Пост был задуман ко Дню геолога,
но родился только сейчас в несколько измененном виде.
Это событие не заметили в России, но оно вызвало мягко говоря неоднозначную реакцию в Таджикистане. Для того чтобы разобраться что к чему, отправимся на уникальное месторождение серебра Ак-Джилга, расположенное в труднодоступном районе Памира на высоте свыше 4,5 тысяч метров над уровнем моря. В истории геологии оно известно под именем Акджилга (Ак-Джилга). Ну а те, кто в теме, знают его под именем Базар-Дара (Бозардара). Именно так сейчас называют древний город рудокопов и металлургов IX-XII веков нашей эры, найденный в начале 60-х годов прошлого века советскими геологами при поиске месторождений серебра.
На перевале Восточная Базардара высотой 4664 м над уровнем моря по пути на рудник Ак-Джилга. По этой дороге осуществляется сообщение рудника с "Большой землей", завоз оборудования, ГСМ, продовольствия и вывоз серебряной руды. Зимой сообщение прерывается и рудник не работает.
Что же случилось 1 октября 2019 года в День основания КНР?
В этот день нижней палатой парламента Таджикистана было ратифицировано соглашение между правительством Республики Таджикистан и китайской компанией Kashgar Xinyu Dadi Mining Investment Company Ltd («Каши Синьюй Дади Майнинг Инвестмент Лимитед» в руской транскрипции и 喀什鑫豫大地矿业投资有限公司 в китайской) о комплексной разработке месторождения серебра «Якджилва» (может специально так его именуют в прессе?) в Мургабском районе Горно-Бадахшанской автономной области (Памир).
Дорога на рудник Ак-Джилга ныряет с верхнего Памирского тракта в северном направлении в одну из небольших безымянных долин Северного Аличурского хребта. Ее не пропустишь. Недалеко от своротка стоит ашхона Ак-Балык у одноименного прозрачного круглого и глубокого озера, напоминающего кратер метеорита. В ашхоне можно заказать жареную на хлопковом масле форель. На самом своротке - строения дорожно-эксплуатационного участка, чуть выше круглая кошара с каменной кладкой стен. Более менее сносная грунтовая дорог на первых порах позволяет ехать, распугивая сурков, так быстро, как только может ваша машина на высоте 4 тыс. метров в гору. Затем дорога забирает все круче вверх, одновременно делаясь сложнее и опаснее. Склоны гор покрывает снег, в колее днем появляется вода, а ночью лед, справа склон, слева обрыв. Наконец вы достигаете наивысшей точки маршрута - перевал Восточная Базардара высотой 4664 метров над уровнем моря, что на 9 метров выше самого высокого автомобильного перевала на территории СССР и Памира - Ак-Байтал. Так что мы с Белкой забрались чуть повыше чем все остальные автопутешественники по Памиру, которые обычно Базардару игнорят. Это была наивысшая точка всего нашего путешествия.
Click to view
С перевала спускаемся по пробитому в снегу серпантину и вдоль безымянного ручья в северном направлении выходим в долину реки Базардара, левого притока реки Мургаб, который в свою очередь впадает в знаменитое Сарезское озеро. Узкая долина уходит направо, а дорога резко поворачивает на юго-запад - к верховьям Базардары. Со всех сторон нас окружаю горные вершины, с севера и запада достигающие высоты 5800 метров над уровнем моря. Минуем расположенный на высоком плато город древних металлургов и рудокопов Базардару. Сюда мы еще вернемся. Замечу только, что он снабжал серебром Кушанское царство в период его расцвета и мне до сих пор не понятно, не только как там в IX-XII веке не только выживали люди (температура зимой здесь падает иногда до -55 градусов), но и где они брали дерево для построек и топливо для выплавки серебра. Кизяки для этого не годятся. В этой высокогорной каменистой пустыне даже кусты не растут, а 23 июня на перевале еще лежит снег....
Едем дальше. Вдоль дороги все чаще и чаще начинаю попадаться выходы черных скальных пород. Как я понимаю, черный цвет указывает на наличие серебра. Достигаем урочища Ак-Джилга и останавливаемся у черных скал с петроглифами.
Петроглифы Ак-Джилги на этих блестящих, отполированных временем и людьми скалах так сразу и не увидишь, но они есть. Мне представляется, что издавна на этом перекрестке усталые путники или пастухи пытались оставить след о себе на века. Надо сказать, это им удалось.
Здесь дорога еще сильнее доворачивает на юг и устремляется вдоль безымянного ручейка с северной стороны к перевалу Ак-Джилга (4919 м), обратно к Памирскому тракту. Конечно с Памирского тракта можно попасть на рудник коротким путем через этот перевал, а не так как я ехал, описав приличный крюк. Только вот древняя дорога, а точнее тропа, через перевал Ак-Джилга в Базар-Дару проходима лишь пешком и на осликах, и то не всегда из-за снежного покрова. Еще пять километров и мы достигаем, спрятавшегося в верховьях долины уже современного рудника Ак-Джилга. Вкатываю на территорию вахтового поселка, паркуюсь рядом с бортовым УАЗом и иду искать начальство.
С начальством мне сразу не повезло. Найдя кого-то из более менее говорящих по-русски маркшейдеров, я выяснил, что самый главный начальник - китаец, и он отдыхает после обеда. Надо ждать. Ну что ж - подождем. Ведь я хочу посетить рудник и переночевать в вахтовом поселке. Внутри домика, что на переднем плане, мне снимать не разрешили. В комнате маркшейдеров успел заметить схему проходок в которой без бутылки мне было не разобраться. Так что я отправился ждать на улицу, фотографировать и общаться с редкими работниками рудника.
Как я понял, эта площадка с какими-то вещами под брезентом - вертолетка. Рудник только оживает после зимней спячки. Не знаю, используют ли здесь для доставки чего-либо вертолеты, или только в экстренных случаях, но основные грузы завозятся и вывозятся на китайских полноприводных заниженных фурах, которые обеспечивают грузоперевозки по всему Памиру. Простая фура по памирским дорогам не пройдет.
Честно говоря, про фуры я не знал и был сильно удивлен, покидая Базардару в ночь, догнав две фуры, идущие с рудника. Через несколько километров они меня заметили и вежливо пропустили вперед. Так что на перевал я карабкался в сумерках лихо и беззаботно, зная что тылы у меня прикрыты. Если меня спросят какие дальнобои самые крутые? Без сомнения - памирские. Они ползут груженые там, где Ниве не так то легко на узких и крутых горных дорогах.
Но вернемся к нашему руднику. Если приглядется, то видно, как дорога подходит к технологическим зданиям и дальше, размашистым серпантином, карабкается по склону. В склоне горы имеется несколько штолен, в которых добывают серебряную руду. Но я сколько не старался, их не увидел. На космосъемке плохо просматриваются только две из них. Как я понял, это разведочные проходки еще советских времен.
Месторождение было открыто в 1962 году. Разведочные работы на Ак-Джилге велись с конца 70-х годов до 1993 года. Однако за это время объём запасов рудопроявления так и не был установлен. Доразведку месторождения Ак-Джилга с целью уточнения запасов и определения рентабельности добычи проводила казахская компания ТОО «С.А.Мinerals» на основании выданной лицензии на 2006-2016 гг. По другим данным геологоразведка началась 1984-1991 годы и продолжилась в 2007-2013 годах со стороны компании ТОО «С.А.Мinerals».
Вероятно, в средние века серебро выплавляли из россыпных руд ниже по течению, а может быть даже мыли самородки. Про древние серебряные копи мне пока информации не попадалось. И только в советское время было обнаружено сначала рудопроявление, а потом и пригодное для промышленной добычи месторождение с максимальной концентрацией серебра в руде.
Спустя какое-то время, когда большой начальник проснулся, мне сообщили, что в моей просьбе на осмотр рудника отказано и я могу пофотографировать только в районе вертолетной площадки. Но мы не привыкли отступать, не мытьем да катаньем мне удалось попасть к самом главному на руднике, только за тем, чтобы вновь получить отказ. Не помню на каком языке мы с ним общались, на английском или через переводчика, но я был очень удивлен нелюбезности и закрытости китайских братьев. Все-таки я рассчитывал на более благоприятный финал. В результате программа сократилась и мне пришлось сильно ускориться, т.к. оставался не осмотренным город древних металлургов Базардара, солнце уже клонилось к закату, а ночевать в Базардаринском ущелье мне не хотелось не только по причине отсутствия интернета и того, что прошлым вечером я чуть не сдох от болей в боку. Надо было выбираться в Аличур, где Инет все-таки позволял закатать пару фоток в Инсту и была хоть плохонькая, но больница, на случай, если приступ повторится.
Кстати об Инете. Как я понял,на руднике организован какой-то спутниковый канал для своих. Электричество здесь получают для освещения от солнечных батарей, а для промышленных нужд от генераторов, для чего фурами завозят солярку. Проблема отсутствия ЛЭП и энергоресурсов стала одной из серьезных для разработки этого месторождения. Все дело в том, что построить мини-ГЭС на реке Мургаб конечно можно, но толку от этого будет мало. Зимой, когда температура падет иногда уже в ноябре до -50 градусов, реки перемерзают, а вскрываются не ранее мая. Использование дизель-генераторов еще более увеличивает себестоимость добываемого металла. Солярка завозится по Памирскому тракту из Киргизии (зимой перевалы не проходимы) или из Китая, но это не точно. Отсутствие инфраструктуры, труднодоступность района и суровость климата стала одним из существенных ограничений в инвестиционной привлекательности рудника и, возможно, не разработке его во времена СССР.
Не знаю, кто живет в этих палатках? Может быть местные рабочие? Или это столовая?
Тем не менее инвестор нашелся и как раз в июне 2019 года было заключено соглашение между правительством Республики Таджикистан и китайской компанией «Kashgar Xinyu Dadi Mining Investment Company Ltd» о комплексной разработке месторождения серебра «Якджилва» в Мургабском районе. Ратифицировано оно было символично на 1 октября - День основания КНР.
Надо отметить, что Таджикистан прочно сидит на игле дешевых китайских кредитов, задолженность по которым с каждым годом растет. Китай целенаправленно выдавливает Россию, а практически уже выдавил из Памира, и возвращает в орбиту своего влияния зону максимальной исторической экспансии на запад как на Памире, а так же на сопредельных территориях Таджикистана, Киргизии и Узбекистана, используя для этого финансовые инструменты, а иногда и прямое политическое давление.
До 2004 года границу Таджикистана в ГБАО охраняли российские пограничники. Пока они не покинули Памир, китайцы отказывались открывать переход на автодороге Хорог-Мургаб-Кульма, соединяющей Китай и Таджикистан. Еще в начале 2000-х годов Таджикистан и Китай подписали соглашение «О демаркации границы и урегулировании территориальных споров», по которому Таджикистан передал Китаю тысячу квадратных километров территории Мургабского района на Памире. Соответствующий протокол к соглашению был ратифицирован Таджикистаном в 2011 году. Для сравнительно небольшой территории Таджикистана это немало, однако МИД республики назвал это соглашение «победой таджикской дипломатии», поскольку еще с позапрошлого века китайская сторона претендовала на 28,5 тыс. квадратных километров таджикской территории.
КНР и Таджикистан осенью 2016 года подписали соглашение об укреплении таджико-афганской границы. В результате Китай построил в приграничных районах ГБАО три военных комиссариата, четыре воинских части, четыре штаб-квартиры и тренировочную базу для пограничных войск. В Мургабском районе границу патрулирует международный патруль, основу которого составляют китайские военнослужащие, с незначительным участием представителей Таджикистана, Киргизии и Афганистана. На границе с Афганистаном в Ишкашиме, в районе Лангара и Вахана стоят китайские посты. На территории афганского Малого Памира Китаем был построен военный учебный центр с китайскими военными инструкторами, которые обучают афганских военных. Проводятся совместные учения.
Международный патруль в районе заставы Харгуш.
Репортаж был здесь После того, как в прессе появились сообщения о передаче рудника Ак-Джилга на семь лет в разработку китайцам, в социальных сетях поднялась волна негодования жителей ГБАО, которые полагают, что рудник предоставляется соседям для покрытия перед ними задолженностей по кредитам. Полный текст соглашения можно
посмотреть здесь, но доступ к нему, как и к основной базе законодательства РТ на удивление платный. Тем не менее, кое-что удалось найти по крупицам в СМИ.
Руководство ГБАО выступило с разъяснениями и отметило, что развивать экономику области можно только в горнорудной промышленности с привлечением иностранного капитала. Например, в Согдийской области с участием китайских инвесторов разрабатывается более 20 месторождений золота, серебра и угля, в бюджет поступают налоги, а жители региона обеспечиваются работой.
Тем не менее некоторые озвученные официальными лицами цифры все-таки вызывают вопросы.
Дорога на рудник и "скворечник" туалета
Глава Госкомитета по инвестициям и управлению госимуществом Фаррух Хамрализода в октябре 2019 года отметил, что в соответствии с подписанным документом компания «Kashgar Xinyu Dadi Mining Investment Company Ltd» выступит в качестве инвестора, а реализовывать проект будет другая китайская компания - С. А. MINERALS. Но мы то с вами уже знаем, что ТОО «С.А.Мinerals» это казахская компания (или ее уже купили китайцы?), инвестором которой выступает китайская сторона в лице
«Kashgar Xinyu Dadi Mining Investment Company Ltd». Кстати, у обеих компаний даже нет своего сайта. Или в китайском сегменте Инета все-таки есть?
Так же в СМИ отмечалось, что еще в 2016 году месторождение было передано компании «С.А.Мinerals», а в 2018 году было открыто при участии президента страны Эмомали Рахмона. На предприятии в 2018 работало 200 человек, в том числе 101 местный житель.
Лицензия на разработку месторождения «Якджилва» (!) выдана компании сроком на 7 лет (по другим данным на 20 лет). Китайские инвесторы вложат порядка $40 млн в разработку месторождения и будут ежегодно добывать до 40 тонн металла. По итогам геологоразведочных работ ТОО «С.А.Мinerals» и уточнению запасов рудника Главное управление геологии Таджикистана в середине 2016 года сообщало, что утвержденные Госкомиссией по запасам республики серебряные ресурсы этого рудника составляют 204 тонны 920 кг. ГКЗ утвердила запасы по категории С1 - 113,14 тонны (содержание 1 тонну руды 791 грамм), а по категории С2 - 93,34 тонны (содержание 488 грамм на 1 тонну руды). По словам таджикских геологов, среднее содержание серебра в 1 тонне руды Ак-Джилги составляет 640 грамм и это при том, что в самом крупном месторождении серебра Центральной Азии «Большом Кони Мансуре» на 1 тонну руды приходится лишь 50 граммов серебра. Период разработки месторождения «Якчилва» составляет 12,5 лет.
Источник На этом склоне гор виден свежий, недавно обустроенный, серпантин к двум новым штольням рудника, которых не видно на космосъемке, но на фото они хорошо читаются по отвалам породы. На переднем плане небольшой домик пока еще с русской надписью "Пекарня". Слева какая-то непонятная сетка. Уголь что ли просеивают для печки. Не думаю что руду.
СМИ отмечали, что интересы Таджикистана в предоставлении месторождения китайской компании заключаются в получении налогов. Однако, инвестор освобождается от уплаты налога на прибыль, уплаты НДС и таможенной пошлины при импорте необходимого оборудования и материалов на 7 лет. Китайская компания будет работать на полученном участке до тех пор, пока там не закончатся запасы серебра. А теперь посчитаем за сколько лет исчерпаются запасы месторождения, если компания будет добывать по 40 тонн серебра в год, а запасы составляют 205 тонн? Что-то мне подсказывает, что они легко уложатся в 7 лет безналогового периода. Потом Таджикистану останутся в лучшем случае только хвосты самого богатейшего месторождения серебра республики, а Китай и дальше будет лидировать по объемам добытого серебра в мире.
КНР в последнее десятилетие уверенно занимает третье место в мире по добыче серебра (3,6 тыс. тонн в 2018 году), при этом не располагая его большим запасами, которые оцениваются всего лишь в 41 тысячу тонн. Интересно, что лидерам по запасам серебра является Польша, но добывает она мало. По прогнозам специалистов, если спрос и мировой темп роста добычи сохранятся, то через 20 лет мир вступит в полосу дефицита серебра.
Пока я ходил и фотографировал, вдруг на вертолетку заехало странное транспортное средство, похожее на грузовой мотороллер-самосвал. Мое внимание переключилось на него.
Два мужика то ли выгрузили, то ли загрузили пару мешков из общего бурта
Как я понял, это даже не мотороллер, а мотоблок с самосвальным кузовом. Крутящий момент чуть-ли не ременной передачей передается на редуктор с карданом в результате чего колымага едет. Чего только не придумают хитрые китайцы.
Они уже кажется знали о Covid-19
Таратайка все никак не хотела трогаться, но потом все-таки завелась и с трудом переключая передачи резво побежала в сторону рудника
Как мне сказали мужики, они и по руднику на ней ездят. Вот интересно, это промышленное изделие или какая-то самоделка?
Мужики уехали, все потеряли ко мне интерес, занятые своими делами. А я бросаю прощальный взгляд на вахтовый поселок и сожалея о несбывшихся надеждах готовлюсь уезжать
Вид от вахтового поселка рудника вниз на долину Базардары. Мне туда, за поворотом справа, примерно километрах в 10-15 древний город Базардара. Видите справа странное строение на отшибе в окружении хиленького заграждения из колючей проволоки? Как вы думаете что там?
Нет, это не концлагерь, а склад тринитротолуола, используемого для взрывных работ на руднике. Руду здесь добывают взрывным способом.
В качестве эпилога:
Сегодня Памир практически закрыт для всех внешних инвесторов, кроме Китая, у которого правительство страны предпочитает брать кредиты, потому что КНР не ставит в качестве условий проведение социально-экономических реформ, в отличие от МВФ, ЕБРР и других финансовых институтов.
Китай с готовностью раздает развивающимся странам кредиты, которые затем становятся обременительными долгами, и их Пекин не прощает. Эксперты не исключают, что именно китайское влияние на экономику Таджикистана стало одним из препятствий на пути вступления республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Китайские кредиты - не дешевое удовольствие, ведь за них платят землей и полезными ископаемыми. В Душанбе понимают, что расплачиваться придется, и отдают в разработку свои недра: к примеру 80% золоторудных месторождений республики разрабатывает Китай.
Таджикистан становится все менее надежным союзником и партнером для России, и все дальше отходит от сферы влияния РФ. Власти республики не скрывают, что получили в лице Пекина более выгодного партнера, но Россия предпочитает этого не замечать. Этим и объясняется то, что Китай с куда большей легкостью получает доступ к таджикским ресурсам, чем РФ.
По мнению российской власти, гегемония Китая в Таджикистане не противоречит российским интересам в регионе. Считая Пекин своим стратегическим партнером, Москва на постепенное вытеснение из зон своих же интересов смотрит сквозь пальцы.
Китай использует Памир не только как транзитную зону, но и как трамплин для наращивания экономического и военного влияния в Центральной Азии, а также в Афганистане, Пакистане и Индии.
Источник Покидаю месторождение и резво качу вниз по живописной долине Базардары на встречу приключениям и в раздумьях о судьбе Родины и месторождения
Навигация по моему Большому Средне-Азиатскому путешествию 2019 здесь Дзен-репортаж здесь. Подписывайтесь на канал...