проживала в п.Андрохново при Салотопке... А в самом поселке Андрохново находился еще лагерь где находились мирные граждане, советские женщины и мужчины, были так же дети и старики, тем тоже были созданы условия голодного вымирания...» [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 1. Л. 114].
Из протокола допроса Рогозиной Надежды Михайловны, 1945 март 9 дня: «От места где была салотопка, в сторону к ст.Березка так же в лесу, расположены постройки кож. завода. При немцах там был лагерь для гражданского населения. Но были ли там расстрелы я не знаю.» [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 12. Л. 38].
Примечательно, что гражданка Рогозина Н.М. допрашивалась два дня 8 и 9 марта, показания у нее несколько разнятся и, местами, как мне показалось, она старалась оправдать ожидания следователей. Типа "да, зверства были, но сама не видела". Однако, в данном конкретном случае она четко помещает лагерь гражданских на кожзаводе. Наиболее вероятно, что рабочий лагерь гражданских, которые использовались на хозработах и строительстве укреплений псковского обвода линии "Пантера", возник на кожзаводе уже в 1943 и 1944 годах. Это подтверждается показаниями следующего свидетеля.

Из протокола допроса свидетеля Тимофеевой Марии Никитичны 08.03.45 «Кроме того, в конце 1943 года я была направлена в лагерь находящийся на салотопке, откуда водили нас для рытья окопов. Жили в бараках.» [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 12. Л. 82]
В протоколе допроса Тимофеевой Марии Николаевны (?) 08.03.45. упоминается о лагере «Салотопка» для мирного населения в конце 1943 г. и об использовании самолетов с целью заглушить крики расстреливаемых [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 12. Л. 120-121] Тут я уже не стал дословно цитировать этот лютый, но показательный, трэш. Возможно это одно и тоже лицо и просто ошибка в отчестве.

А вот это уже прямое указание на наличие в данном районе в дополнение к гражданским захоронений военнопленных.
Из протокола осмотра 15.05.45 пос. Андрохово. Оперуполнномоченный ОУР Управления милиции Псковской области мл. лейтенант Пантиков. Понятые Калнин, Павлова Н.Н., Артемов М.М. «На территории склада кожживсырья на западной его стороне в 100 метрах от самого помещения обнаружено два места расстрела и захоронения..., места размером в диаметре 10 метров где захоронены советские военнопленные.» [ГАПО. Ф. Р-903. Оп. 3. Д. 12. Л. 65].

Вот по этой дороге мы с запада объехали кожзавод, он все еще скрыт от нас деревьями. Весь лес в этом месте изрыт немецкими окопами. Достаточно хорошо фиксируется система круговой обороны опорников на небольших песчаных возвышенностях.



Заходим на зарастающую территорию кожзавода с северной стороны. В 2008 году здесь был обширный хоздвор с боксами и какой-то полуразобранной техникой.



У леса виднеются руины боксов вроде как из силикатного кирпича, к ним мы еще вернемся, а пока пройдем к уже осмотренному нами с другой стороны зданию



Здесь нет забора и будки с собакой, можно подойти поближе



Как интересно, из под известки торчит краснокирпичная кладка которая свидетельствует о почтенном возрасте здания



В центральной части фасада имеется широкий дверной проем за ним окна



Если взглянуть на ближнюю к жилому дому часть, то становится понятным. что когда-то все окна были большого размера. А это говорит о том, что перед нами бывшее производственное здание. В последствии часть оконных проемов была уменьшена.



А вот эта часть очень показательна. На месте световых окон проделаны окна для получения/выдачи кожсырья



Вот эти окна, видна вторичная заделка проемов с сторону их уменьшения



Я специально даю много фотографий этого здания. Вдруг когда-нибудь на e-bay всплывут фотографии военнопленных на фоне похожего здания и можно будет их привязать к этому лагерю



С восточной стороны здания просматривается какая-то мелкая постройка. Зря мы туда не пошли.



А вот это полуразваленные боксы для техники из силикатного кирпича. Посмотрите, что там торчит из кустов? Правильно - старая краснокирпичная кладка. На старых картах в этом месте отмечено крупное здание, по своим размерам превышающее только что нами осмотренное. Как можно убедиться размер кожзавода позволял разместить на его территории достаточно приличную рабочую команду военнопленных, а в последствии и гражданских лиц.



Подведем предварительные итоги экскурсии. Лагерь на кожзаводе является одним из немногих мест заключения советских военнопленных в Пскове, где сохранилось до нашего времени подлинное здание, свидетель тех времен. Наличие подлинного объекта, а так же контекст Андрохновского леса, как нельзя более подходят к мемориализации данного объекта и создания соответствующего музея. Все лучше чем делать патриотам мифическую камеру пыток в немецком убежище рядом с Псковским сельхозтехникумом. Но там хоть бункер сохранили. А здесь?

Вероятно, в скором времени на месте кожзавода появится очередной филиал Парка развлечений.
Вместо эпилога пару слов о тех уважаемых всеми патриотах, кто строит на костях в Андрохновском лесу Пскове:

Согласно бизнес-справочнику "Сбис" владельцем 90% ООО "Раздолье" является известный псковский предприниматель Николай Загоруй (он же владелец спортивно-развлекательного парка "Простория" с веревочным комплексом и скалодромом, а также ресторанного комплекса "Двор Подзноева"). Директор и бывший владелец ООО "Раздолье" Алекексей Севастьянов - авторитетный псковский предприниматель, президент группы компаний «Авто-альянс», депутат Псковского областного собрания, секретарь политсовета псковского отделения партии «Единая Россия», президент Псковской Областной Федерации футбола, актер, в 2002 - удостоен звания «Магистр милосердия». Основной и единственный заказчик ООО "Раздолье" по не менее чем 11 госконтрактам - Администрация Псковской области. Показанная выручка на 2017 год 10 млн. руб. По непроверенным данным, строительство веревочного парка велось при софинансировании из бюджета Псковской области.

Бросам прощальный взгляд на забор с ключей проволокой империи развлечений Загоруя с Севастьяновым и уезжаем к салотопке. О ней мой рассказ в следующий раз.



Репортажи по теме Андрохновского леса:
1. Массовые захоронения у д.Андрохново и салотопки в Пскове.
2. Раздолье - незабываемый отдых на месте расстрела жителей Пскова. Этот репортаж псковские СМИ отказались публиковать у себя. А зря, Родина должна знать истинное лицо своих героев.

Дзен-репорт здесь

PS: счас узнал, что проволоку "егоза" что по верху забора идет, производит ООО "Русская стратегия" - ору.

Псков, Единая Россия, Концлагеря, Массовые захоронения, Власть, Военнопленные

Previous post Next post
Up